Решение Нижнеднепровского трубопрокатного завода о выплате дивидендов в размере чуть менее 1 млрд. грн. взбудоражило фондовый рынок: в течение одного дня акции предприятия подорожали на 15% и на прошлой неделе достигли исторического максимума цены — 80,5 грн. за штуку. Положительным образом отреагировал на событие и курс выпущенных НТЗ американских депозитарных расписок (ADR) на Франкфуртской бирже.

Колебания биржевых котировок Нижне­днепровского трубопрокатного завода — фактор впечатляющий, но долгосрочные последствия такого шага акционеров НТЗ выглядят куда серьезнее. Эксперты пола­гают, что эта выплата может стать началом нового тренда в корпоративном управле­нии на украинских предприятиях. Тренда, который фиксирует не только стремление, но и реальные шаги отечественных компа­ний на пути к повышению своей капитали­зации и доступу к мировым финансовым рынкам.

Платить или не платить?

После «корпоративной революции» вы­плата дивидендов в мировой практике биз­неса стала едва ли не самым важным пока­зателем работы компании. От них жестко зависит если не стоимость, то, по крайней мере, репутация компании. В типичной для западного бизнеса ситуации, когда боль­шая часть акционерного капитала распыле­на между десятками и сотнями миноритариев и портфельщиков, дивиденды явля­ются одновременно и показателем финан­сового здоровья компании, и индикатором уровня управления, и средством диалога менеджмента с собственниками.

На постсоветском пространстве ситуа­ция изначально складывалась по-другому. В структуре акционерного капитала доми­нировали и продолжают доминировать мажоритарии, которые в подавляющем большинстве случаев управляют предпри­ятиями. В условиях грандиозной налого­вой нагрузки на бизнес и непредсказуе­мости политического и макроэкономичес­кого курса власти дивиденды не могли стать реальным экономическим инстру­ментом. Мажоритарии страховали свои вложения с помощью недивидендных спо­собов вывода прибыли — благо, недостат­ка в них на протяжении всего постсовет­ского периода не было. Нужды внутренне­го развития предприятий покрывались, в том числе, с помощью направления офи­циальной прибыли на техническое пере­вооружение и в резервные фонды. Опять же, решения на этот счет принимаются со­браниями акционеров, то есть все теми же мажоритариями.

Ущемленными в данной ситуации ока­зывались прежде всего миноритарные ак­ционеры, фактически не получавшие доли от прибыли на свои акции. Такая ситуация вполне соответствовала постсоветской культуре бизнеса, и по сути единственным способом цивилизованного ее разрешения было переформатирование корпоративной культуры мажоритариев, настраивание ее на «западную волну».

Процесс пошел...

Переформатирование культуры нача­лось в России. Необходимость выхода на мировые рынки сбыта, приобретения мощ­ностей за границей, получения доступа к мировым финансовым ресурсам подтолк-нули сначала нефтяной, а затем и метал­лургический сектор к изменениям структу­ры корпоративного управления и, соответ­ственно, переменам в дивидендной поли­тике. Так, Магнитогорский металлургичес­кий комбинат за первое полугодие запла­тил около $500 млн., группа «Мечел» за прошлый год — около $200 млн., «Север­сталь» — около 270 млн. в 2005 году.

Украина в этом смысле традиционно отставала. Однако корпоративное поведение крупнейших украинских компаний в по­следние два года свидетельствует о нали­чии если не полноценного позитивного тренда, то, по крайней мере, о ряде поло­жительных сдвигов в направлении постро­ения цивилизованной дивидендной поли­тики. Достаточно сказать, что только за те­кущий год совокупные объемы выплат ди­видендов украинскими компаниями (без учета банковского сектора) увеличились с 3,7 до 4,9 млрд. грн. Растет и число биз­нес-групп, которые применяют подобную практику.

Пионерами процесса стали промыш­ленные компании группы СКМ. В 2005 году Центральный и Северный ГОК выплатили в качестве дивидендов 287 и 518 млн. грн., или 59,4% и 91,6% прибыли соответствен­но. В нынешнем году практика выплат по­вторилась, а СевГОК увеличил абсолютный размер выплат вдвое — до 1,11 млрд. грн. По объему выплат они догоняют лидера — «Укрнафту», а в этом году уверенно обогнали «Укртелеком». «Это, по сути, способ официального выведения прибыли на ма­теринскую компанию — СКМ, которая дей­ствует в соответствии со стратегией, пред­полагающей улучшение корпоративного управления и повышение прозрачности бизнеса для выхода на мировые рынки за­имствования, — считает директор по во­просам стратегии инвестиционной компа­нии Dragon Capital Андрей Дмитренко, — Очевидно, тем же путем пошел «Интерпайп» на НТЗ. Что же касается «Укрнафты» или «Укртелекома», то здесь ситуация дру­гая, другие мотивы. На предприятиях со значительной долей государства выплата существенной части прибыли в виде диви­дендов является, как правило, следствием директивной политики государства и зача­стую не оправдана с экономической точки зрения».

Дивидендная революция

Однако именно решение акционеров НТЗ можно расценить как знаковое для об­щеукраинской тенденции. Возможно, гово­рить о «дивидендной революции» будет слишком смело, но катализатором тренда случай с НТЗ, несомненно, стал.

Во-первых, дивиденды НТЗ радикально меняют картину изменений в дивидендной политике украинских компаний реального сектора. Без их учета динамика дивиденд­ных начислений украинскими предприяти­ями по итогам 2005 года выглядит доволь­но стабильной — всего 5% роста. С диви­дендами НТЗ прирост составляет уже 32% — и это только на сегодняшний день, до со­браний акционеров на Харцызском труб­ном заводе и Азовстали, которые могут по­ступить аналогично с другими активами СКМ, начислив дивиденды по итогам 2005 года.

Во-вторых, НТЗ — первая выплатившая столь значительные дивиденды компания с металлургическим производством четвер­того передела. Норма прибыли в таких про­изводственных циклах традиционно ниже, чем на горно-обогатительных комбинатах, поэтому шаг акционеров НТЗ является в определенной степени сигналом для фор­мирования соответствующей дивидендной политики в металлургическом секторе и показателем возможности такой диви­дендной политики в принципе. «В потреби­тельском секторе или тяжелой индустрии, где требуется значительное финансирова­ние для поддержания быстрого роста или для модернизации производства, выплату дивидендов могут позволить себе лишь зрелые, финансово стабильные компании, имеющие значительную рыночную долю, — отмечает Андрей Дмитренко — Для них вы­плата дивидендов может быть способом удешевления необходимых для развития кредитных ресурсов путем улучшения кор­поративного управления и повышения про­зрачности бизнеса. Способ далеко не са­мый дешевый, учитывая налоговую нагруз­ку. Но с точки зрения требований междуна­родных финансовых институтов и порт­фельных инвесторов к прозрачности и кор­поративной политике в отношении минори­тарных акционеров он является вполне приемлемым».

Кроме того, структура акционерного ка­питала НТЗ более демократична, чем на ГОКах: от 22 до 25% акций завода находят­ся в руках миноритариев, среди которых и физические лица, и компании — украин­ские и зарубежные. Поэтому не удивитель­но, что событие стало весьма заметным на отечественных и иностранных биржах. По мнению завотделом экономической и со­циальной стратегии Национального инсти­тута стратегических исследований Яросла­ва Жалило, дивидендный «реверанс» НТЗ свидетельствует о переходе «на более ци­вилизованные формы ведения бизнеса, поскольку речь идет об официальной вы­плате дивидендов держателям по совер­шенно легальным, официальным каналам. То, что сумма довольно большая, говорит о том, что прибыль не была выведена через разного рода схемы».

Наконец, в этом шаге мажоритариев НТЗ могут прослеживаться черты будущей дивидендной политики. Ведь была распре­делена не только прибыль 2005 года, но и зарезервированные нераспределенные доходы прошлых годов. А объемы чистой прибыли, полученные заводом в первом полугодии 2006 года — 312 млн. грн. — позволяют предполагать, что практика вы­платы дивидендов активами «Интерпайпа» — это не разовая акция, а часть долгосроч­ной стратегии, основные элементы кото­рой уже были озвучены и самим Виктором Пинчуком, и его менеджерами: построение прозрачного бизнеса, IPO и выход на миро­вые рынки заимствований. Реализация та­кой стратегии в течение двух-трех лет с на­личием достаточно масштабных дивиденд­ных выплат будет проходить гораздо легче, чем без них. «С точки зрения миноритар­ных акционеров и портфельных инвесторов Запада факт выплаты дивидендов — также позитивный сигнал, — считает Андрей Дмитренко. — При выходе на IPO или ка­ком-либо другом способе выхода на меж­дународные рынки заимствований компа­ния, которая платит дивиденды будет вос­приниматься лучше, чем компания, кото­рая не платит».

Дождемся тренда?

Эксперты пока что достаточно осторож­ны в высказываниях на «дивидендную те­му». По их мнению, скорый переход корпо­ративного управления и дивидендной по­литики в Украине на западные принципы прогнозировать рановато. Тем не менее, позитивность тренда отмечают все. «Я не думаю, что это начало новой тенденции на рынке в целом, так как одна ласточка весны не делает, но думаю через несколько лет действительно увеличится выплата диви­дендов», — считает эксперт Международ­ного центра перспективных исследований Ярослав Жолудь.

Положительное влияние подобные вы­платы окажут и на фондовый рынок страны, и на ее инвестиционную привлекатель­ность. Комментируя решения собрания ак­ционеров НТЗ, Ярослав Жалило отмечает: «Этот факт должен способствовать даль­нейшему развитию фондового рынка. Та­кая практика повышает доверие к ценным бумагам украинских компаний». Аналитик компании «Конкорд-Капитал», одного из портфельных инвесторов НТЗ, Андрей Гостик также считает эту новость положитель­ной, «поскольку миноритарные акционеры могут рассчитывать на защитные дивиден­ды, а это всегда повышает цену акций»

«Для государства это хорошая тенден­ция, правильная, — подчеркивает директор Международного института приватизации и управления собственностью и инвести­циями Александр Рябченко. — Если при­быль будет выводиться в качестве диви­дендов — это будет свидетельствовать об уменьшении доли теневой экономики и о переходе какой-то ее части в реальный сектор».

Впрочем, вопрос о том, стоит ли ждать в ближайшие годы «дивидендного бума», пока остается открытым. Такая стратегия доступна, как уже говорилось, далеко не всем отраслям и далеко не всем компани­ям. Но прозрачность и доступ к мировым рынкам капитала требует жертв. Поэтому сенсаций, подобных решению акционеров НТЗ, ожидать можно, и достаточно скоро. Вполне возможно, что на очереди — те же «Азовсталь» и ХТЗ. Дальнейшую судьбу тенденции определит, как обычно, полити­ка. С точки зрения мировой практики, счи­тает Андрей Дмитренко, индикатором тен­денции может стать принятие в ближай­шее время предприятиями и управляющи­ми компаниями дивидендной политики, закрепляющей правило выплаты акционе­рам определенного процента прибыли. «однако, в условиях Украины такой шаг по­ка что вряд ли реален — макроэкономиче­скую и политическую ситуацию еще слож­но прогнозировать на долгосрочную пер­спективу».

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2465