Президент Виктор Ющенко в пятницу заявил о давлении, оказываемом на следственную группу по делу о заказчиках и организаторах убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Впрочем, и представитель вдовы погибшего, и бывшие сотрудники Генпрокуратуры считают, что подобными заявлениями глава государства сам оказывает давление на следствие.
Отметив, что у Генпрокуратуры есть ключевой свидетель, показания которого позволяют "поставить точку в этой позорной для Украины истории", а также, что каждый день задержки "обрастает политическими сценариями", президент подчеркнул, что ожидает от ГПУ оперативности и законности в расследовании дела о заказчиках и организаторах убийства Георгия Гонгадзе. При этом он заявил, что ему "надоели комментарии", касающиеся этого дела, и призвал руководителей правоохранительных органов работать, а не комментировать. "Чтобы не случилось, как с генералом Пукачем – знали, где он, а задержать никто не мог",– предупредил силовиков глава государства.
– А президент своими заявлениями разве не оказывает давление на следствие? Заявляя о давлении, он сам и давит на следствие,– сказал Ъ бывший прокурор Киевской области, а сейчас глава комитета Верховной рады по вопросам правовой политики Сергей Мищенко (БЮТ).
О политическом давлении на следственную группу, расследующую это уголовное дело, в том числе и со стороны первых лиц государства заявила и представитель вдовы журналиста Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко.
– Президент говорит, что ежедневно будет контролировать следственную группу. Я считаю, что это было поспешное и слишком категоричное заявление, которое оказывает на следственную группу давление,– сказала она на своей пресс-конференции в пятницу.– Тимошенко (премьер-министр Юлия Тимошенко.–Ъ) рассказывает о том, что она удивлена задержанием Пукача – это политическое или неполитическое давление? Все они являются кандидатами на выборах.
Напомним, ранее госпожа Теличенко обращалась к генпрокурору Александру Медведько с просьбой сменить состав следственной группы и надзирающего прокурора, однако в удовлетворении этой просьбы ей было отказано (см. Ъ от 31 июля).
По словам представителя Мирославы Гонгадзе, арест бывшего начальника департамента внешнего наблюдения Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Алексея Пукача не дает гарантий, что к ответственности будут привлечены заказчики убийства Георгия Гонгадзе. "Я сомневаюсь, что в сложившейся политической ситуации есть политическая воля на разоблачение заказчиков",– отметила она. При этом Валентина Теличенко отметила недопустимость выделения уголовного дела в отношении Алексея Пукача в отдельное производство и передачу его в суд, как это было в случае с тремя исполнителями убийства – Николаем Протасовым, Александром Поповичем и Валерием Костенко. "У нас есть Пукач, но не установлены заказчики, соучастники, пособники преступления, и без установления этих лиц отправлять дело в суд я не вижу смысла, кроме как в целях обезопасить заказчиков от разоблачения",– подчеркнула госпожа Теличенко.
Тем временем в пятницу стало известно еще об одном вещественном доказательстве, найденном вблизи села Сухолисы на месте обнаружения фрагментов черепа и зубов, которые предположительно принадлежат Георгию Гонгадзе. Речь идет о резиновых перчатках, в которых Алексей Пукач, по версии следствия, обезглавил труп журналиста.








