В многоголосье предвыборных лозунгов и обещаний все чаще из уст представителей различных политических сил звучит тревожный вопрос: что будет после 30 сентября? Причем, акцент тут не на высокопарных планах тех, кто по итогам сентябрьского волеизъявления все же попадет под купол здания на Грушевского, 5, изменить политическую и экономическую ситуацию в стране. Главное, что тревожит сейчас украинский политикум – когда именно заработает парламент нового созыва.

Сейчас, когда до досрочных выборов в Верховную Раду осталась неделя, все четче прослеживается основная тенденция внеочередного волеизъявления: украинские политики, волей-неволей включившиеся в предвыборную кампанию после 4 указов Президента, балансируют на грани закона. Причем, с одной стороны, участники процесса не стесняются упражняться в словесном, и, по сути, бездоказательном возведении поклепов на оппонентов. А с другой – всячески демонстрируют свою озабоченность тем, как грубо нарушается избирательное законодательство сейчас. И заявляют, что это – только «цветочки». А «ягодки», по их словам, созреют как раз после 30 сентября.

О нелегитимных «цветочках»

Очевидный законодательный нонсенс, который стал явью в течение нынешней избирательной кампании, проявился практически одновременно с включениемв гонку пропрезидентского блока «Наша Украина – Народная самооборона». Заключается он в том, что главной «говорящей головой» блока и основным брендом НУ-НСсейчас является не первый номер списка Юрий Луценко, не Вячеслав Кириленко или тот же Арсений Яценюк, а глава государства Виктор Ющенко. Причем, Виктор Андреевич включился в предвыборную борьбу с таким рвением, как будто в Украине проводились не досрочные выборы парламента, а Президента.

Не единожды гаранту Конституции говорили, что, принимая активное участие в агитационной кампании НУ-НС, он нарушает положения Основного Закона. Однако это Ющенко не остановило, и не останавливает. Даже после недавнего решения Центризбиркома, который, приняв во внимание жалобу СПУ, признал, что Президент, публично призывая голосовать за «помаранчевый» блок, нарушил избирательные права граждан, прав и законных интересов субъектов избирательного процесса. И запретил главе государства агитировать за НУ-НС. Но Ющенко не принял запрет ЦИК к сведению, и продолжил как ни в чем не бывало провозглашать цели и задачи НУ-НС в будущем парламенте на своих выступлениях в регионах. А от претензий Центризбиркома Секретариат Президента открестился, заявив, что, читаем внимательно, Президент не является органом государственной власти, и, стало быть, как субъект, стоящий над данным законом о выборах, имеет полное право агитировать. Подчеркиваем: именно на этом делали акцент социалисты, которые намеревались лишить Виктора Андреевича права открыто высказывать свои симпатии «Нашей Украине – Народной самообороне». Кроме того, представители СПУ апеллировали к статье 4-й закона «О политических партиях в Украине», в соответствии с которой органам государственной власти, ее должностным лицам запрещено выделять в своем отношении определенные политические партии или наделять их привилегиями, а также способствовать политическим партиям в их деятельности.

Казалось бы, претензии социалистов вполне обоснованы, и Виктор Ющенко должен выполнить решение ЦИК. Но закавыка как раз в том, что Президент – не орган государственной власти. Конституция Украины не определяет своего гаранта как высший орган власти (коим является Кабинет Министров), она фактически ставит его над этими образованиями. Вот если бы подобные претензии Центризбирком выдвинул Виктору Балоге, как главе Секретариата Президента, тогда бы они бы полностью соответствовали букве закона. Так что ответ Марины Ставнийчук, представителя СП в ЦИК, о том, что глава государства имеет право, не уходя как премьер-министр Виктор Янукович в вынужденный отпуск, принимать активное участие в избирательной кампании, по сути верен. Ведь Ющенко, как тот же Янукович, не может уйти в отпуск, чтобы беспрепятственно агитировать – если обязанности премьера исполняет первый вице-премьер, то Президенту передавать свои полномочия другим лицам или государственным органам запрещено Конституцией. Единственной зацепкой для желающих вывести Ющенко из предвыборного процесса, могла стать статья 102 Конституции, которая определяет роль Президента как гаранта прав и свобод гражданина. Вспомните – ведь именно о нарушении этих прав твердили в СПУ, отсылая свой протест в ЦИК. Предшественники Виктора Андреевича на этом посту этой нормы закона придерживались, и не позволяли себе откровенно заявлять о своих политических предпочтениях. Но нынешний глава государства, похоже, решил: «раз, не запрещено, значит, разрешено». И пошел ва-банк. Мотив такого открытого выступления по большому счету объясняется патовой ситуацией, в которой находится пропрезидентская сила. На нынешних выборах НУ-НС намерен набрать голосов больше, чем БЮТ. Потому «помаранчевые» готовы идти на все, лишь бы опередить политическую силу Юлии Тимошенко, включая и попрание, прежде всего, моральных норм и устоев нашего общества. Ведь гарант, игнорируя права граждан, большая часть которых, если верить данным социологии, поддерживает нынешнего премьера, идет на откровенное нарушение если не закона о выборах, то Основного Закона, который обязывает его блюсти права ВСЕХ граждан нашей страны. Однако, привлечь Президента к ответственности, вменяя ему нарушение именно 102 статьи Конституции, пожалуй, не получится ни у кого. Так как эта статья в данном случае имеет лишь моральный аспект. А то, что Виктор Ющенко уже давно разрушил созданный им же образ в первую очередь морального политика, известно всем гражданам Украины. И ожидать соблюдения не правовой, а моральной нормы Конституции от Виктора Андреевича, похоже, будет напрасным трудом.

О незаконных «ягодках»

Тем не менее, описанный выше проступок Президента беспокоит большинство субъектов избирательного процесса гораздо меньше, чем опасения о том, что результаты волеизъявления могут быть заблокированы в судебных инстанциях. Причем, по инициативе как вчистую проигравших выборы политических сил, так и со стороны тех партий, которые не наберут достаточного, по их мнению, количества голосов и представителей в парламенте шестого созыва.

Так, представитель Партии регионов, экс-глава Центризбиркома Сергей Кивалов высказал убеждение, что о результатах досрочных выборов нам станет известно не ранее, чем к концу ноября. По его мнению, перенесение избирательного процесса в плоскость судебных разбирательств неминуемо.

Однако это, по словам Кивалова, вполне ожидаемо. Другое дело, экс-председатель ЦИК, что если, в результате этих разбирательств не будут оглашены итоги выборов, не начнет работать парламент, то страну ожидает политико-экономический паралич. С политическим параличом, причем, частичным, еще можно согласиться. А вот с экономическими угрозами, которые, по словам Кивалова, несет задержка в объявлении итогов волеизъявления, согласиться не могу.

Да, возможно из-за того, что не будет работать ВР, не удастся утвердить проект госбюджета-2008 до установленного законом срока (1 декабря). Но так уже не раз бывало (вспомнить хотя бы прошлогоднее утверждение главного финдокумента страны), и на экономическом климате государства это не отразилось. К тому же правительство, в которое после вынужденного предвыборного отпуска вернется премьер, сможет работать в обычном режиме, и выполнять бюджет нынешнего года.

А потому опустим экономические риски, и сосредоточимся на политико-правовых. Известно, что в случае, если какой-либо субъект избирательного процесса пожелает обжаловать в суде нарушение, допущенное членами участковой, окружной или центральной избирательной комиссией, то он сможет сделать это в любой судебной инстанции. Вплоть до Высшего административного и Конституционного судов. Положим, что НУ-НС и БЮТ в общем набирают больше процентов голосов, чем Партия регионов и их нынешние соратники по коалиции. Причем, у ПР и его политических сателлитов есть все основания предать итоги волеизъявления судебной экспертизе. Однако положение дел таково, что практически все судебные инстанции, в которых коалиционеры смогли бы отстоять свою точку зрения, в настоящее время находятся в поле влияния Секретариата Президента – то есть, того же НУ-НС и примкнувшего к нему на время выборов БЮТ. Например, Высший административный суд совсем недавно указом Президента был передан под надзор Управления госохраны, которое является структурным подразделением СП. Нетрудно догадаться, что любому судебному делу, инициированному в этом суде регионалами, будут активно ставить палки в колеса. В Конституционном суде коалиционерам в этом случае тоже, по сути, ничто не благоприятствует, так как Банковая приложила все усилия, чтобы подмять под себя КС еще во время весенне-летнего противостояния Виктора Ющенко и распущенного им парламента. Таким образом, пропрезидентские силы фактически обеспечили себе надежный судебный щит, лишив своих политических оппонентов возможности в установленном законом порядке обжаловать произошедшие во время досрочных выборов нарушения и их результаты. А потому всем политическим силам, идущим на выборы, крайне необходимо подписать соглашение о невозможности чинить препятствия во время и после окончания избирательной кампании тем субъектам процесса, которые имеют законные основания обжаловать в суде нелегитимные действия участников выборов. При этом, взять в «нотариусы» авторитетный международный орган (тот же совет ЕС), дабы в последствии ни один из подписантов этого соглашения не мог пойти на попятный и отозвать свою подпись. Так как, в данном случае, это бы фактически означало, что политическая сила, отозвавшая подпись, идет наперекор демократическим принципам и признает свое желание любыми путями удержать нужный ей результат внеочередных парламентских выборов.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3782