Когда обычный мирянин полагает, что находится у врат в мир иной и Апокалипсис близок, он делает то, до чего на протяжении всей жизни руки не доходили - ревностно штудирует Библию. И пропагандирует ближнего своего прислушаться к слову Божию. Когда угроза политической смерти нависает над украинским политиком, он с не меньшим рвением принимается за то, до чего дела ему прежде не было - заучивает наизусть статьи Конституции. И навязывает знание Основного Закона всем, кто подвернется под руку, неважно – друг то, или злейший политический супостат. Особенно очевидно эти параллели проявились на нынешней неделе, когда из-под пера президента Виктора Ющенко вышел указ о роспуске парламента.

Сказать о том, что подобного поступка от главы государства не ожидал никто – ни соратники, ни оппозиционеры, ни конкуренты в борьбе за власть из правительственно-коалиционного лагеря, значит сказать неправду. На самом деле вариант, когда Ющенко подпишет указ о роспуске Верховной Рады и объявит о проведении досрочных выборов, рассматривался и обсуждался давно. Если быть точнее – с тех самых пор, когда оранжевым партиям Майдана, «Нашей Украине», БЮТ и СПУ, не удалось достичь компромисса, и соорудить в парламенте V-го созыва пропрезидентское большинство. С рождением же антикризисной коалиции вероятность того, что Президент распустит Раду, еще более возросла. По сути, уже летом 2006 года Виктор Андреевич имел все политические, но, заметим, не юридические, основания для того, чтобы отправить партии в электоральные поля. Основной угрозой для него самого был приход на пост премьер-министра Виктора Януковича. Почему – понятно и так, особо на этом акцентироваться не будем.

Напомним только, что в то время довольно неубедительное основание для отставки правительства пыталась подыскать лидер БЮТ Юлия Тимошенко. И она же первая заявила о том, что пора готовиться к перевыборам, и что, мол, Президент подумывает о том же. Да только Виктор Ющенко в итоге поступил по-своему: подписав Универсал национального единства, отодвинул мечту леди Ю на долгие восемь месяцев. На том успокоились все, даже бушевавшая некоторое лидер оппозиции. Похоже, никто не ожидал, что на исходе первого месяца весны 2007 года у гаранта лопнет терпение искать консенсуса с политическими оппонентами, и он совершит то, на что так и не осмелился за 10 лет своего правления его предшественник Леонид Кучма.

Конституция на любой вкус и цвет

Сейчас обе конфликтующие стороны ломают копья, с пеной у рта доказывая друг другу, кто в нынешней ситуации прав, а кто – нет. Причем, и те, и другие непременно отсылают оппонента к статьям Конституции. И, что интересно – одни и те же нормы в устах коалиционеров и оппозиционеров трактуются совершенно по-разному. Вернее, только в том смысле, который кажется более приемлемым. Естественно, что такое неоднозначное трактование одного и того же текста вносит больше путаницы как в головы самих спорящих, так и среди тех, кто следит за этим спором со стороны. Не стоит быть оракулом, чтобы спрогнозировать – вскоре аргументация и контраргументация у обоих лагерей иссякнет, и они волей-неволей, вынуждены будут принять единственный вердикт, который, надеемся, вынесет самый компетентный в этих вопросах государственный орган – Конституционный Суд.

Однако, в настоящее время и к этому учреждению доверия особого нет. Хотя некоторые эксперты утверждают, что нынешний состав КС более свободен от руки с Банковой, и менее прогнозируем в плане своих решений, все же приходится констатировать, что некое разделение «по симпатиям» там все же имеется. А это – тревожный сигнал всему конституционному строю страны.

В чем уязвимость судей Конституционного Суда? Да буквально во всем. Казалось бы, независимый орган на самом деле еще как зависим от множества факторов. И политический – далеко не самый опасный из них. Последние дни коалиционеры и оппозиционеры, да и Секретариат президента со своей стороны устроили гласное (!) соревнование в том, кто больше обвинит друг друга в попытке давления на КС. Надо отметить – преуспевают в этом деле все, правда, с различным успехом. «Лидеры» меняются час от часу – сначала в давлении на людей в мантиях обвиняли Виктора Ющенко, который незадолго до подписания пресловутого указа имел встречу (причем, как утверждают в правительстве – не одну) с коллегией судей КС. Затем «стрелки» перевели на Виктора Януковича, из уст которого совершенно некстати вырвалась оказавшаяся впоследствии опровергнутой информация об отставке председателя КС Ивана Домбровского.

На самом деле проблемы в установлении истины в последней инстанции, коей оказался Конституционный Суд, не было бы, если бы в стране прошла судебная реформа. О ней уже давно толкуют, но начать ее не решался ни бывший Президент, ни нынешний. Оно и понятно – дать судам больше свободы, чем та, которую они имеют (или, точнее, не имеют) сейчас, власть предержащим не выгодно. Просто потому, что КС был и остается весьма действенным инструментом в руках Президента. Наверняка Виктор Ющенко задолго до нынешнего кризиса предполагал, что Конституционный Суд в его нынешнем состоянии не сможет, если будет такая надобность, вынести решение не в пользу гаранта. Потому и с реформой особо не спешил. И сказать наверняка, что КС в скором времени, как того требует коалиция, разберет и вынесет определение по представлению депутатов от коалиции, нельзя. Что и подтверждается последними новостями из суда: в производство обращение 53 нардепов о соответствии нормам Основного Закона указа президента КС примет только после Пасхи. А рассматривать его может на протяжении двух месяцев – то есть как раз до даты, на которую глава государства назначил внеочередные выборы в Верховную Раду.

Когда жадность - порок

Возвращаясь к самому, как пишут некоторые СМИ, мужественному поступку Виктора Ющенко, можно обнаружить одну деталь, которая как бы скрылась от глаз общественности. На чем, собственно, основан указ Президента о роспуске парламента? Правильно, на нарушении Конституции в части формирования парламентского большинства не фракциями депутатов, а путем «присоединения» к коалиции отдельных избранников из оппозиционных фракций. Давайте зададимся вопросом: а благодаря чему, вернее, кому такое стало возможно? Ответ очевиден – тем, кому выгодны перевыборы. Ведь другого юридического основания для появления на свет президентского указа и быть не могло! Тогда нельзя исключать, что отток оппозиционеров в проправительственное большинство – хитро задуманная, и виртуозно исполненная провокация лидеров оппозиции. Позарившись на пресловутое конституционное большинство, которое бы с легкостью преодолевало вето Президента на законы, принятые коалицией в 300 «штыков», ее представители проглотили наживку, умело заброшенную их оппонентами. Высказывания некоторых оппозиционеров о большой вероятности того, что уже к лету в коалиции будет 300, а то и больше, депутатов лишь распаляли большинство. В своем желании как можно быстрее заполучить беспрекословное влияние на законотворческий процесс в стране, коалиционеры вошли в раж, и пропустили мощный удар, коим стал указ о роспуске. Потрясение от этого шага главы государства настолько очевидно, что в излишних комментариях нет нужды. Виктор Ющенко сотоварищи добился своего – коалиция оказалась в его кулаке, и с каждым днем Президент выдавливает из нее все жизненные соки.

«Избраться» или умереть

Сегодня, спустя четыре дня после обнародования указа, можно смело утверждать – парламентской коалиции в том составе, в которой она еще неделю назад активно действовала, больше нет. Уже во вторник, 3 апреля, депутаты от СПУ и КПУ начали использовать парламентскую трибуну исключительно как инструмент для предвыборной агитации. Все решения, принятые Верховной Радой на нынешней парламентской неделе – исключительно популистского характера. Похоже, коалиционеры, особенно «миноритарии», поняли: последние часы жизни парламента V-го созыва нужно использовать для поднятия популярности своей политической силы. Единственная коалиционная партия, которая сохраняет относительное спокойствие – Партия регионов. Однопартийцам премьера опасаться, по сути, нечего: их рейтинг, в отличие от прочих партнеров по большинству, необычайно высок. Что не только дает основания регионалам рассчитывать на безусловное попадание в Раду VI-го созыва, но и поучаствовать в формировании мощной коалиции. Правда, пока еще не известно с кем. Небольшой риск есть для Виктора Януковича – в случае, если ПР наберет на выборах 27 мая меньше голосов, чем ей пророчат социологи, премьеру, по всей видимости, придется освободить свой кабинет на Грушевского. Вряд ли Виктор Ющенко допустит третий приход своего тезки в Кабмин – после «универсального» «кидка» Президент, вероятно, готов отдать премьерский пост той же Юлии Тимошенко. Снабдив ее «окружением» из своих вице-премьеров.

Коммунисты чувствуют себя более-менее уверенно: социологические замеры однозначно «пророчат» КПУ попадание в Раду. Оттого Петр Симоненко и его партайгеноссе не преминули забить гвоздь в гроб своих конкурентов по «левым» взглядам – социалистов, сообщив, что на общий список соратникам Мороза не стоит и надеяться.

Кто однозначно проиграет от перевыборов, так это социалисты. С момента летнего проступка Александра Мороза рейтинг Соцпартии стабильно низок. Он фактически не дает гарантии на то, что СПУ окажется в числе парламентских партий. И, что уж совсем печально для «малиновых» - нет никаких оснований для подъема рейтинга социалистов в самое ближайшее время. Отчаянные призывы лидера СПУ пусты и не находят оклика в душах украинцев.

Не все в порядке и у оппозиции. Пожалуй, «Наша Украина» и Ющенко слишком рано поверили в то, что после перевыборов БЮТ будет придерживаться взятых на себя обещаний. Каких? О пропорциональном распределении должностей. Ведь блок имени Тимошенко, очевидно, возьмет намного больше голосов, чем НУ, и вряд ли захочет делиться властью с пропрезидентской партией. Безусловно, некоторый порядок в рядах партии благодаря Виктору Балоге, наведен. Но слабая сторона у «Нашей Украины» в том, что в ней так и не появились свежие лица, достойные быть в первой десятке избирательного списка. Наличие там Юрия Луценко пока сомнительно – похоже, считая себя обладателем «золотой акции» оппозиции, экс-глава МВД еще неслабо поторгуется за будущие полномочия. И еще неизвестно, в чей список пристроиться – БЮТ или НУ.

Да и у Юлии Тимошенко не все в шоколаде. Широкомасштабная ревизия списков, которую лидеры блока обещали еще прошлой весной, так и не состоялась. Это означает, что на своей косе в Раду нового созыва ЮВТ вновь потянет экс-кучмистов вроде Богдана Губского. Которые вряд ли бы удержались от соблазна перейти на сторону коалиции, не появись указ о роспуске парламента.

Одним словом, конфигурацию будущего парламента угадать крайне сложно. Даже если представить, что в ВР пройдут Партия регионов, БЮТ, «Наша Украина», КПУ плюс ПСПУ Натальи Витренко, о составе большинства говорить пока рано.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5258