
Взрыв на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород стал сигналом о необходимости срочнейшей модернизации ГТС Украины. Избежать остановки экспорта в европейские страны позволило только наличие обходных маршрутов, построенных еще в советские времена. Но сегодня становится очевидно, что резерв прочности «постсоветской» экономики уже исчерпан.
В 70–80-е годы прошлого века Советский Союз активно развивал свою газотранспортную систему, особенно — экспортное направление. В 1983 году был введен в эксплуатацию крупнейший по тем временам газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Он стал воплощением сотрудничества между СССР и Европой по программе «газ в обмен на трубы».
После распада СССР «львиная доля» экспортных мощностей по транспортировке газа перешла в собственность Украины. Сначала из-за тяжелого экономического положения, а затем по другим причинам, прежде всего, политическим Украина не могла надлежащим образом поддерживать и развивать ГТС.
Состояние украинских газопроводов, разрушающихся с каждым днем, вызывает тревогу как у российских поставщиков, так и у европейских потребителей. Европа уже не раз выделяла целевые средства на ремонт и модернизацию украинской ГТС, но зачастую они использовались не по назначению. После дискредитации идеи европейских грантов и целевых кредитов на модернизацию ГТС, единственным выходом из ситуации представляется привлечение стратегического инвестора.
Как украинские, так и российские эксперты единодушны во мнении, что главная причина аварии на газопроводе, если «смотреть в корень» — плачевное состояние украинской ГТС, которая остро нуждается в ремонте и модернизации. Россия и Украина должны вернуться к обсуждению создания газотранспортного консорциума, — считают эксперты.
Народный депутат Украины Владимир Толстенко среди причин аварии выделяет две основных. По его мнению, первая — неудовлетворительное состояние газотранспортной системы. «После развала Советского Союза экономический потенциал Украины не позволял вкладывать достаточно средств в техническое оснащение, модернизацию и развитие газотранспортной системы. И украинские, и зарубежные эксперты неоднократно об этом предупреждали. Эта авария — первый сигнал, и я боюсь, не последний», — сказал Владимир Толстенко.
Вторая причина, по его мнению, — это перманентные политические кризисы в Украине. «Политический кризис тесно связан с экономическим развитием страны. Из-за кризисов наша экономика не развивалась стабильно вверх — она то поднималась, то падала», — отметил эксперт.
Первым кризисом, по его словам, была борьба «за Украину без Кучмы», затем — президентские выборы 2004 года, когда политический кризис обострился и углубился. "Но то, что происходит сегодня — ничего подобного не происходило за все годы независимости. Сейчас «помаранчевые» так напрягают страну, что об экономике думать некогда», — считает депутат.
По его словам, европейские кредиты, которые получала Украина в начале 90-х годов — «это уже не помощь, а скорее, закабаление». Владимир Толстенко считает, что необходимы серьезные инвесторы, которые предоставляли бы не только необходимые инвестиции, но и технологическое сопровождение, и гарантии поставок сырья. «Такие инвесторы могут появиться из Западной Европы и из России — искать дальше, думаю, нет смысла», — сказал он.
«Неоднократно обсуждалась идея консорциума, но все время о нем говорить прекращали, — напомнил Владимир Толстенко. — Думаю, что эта авария должна засвидетельствовать, что нужно или возвращаться к старым проектам, или создавать новые — при участии Западной Европы, России и Украины". Депутат отметил, что Западная Европа, где сейчас напряженная ситуация с энергоресурсами, ищет пути сотрудничества в восточном регионе. "Консенсус в виде серьезной корпорации только позволил бы на долгие годы жить спокойно всем — и Украине, и Западной Европе, и России», — считает он.
Депутат предупреждает, что за этой аварией могут последовать следующие. «Одна беда в дом не приходит», - напоминает он известную пословицу. "Пока не будет урегулирован политический кризис, ни о каком развитии газотранспортной системы не может быть и речи», — резюмировал Толстенко.
«Ни для кого не секрет, что украинская система газопроводов сильно изношена. Это беспокоит не только Россию, но и Европу, так как никто не заинтересован в срыве контрактов на поставку газа», — отметил директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Он напоминает, что идея о создании трехстороннего союза (Россия-Украина-Германия) для модернизации газопроводной системы возникла, когда президентом Украины был Леонид Кучма.
«Однако «оранжевая» революция похоронила этот проект. «Оранжевые власти решили, что можно заниматься исключительно политикой, а трубопроводы будут функционировать и без необходимых инвестиций. Авария в Киевской области показала, что это не так. Система нуждается в срочной модернизации», — считает эксперт. По его словам, Украина крайне заинтересована в увеличении объема транзита российского газа по своей территории. «Ведь в этом случае она больше заработает», — поясняет Правосудов. По его мнению, нужно строить новые газопроводы.
«Газпром» никогда не скрывал своей заинтересованности в повышении надежности украинского транзита», — напоминает Сергей Правосудов. «Российская компания готова вкладывать деньги в модернизацию украинской газотранспортной системы. Однако Газпром должен быть уверен, что деньги пойдут именно на заявленные цели, а не будут использованы политиками по своему усмотрению. Очевидно, что необходимо вернуться к идее консорциума. В противном случае «Газпром» будет активно развивать другие экспортные маршруты: черноморский «Голубой поток» и балтийский «Северный поток», — отметил эксперт. Он предупредил, что в результате со временем газовый транзит через Украину может сократиться. «Вряд ли украинская сторона заинтересована в таком развитии событий», — заключил Сергей Правосудов.
Народный депутат Александр Един считает, что эта авария — «очень серьезное событие, вне зависимости от ее масштабов».
По его словам, тот факт, что около 20% украинского газопровода полностью выработало свой ресурс и фактически находится в аварийном состоянии, не является секретом для специалистов. «Украинские власти очень долго отмахивались от этого факта, ссылаясь на то, что никаких аварий не было, и поэтому якобы нет оснований для беспокойства. Сегодняшняя авария показывает, что основания для тревоги есть», — сказал он.
«По большому счету неважно, какие конкретно причины вызвали эту аварию: была ли это диверсия, возможность которой не исключается, или что-то еще. Я думаю, гораздо больше оснований вести речь не о диверсии, а о техногенной аварии, вызванной именно износом трубопровода», — считает Един.
Депутат еще раз повторил, что 20% украинского газопровода находится в аварийном состоянии. «Хорошо еще, что авария произошла сейчас, в теплое время года, что дает возможность для быстрого устранения ее последствий, а временное прекращение газоснабжения особо не скажется на жизнедеятельности потребителей. Представьте себе, что было бы, если бы подобная авария произошла зимой, а причин опасаться повторения подобной аварии предостаточно», — подчеркнул эксперт.
«Дело в том, что Украина очень потребительски относится к доставшейся ей в наследство от СССР газопроводной системе, — считает Александр Един. — Украина не осуществляет инвестиций в модернизацию этой системы, а, напротив, использует «Нефтегаз Украины» как дойную корову, изымая у него практически всю прибыль, вследствие чего на латание дыр денег у компании практически не остается. Последствия этой политики мы имели возможность наблюдать».
«Я не исключаю, что на повестку дня вновь будет вынесен вопрос о международном управлении украинской газотранспортной системой», — резюмировал Александр Един.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом