
Пожалуй, многие украинские политические силы могут позавидовать главной оранжевой партии Майдана: прошло уже более пяти лет с тех пор, как «Наша Украина» выиграла парламентские выборы-2002, и три – как привела на пост Президента своего лидера Виктора Ющенко, а интерес к происходящему вокруг и внутри нее у народа не ослабевает. Даже проиграв две подряд избирательные кампании (прошлого и нынешнего года), пропрезидентский блок сумел удержать народное внимание и продолжает оставаться одним из главных ньюзмейкеров страны. Так, на прошлой неделе в череде новостей, лейтмотивом которых была тема о формировании демократической коалиции, нашеукраинцы выделились благодаря еще одной привлекательной тематике – построении единой партии на основе мегаблока «Наша Украина – Народная самооборона».
Еще за несколько месяцев до внеочередных парламентских выборов автор обращал внимание на трудности, которые могут возникнуть у конструкторов единой демократической силы, базисом которой должны стать девять (!) различных по идеологии партий. Их было несколько. Во-первых, фактически принудительный призыв в состав мегаблока правых партий национального толка. Во-вторых, несогласование идеологических и программных целей нового политического образования из-за различных взглядов его составных частей. В-третьих, создание единой партии для единой цели – обеспечения нынешнему главе государства Виктору Ющенко второго президентского срока. И, в-четвертых, диктат высшего партийного звена «Нашей Украины» и Секретариата Президента по отношению к младшим членам мегаблока, и, впоследствии, партии, из-за которого вероятность создания единого политического образования находится под угрозой.
Однако, несмотря на все эти камни преткновения, которые, к слову, никто и не подумал устранить до настоящего времени, спикеры мегаблока на этой неделе снова подняли тему единой партии.
Трудности партийного сочленения
Безусловно, знаковым стало то, что первым забытый из-за коалиционных переговоров вопрос поднял глава Секретариата Президента Виктор Балога. 30 октября он напомнил, что во время избирательной кампании девять партий из «оранжевого» лагеря объявили о готовности объединиться в единую партию. «Была обнародована соответствующая декларация, которая четко зафиксировала общие стремления», - отметил Балога, прозрачно намекая, что час «Х» пробил. Признаться, немудрено, что из уст главы Секретариата мы снова услышали сей призыв - именно ему приписывают идею создания этого проекта, которую, напомним, еще летом озвучил заместитель руководителя избирательного штаба «Нашей Украины» Игорь Криль. Не секрет, что Балогу призвали в СП для того, чтобы набивший руку на работе с СДПУ (о) политический менеджер обеспечил гаранту и его команде безболезненный приход ко власти во второй раз. После неудач 2005 года, когда президентская команда, составленная из «любих друзів» не смогла закрепиться в исполнительной власти, и обрушила личный рейтинг Виктора Ющенко, Банковой нужен был человек, способный в кратчайшие сроки вернуть утраченную популярность и обеспечить безпроблемное правление. Балога, имевший опыт работы с олигархическими политическими группами, решил наложить матрицу единой партии, которая бы в будущем обеспечила контроль над властью в стране, на разнородную «Нашу Украину». Это, по сути, основная проблема, с которой столкнулись партийные конструкторы во главе с Балогой. В блоке с правыми партиями типа УНП и РУХ Виктору Ющенко удобно было штурмовать парламентские вершины в 2002 году. Но партия – не блок, здесь нужна единая программа, идеологический базис. А подвести основу, которая была бы приемлема для левых «самооборонцев» и правых националистов ох как непросто.
Тем не менее, у правой руки Президента есть три варианта создания «единой демократической» - через слияние, присоединение или самоликвидацию. «Конечно, как и каждое масштабное дело, эти варианты имеют политические, юридические и организационные риски. Вероятно, сыграет свою роль и личностный фактор. Однако важно то, что механизмы создания единой демократической партии существуют, и их нужно запускать», - отметил он. Рвение Балоги понятно: до окончания президентского срока Виктора Ющенко осталось совсем ничего, а партия требует солидной обкатки. Но риски, упомянутые главой СП, слишком велики. Ведь два варианта, кроме присоединения, фактически приведут к уничтожению существующих ныне девяти партий. Пойдут ли на это те же руховцы или унписты? Достаточно спорный вопрос. Согласно закону «О политических партиях Украины», решение о реорганизации или самороспуске принимается съездом (конференцией) политической партии в соответствии с ее уставом. Судя по заявлениям лидера УНП Юрия Костенко, его политическая сила против растворения в будущей единой партии. И единственный вариант, при котором унписты готовы поучаствовать в процессе создания пропрезидентской партструктуры – это присоединение. И им, надо сказать, готовы идти навстречу. По крайней мере, Юрий Луценко заявил, что после того как заработает парламент, оранжевые должны будут пролоббировать принятие поправок к закону о политических партиях, чтобы отменить унизительную, по его словам, процедуру ликвидации партий и сделать процесс объединения безболезненным.
Пока же главные зачинщики, представители НСНУ, которые, кстати, возглавили все три подгруппы рабочей группы по подготовке к созданию единой партии, воздерживаются от актуализации этого вопроса. Равно как избегают они прямых ответов на вопрос об идеологическом базисе новой политической силы. Роман Зварыч, которому достался пост руководителя подгруппы по разработке устава партии, не видит трудностей в том, чтобы объединить под одним знаменем правого Костенко и левого Луценко. «Проблем идеологического характера, способных помешать этому процессу, на сегодняшний день нет. Мы строим неоконсервативную партию, которая будет защищать традиционные либеральные ценности, и на данном этапе будет уделять много внимания социальному аспекту», - сказал он. Проще говоря, все самое острое партийные конструкторы предпочитают оставить на потом. Сейчас, по всей видимости, представители НСНУ сосредоточились на том, чтобы как можно скорее положить на стол Балоге (читай – Президенту) конкретные предложения по программе, уставу и организационному объединению сателлитов в единую партию. По прогнозам того же Зварыча регистрацию нового партобразования можно будет провести уже в мае 2008 года.
Между тем, нельзя сбрасывать со счетов еще один спорный момент: поддержку идеи объединения на уровне местных партийных ячеек. В отличие от своих столичных начальников партийные функционеры на местах вряд ли испытывают оптимизм от объединения с партиями, с которыми на уровне местных советов у них далеко не полный ажур. Тот же Виктор Балога ошибается, говоря, что «на местах очень часто не до игр в амбиции и вождизм, там необходимость кооперации между демократами диктует максимальная приближенность к нуждам людей и более ощутимая конкуренция с оппонентами. Потому в центре стоит внимательнее присмотреться к региональному опыту взаимодействия». Напротив, местечковые бизнесовые интересы в провинции очень часто перевешивают интересы партийные. А потому в некоторых гор- и райсоветах те же нашеукраинцы предпочитают «дружить» с регионалами и БЮТ, нежели с будущими партнерами по единой партии, которые входят в мегаблок. И убедить провинциальных партийных бонз в том, что идти на компромиссы нужно ради всеобщего блага высшего партруководства – тяжелый труд. Тем не менее, конструкторы нового политического образования просто обязаны заручиться поддержкой своих региональных представителей, если они хотят, чтобы объединительный съезд в 2008 году прошел без сучка и задоринки.
Партия имени кого?
На первый взгляд, вопрос наивен. Ответ на него очевиден: лидером этой партии должен быть не кто иной, как Виктор Ющенко. Ведь именно ради поддержки нынешнего главы государства эта политическая структура и создается. Несомненно, Виктору Андреевичу хочется как можно быстрее обзавестись мощной, монолитной политической силой, которая бы беспрекословно следовала и поддерживала курс, намеченный Президентом.
По сути, Ющенко остро нуждается в партии власти, наподобие той, которая действует в России. Ведь благодаря такой, отмобилизированной структур Владимир Путин де-факто обеспечил себе политическое долголетие, избежав при этом самой главной опасности. Речь – об изменении основного закона страны. ВВП не раз подчеркивал: на изменения Конституции он не пойдет ни в коем случае. Даже несмотря на соблазн третьего президентского срока. После того, как российский гарант решил возглавить избирательный список «Единой России» ему уже не надо ничего менять. Если партия Путина выиграет выборы (а в этом, похоже, не сомневаются даже ее оппоненты), Владимир Владимирович обеспечит себе плавный переход из президентского кресла в премьерское. Наверняка к тому времени Госдума примет ряд поправок к закону, регулирующему деятельность правительства, коими полномочия премьера будут расширены, а президента, которым, вероятно, станет преемник Путина – сокращены. А уж из премьерского кресла ВВП вряд ли кто вытурит, если на его стороне – думское большинство, Президент и правительство.
Вот о таком политическом долголетии наверняка мечтает Виктор Ющенко. Ведь чтобы остаться при власти в Украине или даже получить утраченные после вступления в силу политреформы полномочия, гаранту крайне необходимо менять Конституцию. О чем он время от времени заявляет. Но противников внесения изменений в основной закон у нас много. И все они понимают: какими бы благими целями не прикрывался глава государства, ратуя за изменения Конституции, главная его цель – остаться во власти. А потому согласия на запуск процесса переформатирования закона не дадут. Потому единственным способом для Ющенко продлить свою политическую карьеру является создание единой партии по образу и подобию «Единой России». У Путина процесс становления партии власти, которая обеспечит ему политическое долголетие, занял 6 лет. Не стоит забывать, что сам ВВП – личность, безусловно, харизматическая, и пользующаяся поддержкой у россиян. Кроме того, за годы его правления Россия совершила солидный экономический прыжок. У Ющенко же на все про все – два с небольшим года. Успеет ли за этот срок единая «Наша Украина» стать для него эликсиром политического долголетия – вопрос открытый. Тут ведь не только в партии дело – Президенту необходимо не словами (политика), а делами (экономика) подтверждать свои претензии на то, чтобы остаться во власти.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом