В связи с досадным инцидентом, произошедшим в ночь с 22 на 23 июля 2010 года в городе Брянске, когда российские пограничники сняли с поезда № 42, следовавшего из Киева в Москву, и отправили в Украину нашего соотечественника Василия Овсиенко, бывшего узника совести, известного правозащитника и публициста, члена Украинской Хельсинской группы с 1978 года, Уполномоченный по правам человека Нина Карпачева обратилась к своему коллеге – Омбудсману Российской Федерации Владимиру Лукину и министру иностранных дел Украины Константину Грищенко с просьбой всесторонне изучить обстоятельства произошедшего и принять необходимые меры с целью недопущения подобного неуважения к человеческому достоинству, нарушений, которые, учитывая их общественный резонанс, препятствуют дальнейшему развитию традиционно дружественных отношений между Украиной и Россией. Об этом ForUm’у сообщили в пресс-службе Омбудсмана.
Василий Овсиенко ехал в село Кучино Чусовского района Пермской области для участия в Международном гражданском форуме в Музее истории политических репрессий и тоталитаризма «Пермь-36», который с 1995 года действует в помещении колонии особого и строгого режима ВС-389/36. Именно там Василий Овсиенко находился в 1981 –1987 годах, именно там погиб Василий Стус, именно там отбывали наказание Олекса Тихий, Юрий Литвин, Валерий Марченко, Левко Лукъяненко, Михаил Горынь, Иван Кандыба, Иван Сокульский, Иван Гель и другие известные украинские правозащитники.
Как рассказал Овсиенко в телефонном разговоре с Уполномоченным по правам человека, кроме участия в дискуссии на Международном гражданском форуме, он намеревался собрать и опубликовать материалы о политзаключенных послесталинского периода.
Несмотря на широко обнародованное решение президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об отказе от практики так называемых черных списков в отношениях между Россией и Украиной, Овсиенко так и не смог попасть на международное событие, куда был официально приглашен.
Карпачева обращает внимание на то, что инцидент с недопуском Овсиенко на территорию России произошел в то время, когда украинская сторона в конечном итоге перестала препятствовать въезду в Украину российских должностных лиц, в отношении которых ранее действовали определенные ограничения.
Омбудсман Украины неоднократно публично выступала против применения «черных списков» как с украинской, так и российской стороны, считая, что подобная практика является неприемлемой, противоречит международным стандартам в сфере прав и свобод человека и не способствует укреплению отношений стратегического партнерства между нашими государствами и народами.
Карпачева глубоко убеждена: запрет на въезд на территорию России Василия Овсиенко нельзя расценить иначе, как нарушение его права на свободу передвижения, участие в собраниях и митингах и как печальный пример сохранения в отношениях между Украиной и Россией практики ограничения конституционных прав человека.
В соответствии с Договором о сотрудничестве между Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Омбудсман Карпачева предлагает своему российскому коллеге Владимиру Лукину объединить усилия с целью защиты прав граждан наших государств на свободу передвижения, всесторонне изучить произошедший инцидент, выяснив прежде всего, кто, когда, на каком основании, по каким мотивам внес гражданина Украины в «черный список» и почему об этом ничего не было сообщено Овсиенко. Ведь, кроме всего прочего, речь идет о человеке, много страдавшем от несправедливости, имеющим почтенный возраст и сердце которого могло просто не выдержать такого публичного надругательства.
По мнению Уполномоченного по правам человека, одной из безотлагательных мер МИД Украины для недопущения подобных нарушений в будущем могла бы стать соответствующая нота отечественного внешнеполитического ведомства Министерству иностранных дел Российской Федерации.
Производство Омбудсмана Украины о нарушении прав и свобод известного отечественного правозащитника, бывшего узника совести Овсиенко будет продолжаться до полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств этого досадного инцидента.