Аналітика

Тимошенко временно укрепила Ющенко

Тимошенко временно укрепила Ющенко

Верховная Рада заработала и вернула президенту утраченные полномочия.

После недели переговоров и блокирования парламента члены БЮТ сдали оборону и запустили работу парламента. НУНС и БЮТ договорились о том, что первым на голосование будет вынесен Закон о Кабмине. И поскольку ранее БЮТ всячески оттягивал выполнение этого пункта коалиционного соглашения, согласие пропремьерского блока голосовать за этот закон было неожиданным. Ведь принятие президентских поправок к этому Закону существенно уменьшают полномочия Юлии Тимошенко как премьера и соответственно самого Кабинета министров в пользу Виктора Ющенко. Примечательно, что Тимошенко и при нынешнем законе жаловалась на то, что секретариат президента не дает ей работать, а сейчас еще больше усугубила свое положение. Правда, как и следовало ожидать, давая своим штыкам отмашку голосовать за изменения, Тимошенко ориентировала не на настоящее, а на будущее, а именно принятие изменений в Основной закон страны.

По сути, мучиться ей не так долго, зато она, как и хотела, разблокирует ситуацию вокруг Фонда госимущества и запустит пусть и контролируемый президентом процесс приватизации, а также уже провела некоторые антиинфляционные законы, которые якобы должны приостановить рост цен и улучшить рейтинг Тимошенко.

УСИЛЕНИЕ. Голосуя за изменения, нардепы внесли в действующий закон две нормы, которые касаются исполнительной власти. Первая: президент теперь стал не просто почтальоном, который при утверждении правительства выполняет чисто техническую функцию и передает представление кандидатуры премьер-министра, а полноценным участником процесса. Он может информировать Верховную раду, что предложенная кандидатура не годится. Вторая норма касается увольнения двух министров, которые по Конституции назначаются президентом – главы МИДа и Минобороны. В законе прописано, что их не только назначают, но и увольняют по представлению президента. Помимо этого, закон сохраняет подчинение губернаторов президенту, Кабмин должен выполнять акты президента, отвечать на обращения Секретариата, а также обеспечивать выполнение решений СНБО, который координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти.

БЮТ: ЭТО ПРОСТО ВРЕМЕННАЯ УСТУПКА. Проголосованный закон об ограничении торговой надбавки, судя по всему, не единственная уступка президента премьеру за принятие закона о Кабмине. "Президент в обмен согласился также пожертвовать Валентиной Самсоненко-Семенюк, которая с большой долей вероятности на следующей неделе перестанет быть главой Фонда госимущества, — считает близкий к Банковой политолог Вадим Карасев. — Однако не факт, что ФГИ возглавит Андрей Портнов".

По словам Карасева, это также не означает, что Банковая согласилась с приватизацией Одесского припортового завод. В ближайшее время возможно принятие Закона о приватизации, место в котором найдет решение СНБО, запрещающее продавать объекты стратегического назначения.

В свою очередь депутат-"бютовец" Андрей Портнов, который назначен Кабмином и.о. главы ФГИ, что не признается ни Самсоненко-Семенюк, ни Банковой, в беседе с «Сегодня» объяснил голосование БЮТ за закон о Кабмине тем, что принятие последнего является пунктом коалиционного соглашения, а вовсе не уступкой Ющенко взамен Фонда. Он не может сказать, кого же точно выдвинет коалиция на пост главы ФГИ после отставки Семенюк. "Сам же я буду предлагать руководству БЮТ найти альтернативную кандидатуру на этот пост, потому что Портнов пресмыкаться перед президентом и фракцией НУНС не собирается", — был категоричен "бютовец".

Что касается судьбы Одесского припортового, Портнов заявил нам, что он будет продан с аукциона в следующий вторник. Стартовая цена — 3 млрд гривен. Портнов надеется, что в итоге за завод выручат 10 млрд. гривен.

Впрочем, в БЮТ воспринимают принятый закон о Кабмине не как вечное ярмо на шее Тимошенко, а как временную уступку — этакий "позорный Брестский мир-2", который затем можно будет аннулировать. "БЮТ не отказывается от своей стратегической цели — принятия новой редакции Конституции, которая четко выравнивает вертикаль исполнительной власти, во главе которой будет стоять премьер-министр. В этом контексте новый Закон о Кабмине является временным и будет поглощен новой Конституцией. Думаю, что последняя будет принята до конца года", — говорит Олег Медведев, советник Юлии Тимошенко. Как бы то ни было, в БЮТ считают, что выполнили коалиционные обязательства, чего, по мысли руководства фракции, нельзя сказать о президенте, поскольку, получив вожделенный Закон о Кабмине, группа Балоги во время принятия антиинфляционных законов демонстративно вынула карточки и не поддержала инициативы правительства.

ЯНУКОВИЧУ ПОЗВОЛИЛИ ЕЩЕ РАЗ СТАТЬ ПРЕМЬЕРОМ. Новый закон «О Кабмине» чуть было не стал причиной колоссального скандала. Дело в том, что в первоначальном варианте проекта содержалась норма, по которой человеку, который когда-либо был осужден, запрещалось занимать пост министра. Понятно, что это положение прежде всего было направлено против Виктора Януковича, который, как известно, по молодости лет был дважды осужден. Правда, впоследствии суд признал его невиновным и снял все обвинения. Но из текста законопроекта вытекало, что, несмотря на это, путь в правительство ему теперь закрыт (нынче действует норма, при которой запрещается занимать пост премьера только человеку, с которого судимость не снята или не погашена по сроку давности).

Понятно, что Янукович, который является одним из главных претендентом на пост премьера и одним из самых популярных лидеров в стране, и его многочисленные сторонники не обрадовались бы столь наглому «выключению» Виктора Федоровича из большой политики. Глобальный кризис был бы обеспечен на долгие месяцы. Но в последние момент депутаты пошли на попятную.

«Это антиконституционное положение было внесено в проект закон по инициативе президента Ющенко. Но на заседании профильного комитета мы добились того, чтобы этот пункт из текста исключили, и закон по итогу проголосовали без этой нормы», — пояснил «Сегодня» экс-министр юстиции, «регионал» Александр Лавринович.

ПЕРСПЕКТИВА. Казалось бы, Ющенко теперь прочно возьмет ситуацию в правительстве под контроль. Однако при более внимательном анализе изменений приходишь совсем к иному выводу. Во-первых, самые важные приобретения президента в плане полномочий, касаются формирования правительства (что для Тимошенко уже не актуально).

Во-вторых, формальное усиление контроля президента над действиями Кабмина ничего не изменит в сравнении с тем, что есть сейчас. Губернаторов она реально и так не контролирует. Министры, которые прошли по квоте НУНС, ей и так не подчиняются, а «бютовцы» подотчетны президенту не будут никогда.

Поэтому принять такой закон, который, по сути, мало что меняет, в обмен на антиинфляционный закон и, возможно, смену руководства ФГИ для Тимошенко выгодно. К тому же она, как мы уже писали, свято верит, что в конце года будет принята новая Конституция и закон о Кабмине можно будет сдать в утиль.

Другими словами, нынешний компромисс — это не заключение мира между Ющенко и Тимошенко. Просто передышка в большой войне за власть.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКОНА. Еще в начале 2007 года, когда правительство возглавлял Виктор Янукович, благодаря голосам тимошенковцев регионалам удалось преодолеть вето президента на новую редакцию закона о Кабмине, которую приняла антикризисная коалиция. Этим законом глава правительства практически полностью получил в свои руки исполнительную власть и мог игнорировать указания президента. После чего Ющенко пытался переломить ситуацию в свою пользу, что ему в пятницу и удалось.

КАК НОВЫЙ ЗАКОН УКРЕПЛЯЕТ ВЛАСТЬ ПРЕЗИДЕНТА

БЫЛО: Кандидатуру на должность премьера, в случае не внесения ее президентом в парламент в срок, определенный Конституцией, имеет право внести коалиция (главы фракций).

СТАЛО: Предложение по кандидатуре на должность премьер-министра подписывается не менее чем 226 нардепами от коалиции. А президент может отклонить предложение парламента. Коалиция не может утвердить премьера без представления президента.

БЫЛО: Кандидатуры на должности министров обороны и иностранных дел, в случае не внесения президентом в парламент в срок, определенный Конституцией, имеет право внести коалиция (главы фракций).

СТАЛО: Представления о назначении на должность министров обороны и иностранных дел вносятся исключительно президентом.

БЫЛО: Министров увольняет парламент по представлению премьера.

СТАЛО: Министров увольняет парламент по представлению премьера, но уволить министров обороны и иностранных дел можно только по согласию президента.

БЫЛО: Чиновники СНБО и Секретариата президента и других служб, которые созданы президентом, не имеют права давать поручения правительству и вмешиваться в его деятельность.

СТАЛО: Кабмин обязан выполнять поручения президента и обеспечивать выполнение решений СНБО, который координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти.