Очередной раунд переговоров в формате Ющенко-Янукович, который состоялся в среду, ничего не дал. Политики, словно оторвавшись от реалий жизни, все больше нагнетают обстановку вокруг перевыборов в Верховную Раду. Единственный вопрос, на который желают услышать ответ миллионы украинцев, на какой день назначат внеочередное волеизъявление народа, снова откладывается в долгий ящик – по вине засевших в высоких кабинетах политиканов. Приходиться только удивляться, как пружина часового механизма украинской политики, взведенная, казалось бы, до упора, до сих пор не лопнула.

За прошедшую неделю в украинском политикуме произошел целый ряд резонансных событий, ни одно из которых, к сожалению, пока так и не привело к развязке политического кризиса. Если сравнить нынешнюю ситуацию с шахматной партией, то следует заметить, что только фигуры, подчиненные Виктору Ющенко, предпринимали какие-то действия и ходы, а пешки, слоны и ладьи Виктора Януковича лишь имитировали кипучую деятельность, рассчитывая, вероятно, поймать оппонента на обманном маневре.

Работа для отвода глаз

Когда в прошлую пятницу участники рабочей группы по урегулированию кризиса явились пред светлы очи Президента, стало ясно: настоящей работы, на которой неоднократно настаивал Гарант, там не выполняли ни коалиционеры, ни представители оппозиции. И если последним это было крайне невыгодно (так как с каждым, потраченным за пустыми препирательствами, днем удобная для оппозиции дата выборов неминуемо отодвигалась во времени), то представители коалиции, похоже, и не скрывали, что намерены затянуть процесс согласования малого или большого пакета необходимых изменений к законам настолько, насколько возможно. Чтобы оттянуть внеочередные выборы на осень. Конечно, гневная тирада Ющенко, упрекнувшего Николая Азарова в том, что основное, для чего была создана рабочая группа, - это определение даты выборов, безусловно, произвела определенное впечатление на проющенковский электорат. Но! Президент практически сразу же был поставлен на место, когда ему сказали, что группа была призвана устранить шероховатости и стереть острые углы в спорных вопросах изменений к целому ряду законов, а дату выборов должны определять глава государства и премьер – на переговорах с глазу на глаз. То есть, народу дали прямо понять, что если кто и затягивает назначение окончательной даты выборов, то это сам Виктор Андреевич, который, в силу каких-то амбиций, не может договориться с Виктором Федоровичем.

Заметьте: в данной ситуации Ющенко, воспользовавшись отсутствием в страну Януковича (которого оперировали в Испании), захотел выставить в негативном свете коалицию, но вместо этого попался сам. Доказательства? Если бы было наоборот, то Президент ни в коем случае не стал бы затягивать с определением даты выборов, а рабочую группу, которая, по его мнению, занималась демагогией, просто бы разогнал. Но Ющенко снова, как и за неделю до этого, пошел на поводу у переговорщиков, и дал им время до вчерашней среды. За четыре дня весь компромиссный пакет документов должен был быть готов к подписанию Президентом, и внесен в Верховную Раду для законодательного утверждения. К тому моменту, кстати, и дата внеочередных выборов в парламент могла бы выкристаллизироваться.

Но ожидаемого прогресса не произошло. С момента заявления Ющенко о том, что коалиция согласилась идти на досрочные выборы, прошли все установленные для утряски документальной базы сроки. А даты все нет. Не появилась она и вчера, после встречи Гаранта с премьером. Вместо этого новый старый игрок команды Виктора Ющенко, Иван Плющ, сообщил о том, что Президент и глава Кабмина, выслушав отчет, который, наверняка, мало чем отличался от услышанного в минувшую пятницу Виктором Андреевичем, решили с датой повременить. И дать рабочей группе поработать еще пару дней. Казалось бы, о чем еще можно договариваться и что утрясать, если малый, необходимый для проведения внеочередных выборов, пакет документов, по словам того же Плюща, был готов еще в пятницу? Останавливайтесь на какой-то дате и – точка! Но переговорная резина снова растягивается. Иван Плющ уже, по сути, отказывается от своих слов о том, что работа группы близка к завершению. И вместо этого говорит, что «проблем больше, чем мы себе их представляли, и, несмотря на длительный срок работы рабочей группы и на такие весомые с некоторой натяжкой достижения по согласованию целого ряда позиций, остаются такие позиции, которые без совершенствования конституционного поля решить невозможно». То есть, фактически признает поражение президентской позиции, которая строилась на обходе острых вопросов, связанных с изменениями в Основной Закон. Но и это не главное. Основной мессидж, сорвавшийся из уст Плюща – дата досрочных выборов будет названа после окончательного достижения договоренностей между коалицией и оппозицией. Но если участники группы за две недели не смогли договориться, то где гарантия, что они успеют все согласовать за один -два дня? Гарантии, похоже, не может дать ни Плющ, ни Азаров, ни Ющенко с Януковичем.

Тем временем, совершенно очевидно одно: Секретариат Президента на данный момент тактически проигрывает в противостоянии с Кабмином. Ведь дата, указанная во втором указе (24 июня), уже снята с обсуждения. Такая же судьба, по всей видимости, ждет и граничные для оппозиции дни – 1 и 8 июля. Сейчас муссируется еще одна «суперконечная» дата – 15 июля, но в то, что выборы могут пройти в середине лета, уже практически не верят ни Президент, ни оппозиция. Тем более, что коалиция предусмотрительно решила реанимировать рассмотрение указов Президента в Конституционном суде, восстановив через Кировский райсуд Донецка судей Сюзанну Станик и Валерия Пшеничного. И пускай Секретариат сделал все возможное, чтобы предотвратить приход этих судей в КС, главе государства дали понять: в запасе у оппонентов до сих пор имеется эффективное оружие, чтобы заставить его согласиться на дату выборов, благоприятную для коалиции.

Не все спокойно в Королевстве Датском…

Фактическое поражение на переговорном поле Банковая решила возместить за счет очередной кадровой рокировки. На этой неделе кресло секретаря СНБО покинул Виталий Гайдук, а вслед за ним – Валерий Хорошковский. И если последний так и не сыграл предназначенной для него в противостоянии Секретариата Президента и правительства роли, то расставание, пусть и номинальное, с Гайдуком, говорит о многом. В первую очередь о том, что Виктор Ющенко решил отказаться от сближения с экономическим блоком Партии регионов, и как следствие, от создания в новом парламенте коалиции на основе ПР и НУ. Ведь не секрет, что Гайдук был призван под президентский штандарт для того, чтобы уравновешивать позиции Секретариата и Кабмина. И, при возможности, пытаться наладить контакты между бизнесовыми прослойками «нашеукраинцев» и регионалов. Виталий Анатольевич справлялся с отведенной ему ролью на пять с плюсом до тех пор, пока не грянул первый указ Президента о роспуске парламента. Именно с того момента отношения Ющенко и Гайдука начали охлаждаться. Вернее, охлаждать их пытались те представители окружения Президента, которые ни под каким соусом не хотели, чтобы союз с регионалами состоялся.

Какие плюсы сулил это союз? Основной положительный момент – создание в парламенте широкой коалиции с участием ПР и НУ, что дало бы повод похоронить активно муссируемую после выборов 2004 года тему о расколе Украины по линии Днепра.

Были ли у этого объединения минусы? Были. Например, такой: электорат «Нашей Украины», подогреваемый обвинениями со стороны БЮТ в предательстве демократических идеалов, мог бы перетечь под стяги Юлии Тимошенко, фактически лишив «нашеукраинцев» поддержки в народе, вернее, в той его части, которая крайне негативно настроена против Партии регионов.

Похоже, что усилия противников союза ПР и НУ имели успех: Виталий Гайдук был низложен, хотя остался в обойме Президента в качестве запасного патрона разрывного действия.

Какова роль Ивана Плюща, который сменил на посту секретаря Совбеза Гадука? Безусловно, патриарх украинской политики ценен в качестве переговорщика. Однако, как упоминалось выше, даже на коротком отрезке своей деятельности в рабочей группе Иван Степанович уже потерпел маленькое поражение, не сумев убедить оппонентов в том, что малый пакет изменений к законам нужно было подписать до среды. Также маловероятно и то, что Плющ сможет, уже будучи секретарем СНБО, как-то повлиять на то, чтобы коалиция согласилась на удобную для Ющенко и оппозиции дату – 15 июля. Скорее всего, если договоренность о дне выборов и будет достигнута, и дата эта будет не летней, а осенней (первая половина сентября), то Секретариат, дабы превознести роль Плюща, преподаст это как компромиссный вариант, на который коалицию заставил пойти именно секретарь Совбеза. Зачем? Ну, например, ради того, чтобы уже в новом парламенте Иван Степанович занял кресло спикера Рады, обеспечив Ющенко контроль над законодательным органом.

Тем не менее, даже совершив радикальные перестановки в своих рядах, Виктор Ющенко и его сторонники в «Нашей Украине» фактически признали, что летние выборы – вариант нереальный. Как? Да очень просто: ведь на втором этапе съезда «Нашей Украины» так и не были утверждены избирательные списки не в алфавитном порядке, а в зависимости от рангов и политического веса кандидатов в новые депутаты. Это ил не доказательство того, что президентская команда смирилась с требованиями коалициантов и согласилась на осенние выборы?

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4608