
Изменение системы организации питания в армии стало редким примером успешного внедрения реформ. В течение последних двух лет навсегда отошла в прошлое советская практика нарядов по кухне. Теперь питанием военнослужащих занимаются гражданские структуры, работающие по контрактам с Министерством обороны.
Формально переход на новую систему организации питания произошел после подписания министром обороны приказа №66 от 28 февраля 2007 года «Об организации питания личного состава ВС Украины путем привлечения субъектов хозяйствования». Фактически же реформа началась значительно раньше – упомянутому приказу предшествовало многолетнее изучение опыта других армий, подготовительные мероприятия, экспериментальное внедрение новой системы в отдельных частях.
Да и завершившейся реформу можно считать, пожалуй, только со второй половины 2008 года. Именно сейчас, в непростые кризисные времена, новая система окончательно утвердилась в качестве единственно приемлемой для современной украинской армии. Более того, она уже показала значительный ресурс устойчивости именно в критических ситуациях. Правда, речь идет не о всемирном финансово-экономическом кризисе, а о кризисе, который чуть было не организовали… отечественные чиновники.
Дело в том, что бюджет-2008 позволял обеспечить армию питанием только на 10 месяцев, о чем неоднократно предупреждало руководство МО. Но только под угрозой «дефолта солдатских кухонь» правительство в лице Минфина пошло на перераспределение бюджетных средств в пользу обеспечения армии питанием.
Были выделены деньги – призрак голода в армии растаял. На бытовом уровне военнослужащие никаких неудобств не почувствовали.
Все потому, что компании, обслуживающие солдатские столовые, занимаются не только приготовлением пищи и мытьем тарелок. К их обязанностям относится подвоз и хранение продукции, содержание столовых и кухонь, их техническое обеспечение, оплата коммунальных услуг.
Если бы все эти вопросы пришлось решать командирам военных частей, выделенных денег в любом случае было бы недостаточно. Пришлось бы еще закупать продукты, подвозить, решать вопросы их хранения. Все это потребовало бы времени и усилий. Не говоря уже о том, что это забрало бы именно то время, которое так необходимо для военной и профессиональной подготовки. Причем, забрало бы не только в этой конкретной ситуации…
Нельзя сказать, что внедрение новой системы прошло бесконфликтно. Оппозиция нововведениям существует по сей день. Ее «социальную базу» составляют некоторые командиры военных частей, которые с приходом на кухни гражданских структур потеряли часть теневой прибыли. А на роль «политического представителя» претендуют некоторые чиновники Министерства финансов, утверждающие, что старая система была дешевле.
Военные же специалисты утверждают, что такая оценка – результат элементарного незнания армейских реалий. Раньше при составлении бюджетов стоимость питания «разбрасывалась» по разным статьям: закупка продовольствия, закупка оборудования и посуды, содержание личного состава служб обеспечения, подвоз продукции, содержание складов, холодильного оборудования и т.д. Сейчас все эти затраты сконцентрированы в одной статье. Естественно, сопоставление стоимости продуктов питания в старых бюджетах и суммы всех расходов на питание в новых, будет в пользу первых. Но вот если провести более глубокий анализ, то выясняется, что сегодня армия тратит на питание не больше, чем два года назад. И это еще без учета инфляции!
Но, кроме «оппозиционеров», эффективность новой системы ставила под сомнение еще и работа некоторых недобросовестных поставщиков услуг. Такие компании как ООО «Ганна-Мария» и Государственное предприятие Министерства Обороны Украины «Белоцерковский военный торг» допускали системные нарушения в своей работе. «Венцом» пренебрежения санитарными нормами, использования просроченных продуктов и продуктов неустановленного происхождения (а такие факты неоднократно выявлялись комиссиями разных уровней), стали случаи массового отравления военнослужащих. «Ганна-Мария» отправила в инфекционные изоляторы студентов Львовского военного института сухопутных войск. А «Белоцерковский военторг» - служащих нескольких частей, расквартированных в Василькове.
Эти инциденты получили широкую огласку. Естественно, вызвав серьезную озабоченность общественности и родителей военнослужащих. В прессе появились критические выступления, суть которых сводилась к утверждению: гражданские компании разрушают здоровье солдат. Такой вывод вполне адекватен касательно конкретных субъектов хозяйствования. Но – несправедлив в отношении всей системы.
Именно это и взялся доказать Департамент государственных закупок и ресурсного обеспечения МО. Он был создан 30 июля текущего года. Появление этого структурного подразделение стало важным элементом оптимизации управления обеспечением армии. Департамент занимается реализацией политики государственных закупок, организацией деятельности тендерного комитета Минобороны, подписанием и сопровождением договоров, касающихся тылового обеспечения.
Первым делом Департамент госзакупок систематизировал имеющиеся результаты проверок работы компаний, занимающихся организацией питания военнослужащих. Вторым шагом стало предупреждение нарушителям по поводу возможного разрыва контрактов в случае, если замечания проверяющих органов не будут учтены. Проигнорировали «последнее китайское» две компании. Причем, именно те, к которым замечаний было больше всего – «Ганна-Мария» и «Белоцерковский военторг». Как результат, Департаменту пришлось сделать и третий шаг – разорвать договора с нарушителями. К счастью, такая возможность была предусмотрена в контрактах.
Сегодня на место недобросовестных исполнителей пришли другие компании. Результат не заставил себя ждать: качество питания заметно выросло, солдатам перестали выдавать уменьшенные порции и кормить за немытыми столами. Более того, в меню появились свежие овощи и фрукты, соусы и приправы, шоколад и конфеты.
Департамент госзакупок значительно улучшил систему контроля за качеством питания, ведет постоянный диалог с фирмами, предоставляющими услуги Минобороны. Это, позволяет надеяться на то, что негативный опыт двух упомянутых фирм учтен не только другими компаниями, но и руководством МО. Оно решило, что предупредить случаи недобросовестного выполнения обязательств партнерами будет значительно дешевле и более ответственно по отношению к солдату, нежели бороться с последствиями попыток скормить солдатам протухшее мясо или тушенку, изготовленную чуть ли не во времена Второй мировой.
Кроме того, Департамент выступил с рядом инициатив, которые позволят усовершенствовать новую систему питания военнослужащих. В частности, разрабатывается единая раскладка продуктов для всех компаний, работающих по контрактам с МО, ведется поиск путей снижения себестоимости услуг. За счет этого планируется расширить ассортимент питания военнослужащих, повысить его калорийность.
Особое внимание уделяется модернизации нормативно-правовой базы. В Департаменте считают, что она должна учитывать потребности армии. Так, сегодня существует очевидная необходимость привлечения инвестиций в материально-техническую базу (столовые, кухни, склады и т.д.). Ожидать, что бизнесмены будут вкладывать средства в ремонт и приобретение нового оборудования в условиях ежегодного проведения тендеров на предоставление услуг, трудно. Поэтому Департамент инициирует подписание долгосрочных инвестиционных договоров.
В общем, можно констатировать: возврата к старым образцам не будет. Новая система питания военнослужащих доказала свою состоятельность и эффективность. Но, в то же время, существует и значительный простор для ее дальнейшего усовершенствования. Главное, чтобы работа велась ответственно и последовательно. А то, что такую работу есть кому вести, внушает оптимизм.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом