Планы правительства о повышении доли безналичных расчетов в экономике уже в ближайшее время начнут претворяться в жизнь. Нацбанк уже практически определился с суммой, которой будут ограничены расчеты наличкой. Напомним, что цели введения таких лимитов, - во-первых, ускорение и упрощения денежных расчетов, и, во-вторых, борьба с теневой экономикой и нелегальными доходами.
 
«Это очень простая взаимосвязь, — утверждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Чем больше денег пойдет через банковские счета, тем проще будет контролировать теневые доходы. Соответственно, тем больше налогов поступит в казну». Сокращение объема наличных денег в экономике является общей стратегией для всех европейских стран. В Европе в среднем доля наличных в денежной массе сегодня не превышает 5—6%. В тоже время в Украине с использованием наличных средств осуществляется три четверти всех денежных операций- от покупки продуктов в супермаркете до автомобилей и недвижимости.

Сейчас объемы наличных денег на руках у населения достигают критической точки. По оценкам большинства экспертов, они превышают 200 млрд грн и порядка $50—70 млрд иностранной валюты. Более точные цифры никто указать не может, однако эта сумма постоянно увеличивается. Соответственно, экономика, нуждающаяся в ликвидности, недополучает огромные средства. Кроме того, банкиры отмечают, что обслуживание наличных денег является чрезвычайно дорогим. Основными затратами учреждений являются расходы на перевозку наличных ценностей, охрану и инкассацию.
 
Согласно расчетам Нацбанка, увеличение объемов безналичных расчетов в экономике на 10% обеспечивает дополнительный прирост ВВП на 1,5% в год. Эксперты отмечают, что сокращение оборота наличных денег в экономике также повлияет и на стоимость ресурсов для потребителей.
«Чем больше средств находится в безналичном обороте, тем дешевле финансовый ресурс обходится банкам, —подчеркивает Александр Охрименко. — Следовательно, банкиры могут предложить населению более дешевые банковские продукты. Когда мы киваем в сторону Западной Европы и говорим, что в Дании или Швеции очень низкие ставки по кредитам, мы забываем о том, что наличности там «ходит» мало, основная масса средств находится на банковских счетах. Проще говоря, украинские банки по сравнению с европейскими сейчас обескровлены, им нечем удешевить кредиты. Если хотя бы третья часть денег перекочует из-под матрацев в банки, процентные ставки по займам начнут снижаться. Конечно, на это потребуется не один месяц, но двигаться в данном направлении необходимо».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

859