Суспiльство

Тимошенко дала задний ход

Тимошенко дала задний ход

Правительство пошло на уступки Международному валютному фонду и приняло ряд решений, значительно расширяющих полномочия Нацбанка. Кабинет министров принял ряд важных решений, которые снизили его влияние на деятельность Нацбанка. В частности, правительство инициировало отмену тех статей бюджета, которые обязывают Нацбанк выкупать облигации Минфина и снижают независимость НБУ. Кроме того, Кабмин отменил требование об участии своего представителя в заседаниях правления НБУ. Правительство также изменило и порядок другой процедуры — рекапитализации банков.

Президент Украины Виктор Ющенко в среду на брифинге по итогам совещания с премьером Юлией Тимошенко, главой НБУ Владимиром Стельмахом и экспертами назвал эти решения большим компромиссом. «Я считаю, что это большая победа и большой компромисс. Таким образом, стабильность украинской гривне вне угрозы», - сказал Ющенко, подчеркнув, что отныне правительство не будет вмешиваться в деятельность НБУ.

Также он сообщил, что было договорено о создании объединенной национальной комиссии по рекапитализации банков, а также ряд других мер, на которые обращал внимание Международный валютный фонд.

В то же время вице-премьер Григорий Немыря заявил, что отмена статей госбюджета, которые должны обеспечить независимость Нацбанка от правительства, «не означает отсутствие подотчетности». Немыря не считает, что правительство пошло на уступки Президенту. «Я думаю, что здесь речь идет о компромиссе», - подчеркнул он.

«Сейчас мы переходим к модели – «доверяй, но проверяй». Это знак уважения к независимости Нацбанка, но независимость не означает отсутствие подотчетности. Это означает качественную информацию, доступность этой информации», - сказал вице-премьер.

Депутат Украины от НУ-НС Юрий Кармазин считает, что решение Кабмина - это желание понравиться МВФ, и уж никак не уступка Президенту. «Вопросы к Нацбанку остаются. Сегодня никто в Украине не доверяет Стельмаху. Ему трижды выражали недоверие, он опустил доллар в то время, когда еще не было кризиса. Именно опускание доллара летом привело к тому, что люди переводили доллары в гривни и брали валютные кредиты. Ющенко своим появлением рядом со Стельмахом только  издевается над народом Украины», - отметил депутат.

Нардеп подчеркнул, что какую бы уступку не делал Кабмин НБУ, это не меняет отношения правительства к Нацбанку.

«Сегодня Украина может выйти из кризиса. Нужно не просто выкидывать золотовалютные запасы, как это делает Нацбанк, а выпустить золотые деньги. Только благодаря внутреннему инвестированию можно выйти из кризиса. Люди будут вкладывать деньги в монеты, которые всегда могут быть выкуплены НБУ. Таким образом, Украине не нужен будет никакой транш. Кроме того сумма первого транша не пошла простым людям, а была отдана не бедным банкирам. Ни один банк сегодня не работает без колоссального дохода, ни один банкир не пошел по миру», - подытожил Кармазин.

Депутат от ПР, член Комитета ВРУ по вопросам экономической политики Алексей Плотников согласен, что решение Кабмина – это скорее уступка МВФ, чем Президенту.

«Вы знаете, что Международный фонд потребовал среди всего прочего, чтобы НБУ был независимым и не был подвержен жесткому контролю со стороны правительства. Кабмин очень заинтересован в получении второго транша от МВФ, это все и объясняет. Такое решение никак не отразится на деятельности НБУ. Нацбанк и до этого существовал без контроля правительства. Только недавно были введены нормы контроля. Курс валют и раньше не зависел от Кабмина, так что НБУ и дальше будет осуществлять свою политику», - заявил депутат.

Депутат от БЮТ Андрей Сенченко полагает, что должен быть усилен парламентский контроль над деятельностью Национального банка. Он также подчеркнул, что «правительство никогда и не претендовало на то, чтобы контролировать НБУ, это случилось от безысходности».

«Президент, влияя на Нацбанк, не вмешивался в его работу, когда нужно было вмешаться. Тогда необходимо было остановить все махинации, которые проходили в НБУ. Возможно, махинации, связанные с курсом национальной валюты и резервами, там продолжаются до сих пор, просто в меньших масштабах. Видя эту драматическую ситуацию, правительство пыталось вмешаться, понимая свою ответственность перед страной. Но руководить НБУ - это не функция правительства», - подчеркнул депутат.

Нардеп отметил, что Кабмин и НБУ должны сотрудничать, но на уровне ветвей власти в Украине есть проблемы, связанные с приближающимися президентскими выборами.

«Глядя на то, что происходит в политической сфере, и понимая, что всем не до них, руководство НБУ пытается ловить рыбу в мутной воде, попросту говоря, занимается махинациями», - подытожил Сенченко.

Депутат от КПУ, член Комитета ВРУ по вопросам бюджета, Алла Александровская напомнила, что МВФ потребовал, чтобы Кабинет министров не вмешивался в деятельность НБУ.

«Принимая закон о госбюджете на 2009 год, Верховная Рада поддержала позицию, в соответствии которой правительство получало рычаги контроля над деятельностью Нацбанка. В закон о бюджете была введена норма, что НБУ в течение нескольких дней обязан обеспечить финансовыми средствами ценные бумаги, выпущенные правительством. Тем самым, по инициативе Кабмина НБУ должен был включать печатный станок. МВФ выступает против этого. В какой-то мере его можно понять потому, что их волнует то, чтобы кредиты, которые получит Украины, не обесценивались. МВФ не заинтересован в росте инфляции в нашей стране, а правительство не видит другого пути решения проблем, кроме как эмиссия денег», - заявила депутат.

Нардеп подчеркнула, что в Конституции Украины написано, что Нацбанк должен действовать самостоятельно, но «беда Украины в том, что у нас никто самостоятельно не действует».

«Президент оказывает прямое давление на НБУ, пользуясь тем, что он может назначать и увольнять главу Нацбанка. Важно, чтобы НБУ был подотчетен не Кабмину, а парламенту. Но даже комиссию, созданную в ВР по контролю над деятельностью НБУ, сам банк полностью игнорирует», - подытожила Александровская.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что оценивать ситуацию нужно не в контексте того, кто выиграл или проиграл, или кто кому уступил. Он подчеркнул, что дело не только в требованиях МВФ, который заботится о сохранении независимости НБУ, нужно сохранять определенную автономию НБУ, чтобы он не поддался уговорам со стороны, допустим, поиграть в эмиссию.

«С другой стороны, была своя логика и в действиях правительства, которое требовало большего взаимодействия Нацбанка и Кабинета министров. Оно требовало определенных отчетов по неоднозначным действиям НБУ, связанным с рефинансированием отельных банков. Это так или иначе влияло на колебание курса, способствовало появлению подозрений и сознательных спекуляций на валютном рынке. То, что Кабмин усилил свое внимание к НБУ, чтобы если не контролировать, то хотя бы понимать логику действий Нацбанка, правильно», - заявил эксперт.

Политолог отметил, что сейчас нужно иначе ставить вопрос о взаимодействии Кабмина и Нацбанка.

«Такое взаимодействие необходимо не в контексте того, кто кому подчиняется, и кто чье распоряжение должен выполнять. Должна быть координация действий в сфере финансовой политики. Если такое взаимодействие будет достаточно эффективным, тогда у нас будет все в порядке и с курсом национальной валюты, и с другими финансовыми проблемами. Это позволит Украине более эффективно работать на рынке внешних заимствований и поможет решить массу проблем в условиях кризиса, начиная с проблемы дефицита госбюджета», - подчеркнул Фесенко.

Президент социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко отметил, что Президенту НБУ нужен для защиты своих интересов, и он не хочет допустить взаимодействия Нацбанка с Кабмином.

«Тимошенко пытается заставить НБУ работать совместно с правительством. Конфликт Секретариата Президента и Кабинета министров – это не страшно, это политика. Но конфликт между Кабмином и НБУ влияет на экономику. Несмотря на уступки, у Тимошенко все еще есть желание уволить Стельмаха за то, что в прошлом году была обвалена гривня. Правительству было бы легче сейчас работать, если бы гривня была с лучшими показателями относительно доллара», - отметил эксперт.

Политолог подчеркнул, что сейчас возникает опасность, «что при получении второго транша от МВФ, он уйдет в оффшорные зоны также, как это случилось с первым».

«Должен быть открытый механизм взаимодействия правительства и НБУ. Нацбанк не должны перетягивать то в одну, то в другую сторону. Но НБУ удобно подчиняться Секретариату, потому что это дает ему возможность заниматься огромными финансовыми спекуляциями. Это гораздо легче, чем вытаскивать страну из кризиса. Закон о НБУ в Украине есть, и в переводе на английский он выглядит красиво. Только многие его нормы можно легко обойти, что мы наблюдали несколько месяцев назад, когда украинцы за десять дней обеднели на 30%. Тогда НБУ вместе с Секретариатом играли против Кабмина, в результате пострадала вся страна», - отметил Небоженко.

Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк полагает, что решение Кабмина мало повлияет на деятельность Нацбанка, поскольку на НБУ в основном влияет Президент.

«Именно Президент подает на назначение и увольнение главу Нацбанка. Такие уступки никак не повлияют на экономическое и социальное положение в стране. По закону НБУ является независимым от правительства. Голос Кабмина там был только совещательным», - заявил экономист.

Эксперт отметил, что если МВФ будет удовлетворен этой уступкой, то для Украины она ничего не меняет. «Самое главное - это цены на газ, социальные программы, социальная защита населения. Здесь на уступки МВФ идти нельзя. Это запрещается украинским законодательством. Если МВФ не понимает специфики Украины и не считается с нашим законодательством, то не нужно брать у него никаких кредитов. Если уступка Кабмина удовлетворит МВФ, то деньги мы получим. Думаю, валютный фонд хочет дать денег Украине, но при этом хочет соблюсти лицо», - подытожил Степанюк.

Анна Гончаренко