
Через несколько месяцев человечество будет отмечать дату первого рейдерского захвата, осуществленного приверженцами коммунистической идеи - девяносто лет назад блестящая атака на Зимний дворец изменила жизнь миллионов людей. Нынешние коммунисты, памятуя о своем блестящем рейдерском прошлом, стараются быть достойными своих отцов-основателей.
Девяносто лет – срок не малый, и за это время многое изменилось. На смену броневикам пришли дорогие иномарки, матросов сменили юристы в хороших костюмах, а вместо винтовок оружием красных рейдеров стали решения судов. Суть от этого, однако, не поменялась.
Отечественными СМИ зафиксировано участие представителя компартии в двух рейдерских акциях. Акции против "Укрречфлота" и харьковского "Турбоатома", кроме участия в них одного и того же представителя КПУ - депутата Аллы Александровской, имеют еще одну сходную деталь - за рейдерами, атаковавшими оба предприятия, стоит один и тот же человек – скандальный российский олигарх Константин Григоришин.
Альянсом коммунистов и олигархов, можно удивить разве что какого-нибудь седенького и подслеповатого гарвардского политолога. Каждый половозрелый украинец понимает – политика и капитал – вещи неразрывные, как сиамские близнецы. Эти сиамские близнецы соединены пуповиной для передачи денег и имеют две головы – одну для произнесения пламенных речей, другую – для того, чтобы пожирать землю (и все, что на ней стоит). Кроме того, у этих сиамских близнецов имеется общая пищеварительная система, итогом работы которой становится то, что стыдливо называют «заботой о благе народа». И что самое интересное, близнецы Политика и Капитал, несмотря на свою природную связанность, декларируют ненависть друг к другу. Если Капитал, сыто отрыгивая, только иногда обвиняет своего близнеца в том, что он не «создает условий для развития предпринимательства», то Политика всегда обвиняет Капитал в «разворовывании народных богатств», причем, чем ближе выборы, тем истеричнее становятся эти обвинения.
Но вернемся к Григоришину. Почему именно Григоришин, известный своей скандальной репутацией, и не замеченный в особой любви к идеям марксизма стал спонсором компартии? Ответ на этот вопрос может звучать только так – «А почему бы и нет?»
Константин Григоришин, чей взлет начался с плодотворного сотрудничества с Павлом Лазаренко, за свою бурную карьеру успел подружить и поссориться с представителями почти всех политических сил Украины. Если бы господин Григоришин за каждый период дружбы с тем или иным представителем украинской элиты навешивал на пиджак ленточки соответствующих цветов, то пиджак имел бы вид вполне эпатажный – подстать скандальности владельца. Дружба с Братьями Суркисами (пестрая ленточка СДПУ(о)) закончилась конфликтом вокруг облэнерго, в котором Григоришин проиграл. За попытку посотрудничать с главой группы «Приват» Игорем Коломойским, если верить газете «Сегодня», Григоришин может смело вешать на себя бело-красную ленточку БЮТа. Затем, по свидетельству Михаила Бродского (Бродский свидетельствовал под в Лондонском арбитражном суде, в деле «Григоришин-Коломойский») Григоришин решил спонсировать оранжевую революцию в обмен на помощь в войне с Суркисами. Вот вам и оранжевая ленточка на пиджак непоседливого олигарха.
А в 2006-м Григоришин мог смело цеплять ленточку красную. Депутат –коммунист Евгений Мармазов с 2002 года по сегодняшний день является советником ООО «Группы Энергетический стандарт «Украина», которое принадлежит Григоришину. В 2006 году партийный список КПУ составлялся при активном участии Константина Григоришина, а после выборов Григоришин поучаствовал в заполнении правительственных квот коммунистов.
Попытки захватов "Укрречфлота" и "Турбоатома" объединяют основные действующие лица – Александровская и Григоришин. Но имеются и различия. В случае с "Укрречфлотом" Григоришин действовал агрессивнее – против менеджмента компании возбуждались уголовные дела, которые затем прекращались, изымались и убывали в неизвестном направлении реестр акционеров и документация компании. Рейдерский конфликт вкруг "Укрречфлота" происходил в основном в тиши прокурорских и министерских коридоров. Алла Александровская участвовала в конфликте «не выходя из кабинета». По депутатскому обращению Аллы Александровны комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку провела проверку компании, и, конечно, выявила ряд нарушений. Вывод комиссии компания "Укрречфлот" оспаривает в суде.
В случае с "Турбоатомом" Александровская решила показаться на людях. 18 июля пламенная харьковская коммунистка, член фракции КПУ в парламенте Алла Александровская в компании рейдеров появилась на пороге харьковского завода «Турбоатом». Причем профессиональные рейдеры, прибывшие на завод во главе с Александровской, держались в тени депутатши. Очевидно, молодая рейдерская поросль решила, что генетическая память настоящего коммуниста позволит провести захват завода, если не с такими резонансными последствиями, как штурм Зимнего, то, по крайней мере, с той же эффективностью.
Краткая предыстория конфликта такова. 24 апреля 2007 г. вышел приказ Фонда госимущества Украины об увольнении и.о. генерального директора ОАО «Турбоатом» Е.Белинского и возложении обязанностей и.о. гендиректора на Виктора Субботина, главу харьковского "Мегабанка", главу областной организации СПУ и однопартийца главы фонда госимущества Валентины Семенюк. Бывший директор завода Евгений Белинский работал в интересах Константина Григоришина .
Появлению на "Турбоатоме" Александровской предшествовала еще одна попытка захвата завода, предпринятая группой людей из подконтрольного Григоришину ООО "Компания по управлению активами "Сварог Эссет Менеджмент", которая владеет 14% акции завода. Именно эта компания подала судебный иск о признании недействительным назначения Субботина. Захватом тогда руководил уволенный с должности и.о. генерального директора завода Евгений Белинский. Позже это решение суда было опротестовано. В дальнейшем были еще решения судов, их опротестования, нелегитимные собрания акционеров, потоки грязи в СМИ и прочие атрибуты рейдерской войны.
Но вернемся к тому жаркому летнему дню, когда на пороге завода появилась Алла Александровская. Александровскую сопровождало около двадцати молодых людей, в которых охрана завода без труда узнала тех, кто участвовал в первом рейдерском захвате. В свите депутата-коммунистки находилась также Анна Короткая, выступавшая ранее в суде в качестве представителя ООО "Сварог Эссет менеджмент". Анна Короткая отказалась представиться журналистам, отказалась разговаривать, сославшись сначала на занятость, а потом на "таблетку под языком".
Наверное, та таблетка под языком, которая была у госпожи Короткой, у Аллы Александровской уже растворилась в организме и начала свою пагубную работу, так как то, что начала говорить пламенная коммунистка, можно объяснить только воздействием какого-то препарата.
Началось все с довольно странного заявления: "У меня создается впечатление, что руководство ОАО "Турбоатом" что-то скрывает от меня". Что скрыло руководство завода от Аллы Александровской, стало понятно сразу. В первую очередь, Виктор Субботин, и.о. генерального директора завода, скрыл от Аллы Александровской тот факт, что находится в Киеве, в командировке, а она пришла на завод «чтобы встретиться с ним, ознакомиться с проблемами предприятия и определить пути их решений».
Решив, что и через журналистов можно выразить Субботину свое неудовольствие, Александровская стала вываливать на журналистов груз претензий к новому руководству завода.
По словам А.Александровской, в числе проблем завода - отсутствие госзаказа (завод загружен заказами до 2015 года), низкие зарплаты (средняя зарплата на заводе выросла за последний год вдвое и составляет около полутора тысяч гривен) и дивиденды по акциям (срок выплаты дивидендов просто еще не наступил), излишек основных фондов (наверное Алла Александровна имела ввиду какие-то одной ей ведомые «лишние» цеха завода). Завершила перечень претензий к заводу Алла Александровна заявлением о том, что завод выпускает турбины малой мощности, а большой - не выпускает. На последнем заявлении следует остановиться особо. Очевидно, Алла Александровна имела ввиду «тихоходные» турбины, т.к. мощность турбин тут совершенно не при чем. Более того, на большой мощности тихоходная турбина часто оказывается экономически более целесообразной. В то, что «мощность» или «быстроходность» турбин - это не то же самое, что скорость автомобиля, Алла Александровская даже не потрудилась вникнуть. Но при этом, «компетентная» коммунистка заявила о том, она традиционно занимается проблемами харьковских предприятий, в частности ГП "Завод им.Малышева", Харьковского государственного авиационного производственного предприятия и ГП "Химпром" (г.Первомайский Харьковской обл.) Интересно, научилась ли Алла Александровна за время решения проблем этих заводов отличать самолет от дирижабля, а танк - от газонокосилки?
Первый заместитель гендиректора "Турбоатома" Евгений Левченко и народный депутат, почетный директор предприятия Анатолий Бугаец увидели, что Алла Александровна попросту «садится в лужу», причем перед телекамерами и диктофонами журналистов. По-рыцарски решив не оставлять даму в щекотливом положении, они предложили Александровской пройти на предприятие, обсудить проблемы завода и ознакомиться с информацией о его деятельности. Только вот «помощников» попросили оставить за пределами завода.
Александровская отказалась от помощи, сославшись на то, что ее не устраивают "частные беседы". Она сказала, что не намерена стоять перед проходной, и уходит, однако будет думать, что делать дальше, возможно, будет обращаться в правоохранительные органы. В правоохранительные органы Алла Александровна так и не обратилась. Украинское законодательство запутанно и противоречиво, но в нем нет, нормы, обязывающей должностных лиц реагировать на околесицу, даже если эту околесицу несет народный депутат Украины.
Главный коммунист страны в одном из своих интервью (газете "24") прокомментировал вояж Александровской и выдал такое, что стоит привести его высказывание полностью: «Алла Александровна пришла на проходную этого завода (с ней было еще два человека), и попросила охрану проводить ее к директору. Зачем пришла? Я, когда прочитал обо всем в СМИ. позвонил ей и спросил. И она ответила: мне и смешно, и обидно. Я пришла защищать интересы трудового коллектива, а они говорят о рейдерстве. А ведь все просто. Алла Александровская как народный депутат от Харькова пошла защищать харьковское предприятие -завод «Турбоатом». А его действительно нужно было защищать, потому что руководителем предприятия был назначен молодой человек, который до этого возглавлял крупный банк. Все бы ничего, но после его назначения все активы завода странным образом начали перекачиваться в этот банк. Предприятию был нанесен серьезный удар. Так в чем же виновата Александровская, которая, как народный депутат, имеет полное право разобраться в ситуации: почему рабочие не получают зарплату, тогда как огромные средства перебрасываются на счета банка, который контролирует новый директор «Турбоатома»? Кстати, Аллу Александровскую так и не пустили на территорию предприятия. А ведь с ней не было ни вооруженной бригады, ни молодчиков в масках. Лишь два помощника. Так они испугались женщину, а потом обозвали ее рейдером!»
В этом заявлении сразу несколько сотрясений мозга. Первое – людей с Александровской было около двадцати. Хотя, наверное, помощников депутата действительно было двое, а остальная публика, толпившаяся на ступенях проходной завода – помощники помощников, которых Алла Александровна в пылу борьбы так и не заметила. Второе – Петр Симоненко, который в том же интервью опроверг спонсирование Григоришиным КПУ, своим заявлением фактически подтвердил свою тесную «дружеско-финансовую» связь со скандальным олигархом, слово в слово повторив ту ложь о «перекачивании средств с завода», которую распространяют некоторые СМИ за деньги Григоришина. Третье – «защита трудового коллектива» о которой говорила Александровская, наверняка имела место - разве нельзя назвать рейдеров «трудовым коллективом»? И работа у них, надо отметить, непростая – изнывая от жары, слушать поток сознания депутатши, а потом целыми днями ломать голову над тем, как из всего этого сделать «информационный повод», чтобы добавить несколько капель грязи в поток лжи, омывающий Турбоатом.
Кстати о «трудовом коллективе». После акции с участием Александровской коммунисты "Турбоатома" направили в обком партии письмо, в котором мягко порекомендовали Алле Александровне «построить свою работу таким образом, чтобы не мешать работе предприятия». Но вряд ли мнение коммунистов завода будет учтено при выработке «генеральной линии» партии. Ведь что такое потеря нескольких сотен голосов на выборах по сравнению с финансовой поддержкой олигарха, чье состояние оценивают в сумму, чуть меньшую миллиарда долларов?
Генетическая память о рейдерском захвате Зимнего так и не помогла коммунистам отработать деньги спонсора – все происходящее у проходной харьковского завода было похоже скорее на фарс, чем на серьезную акцию. Дело "Укрречфлота" тоже заметно буксует. Григоришину, который успел в разное время поспонсировать многие политические партии Украины, очевидно, придется привлечь на свою сторону новые политические силы. Кто окажется у проходной Турбоатома или Укррефлота в следующий раз – анархо-синдикалисты или скинхэды – покажет время. Очевидно одно - до тех пор, пока Капитал и Политика не будут разделены хирургическими методами, олигархи будут искать дружбы с коммунистами, а акционерные общества будут осаждаться рейдерами с политической окраской.