Посредник, находящийся в центре украинского газового конфликта, отвечает на вопросы о своем прошлом

Лидеры "большой восьмерки" встречаются завтра в Петербурге, где энергия является важным пунктом повестки дня, и Дмитрий Фирташ снова оказывается в центре внимания.

Фирташ, загадочный украинский бизнесмен, оказался ключевым игроком на европейском газовом рынке в период повышенной тревожности по поводу безопасности поставок. В этом году он объявил, что вместе с "Газпромом" является совладельцем Rosukrenergo, совместного предприятия, играющего центральную роль в доставке газа из России и Центральной Азии на Украину и Запад.

Призывы США к пересмотру контракта с Rosukrenergo на поставки газа Украине – заключенного в январе между Москвой и Киевом, но оставляющего возможность дальнейшего повышения цен – могут вызвать трения на саммите.

Объявив о том, что он совладелец Rosukrenergo, Фирташ ответил на звучавшие в украинском парламенте заявления, что одним из владельцев Rosukrenergo является Семен Могилевич, предполагаемый босс российской мафии, объявленный в розыск ФБР. Сегодня некоторые украинские политики призывают к официальному расследованию этих заявлений, которые сделал Виктор Таран, член Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), одной из пяти украинских партий, борющихся за господство в нынешнем политическом тупике.

Во время февральских дебатов Таран заявил, что фракция БЮТ первой заговорила о коррумпированной структуре Rosukrenergo и назвала в числе ее владельцев российского президента Владимира Путина, криминального авторитета Семена Могилевича, Дмитрия Фирташа, членов нового правительства Украины и их родственников.

В апрельском интервью FT 41-летний Фирташ признал, что знает Могилевича, с которым познакомился в Москве в начале 1990-х годов, но отрицал, что они вели совместный бизнес. Впрочем, это не развеяло сомнения по поводу контроля над Rosukrenergo и прошлого Фирташа.

Тимошенко, бывший премьер-министр, которая, как ожидается, будет ведущим кандидатом, если объявят новые выборы, является одним из наиболее яростных критиков Фирташа. В недавнем пресс-релизе ее блок подчеркнул, что объявление Фирташа "никоим образом не уменьшило беспокойство" по поводу структуры собственников Rosukrenergo.

Блок заявил, что будет добиваться нового газового соглашения, в рамках которого Украина будет иметь дело напрямую с "Газпромом", исключив посредника – Rosukrenergo.

Григорий Немыря, депутат парламента из БЮТ, заявил Financial Times, что блок выступает за "всестороннее расследование" деятельности Rosukrenergo и надеется на помощь правоохранительных органов США, Европы и России.

"Мы считаем расследование необходимым шагом для введения прозрачности и восстановления доверия. Должны быть названы все имена собственников Rosukrenergo и рассказано, как они получили эти позиции", – подчеркнул Немыря.

США также продолжают критиковать и газовое соглашение, и Rosukrenergo. На недавних слушаниях в сенате новый американский посол на Украине Уильям Тейлор сказал: "В поставках газа на Украину играет роль теневая организация".

Тейлор добавил: "Это одно из решений, которые новое правительство должно принять немедленно. Если правительство решит, что оно хочет пересмотреть сделку, мы дали понять, что поддержим это решение".

Предшественник Тейлора, Карлос Паскуаль, работающий теперь в аналитическом центре Brookings Institution, в июне призвал Евросоюз поддержать призывы США к пересмотру газового соглашения. В статье, опубликованной в Washington Post, Паскуаль назвал структуру собственников Rosukrenergo "темной".

В ходе расследования FT выяснилось, что Фирташ был связан с несколькими партнерами Могилевича в 2001-2004 годах. Увидев задокументированные подробности, найденные FT, в ходе интервью Фирташ не стал их отрицать, но подчеркнул, что не вел бизнес с Могилевичем.

Например, Фирташ признал, что в 2001-2003 годах Галине Телеш, с которой у Могилевича давняя связь, принадлежала треть зарегистрированной на Кипре компании, в которой Фирташ был одним из владельцев и директором. Но Фирташ заявил, что никогда не встречался с Телеш и ничего о ней не знал. "Я никогда не был партнером Могилевича", – сказал он.

Фирташ, который начинал с торговли ширпотребом на Западной Украине, заявил, что примерно в 1990 году поехал в Москву в поисках более широких рынков. Впоследствии он расширил свою компанию, на протяжении десятилетия поставляя товары в Туркмению по тройному бартеру, и в процессе посредники платили ему и получали газ от туркменского правительства. Он признал, что сделки были секретными, но подчеркнул, что всегда действовал в рамках закона.

До 2001 года, заявил Фирташ, он занимался бартером через временные компании, каждая из которых использовалась для одной-двух сделок, и он никогда не был ни директором, ни владельцем ни одной из них.

Фирташ заявил, что его роль в бартере увеличилась, когда в 2001 году он пришел в Highrock Holding, сначала в качестве директора, а затем – владельца одной трети. В 2002 году он создал компанию Eural Trans Gas, которая, по его словам, стала единственным поставщиком туркменского газа на Украину, предложив лучшие условия, чем российская газовая компания "Итера". В 2005 году эту роль взяла на себя Rosukrenergo, и "Газпром" настоял на доле в компании, сказал он.

Фирташ заявил, что его партнером в Highrock был президент "Итеры" Игорь Макаров, который и привлек в Highrock Телеш. Однако Макаров заявил, что никогда не имел никакого отношения к Highrock. FT обнаружила и другие связи между Фирташем и партнерами Могилевича.

В США Могилевича считают влиятельным боссом международной преступности. Агент ФБР, который расследовал деятельность группировки Могилевича, в издании министерства юстиции в 2003 году назвал Могилевича "боссом более 300 преступных группировок, действующих более чем в 30 странах", на счету которых "убийства, вымогательства, ввоз женщин для занятий проституцией, контрабанда, отмывание денег, банковское мошенничество, махинации с ценными бумагами и во многих странах подкуп должностных лиц".

В отчете израильской полиции, полученном FT, дается аналогичная характеристика с дополнением о его причастности к контрабанде оружия.

В 2003 году против Могилевича и трех его партнеров в США выдвинули обвинения в рэкете, махинациях с ценными бумагами, отмывании денег и других преступлениях в связи с их причастностью к банкротству YBM Magnex, канадской компании, главный офис которой находился в США. Выданы международные ордера на арест Могилевича и двух его партнеров, предположительно живущих в России. Третьего партнера арестовали в США, где он сотрудничает со следствием.

Вольфганг Путчек, один из банкиров Фирташа в австрийском Raiffeisen Bank, заявил, что банк добровольно предоставил министерству юстиции США информацию о Rosukrenergo.

Путчек добавил, что Raiffeisen "проанализировал" деятельность Фирташа. Банкир заявил: "Нам предстояло ответить на три вопроса. Во-первых, связан ли клиент с преступностью? Во-вторых, связан ли клиент с известными преступниками? Ответ на оба вопроса был отрицательный".

"Третий вопрос, был ли клиент связан с известными преступниками в прошлом? В процессе поиска ответа на этот вопрос всплыли некоторые детали. Но все объяснилось".

В прошлом году Служба безопасности Украины, которую в то время возглавлял союзник Тимошенко, объявил, что СБУ ведет расследование по подозрению о том, что Могилевич косвенно контролирует Rosukrenergo. Но в сентябре был назначен новый начальник СБУ, и расследование прекратили.

В январе Олег Пальчиков, один из генеральных директоров Rosukrenergo, отверг обвинения, выступив по украинскому телевидению. Он заявил: "Что касается одиозной и загадочной фигуры Могилевича, мне кажется, она нужна тем, кто развернул кампанию клеветы. Пользуясь возможностью, я хочу подчеркнуть, что наша компания не имеет ничего общего с этим человеком".

Чиновники "Газпрома" говорят, что они довольны Rosukrenergo, и называют Фирташа настоящим бизнесменом. Заместитель президента "Газпрома" Александр Рязанов в июне заявил одной из российских газет, что его не удивило объявление Фирташа о том, что ему принадлежит доля в Rosukrenergo.

Он добавил, что Фирташ много лет работал с туркменским газом и имеет положение в деловых кругах Украины.

Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что мало знает о Rosukrenergo, которую сделал поставщиком Украины "Газпром". В интервью с FT в этом году он сказал: "Туркменский газ всегда транспортировала через Россию какая-то российская структура. Украина никак не связана с образованием таких структур".

Фирташ, говоря о позиции президента по этому вопросу, заявил: "Я думаю, что Ющенко прав, когда говорит: "Я разорву контракт с Rosukrenergo только в одном случае – если цена будет ниже"".

Предполагаемые связи с боссом преступности

В апрельском интервью Financial Times задала Фирташу вопросы о его связях с Могилевичем, основанные на документах, полученных в России, Израиле и на Кипре. Вот его объяснения.

Июнь 2003 года. Фирташ сменил Галину Телеш на посту директора компании Agatheas Trading, зарегистрированной на Кипре. Позже Agatheas стала владельцем трети компании Highrock Holding, тоже зарегистрированной на Кипре, директором которой Фирташ был с 2001 года.

Из доклада венгерской разведки, полученного FT, Телеш и Могилевич поженились в 1995 году.

Фирташ признал, что Телеш была акционером трети Highrock до июня 2003 года.

Однако Фирташ заявил, что не знал Телеш, а его партнером в Highrock был Игорь Макаров, президент российского газового посредника "Итера". Он заявил, что его назначением на пост директора и правами собственника занималась его юрист Елена Яргина, а правами собственников остальной части – юристы "Итеры".

Фирташ заявил, что после ссоры с Макаровым в конце 2002 года он взял Highrock под свой контроль и "почистил его", в результате став в июне 2003 года директором и владельцем Agatheas.

Однако Макаров, ответивший на присланные ему в письменном виде вопросы через пресс-секретаря, заявил, что ни он, ни "Итера" не имели экономических интересов в Highrock и не играли никакой роли в создании Highrock и партнерских компаний.

FT попросила Фирташа представить доказательства связи Макарова с Highrock и позже ознакомилась с частью доклада частного сыскного агентства Kroll, в котором говорилось, что Highrock была создана компанией "Итера" и Фирташем. Однако в этой части доклада не объяснялось, на каком основании Kroll пришло к выводу, что "Итера" связана с Highrock. Фирташ заявил, что доклад заказал его банк, Raiffeisen.

Ноябрь 2002 года. Игорь Фишерман, один из тех, против кого вместе с Могилевичем были выдвинуты обвинения в США в апреле 2003 года, зарегистрировал машину в транспортной милиции в Москве и в качестве личного контакта дал номер телефона московского офиса Highrock, находящегося по адресу Новый Арбат, 14.

Фирташ заявил, что Фишерман никогда не работал в этом офисе и не приходил туда. "Я не знаю, почему он дал этот номер".

Март 2002 года. Зарегистрированная на Кипре компания Elmstad Trading, принадлежащая Фирташу, передала свои права собственности в российской компании Rinvey в равных долях Телеш, Яргиной и Ольге Жунжуровой, жене Фишермана, говорится в американском обвинительном заключении. Затем Rinvey приобрела акции московского розничного торговца парфюмерией. Яргина была совладелицей Rinvey до апреля 2003 года, одновременно работая у Фирташа.

Фирташ признал, что Яргина пришла в Rinvey по его указанию, но заявил, что не помнит, почему он дал это указание. Он заявил, что не имел отношения к Rinvey и не был связан с другими владельцами.

Фирташ сказал, что попросил Яргину расстаться с Rinvey, "когда мы проводили чистку". Он сказал, что она до сих пор работает у него.

Ноябрь 2001 года. Израильский адвокат Зеев Гордон помог создать в Израиле компанию Highrock Properties, филиал Highrock. С декабря 2002 до начала 2004 года Гордон был номинальным держателем четверки акций компании Eural Trans Gas, бенефициарием которой был Фирташ. Гордон заявил FT, что считает Могилевича своим клиентом и другом.

Фирташ заявил, что его отношения с Гордоном никак не связаны с отношениями Гордона с Могилевичем. По словам Фирташа, у Гордона много русскоязычных клиентов. "Когда я спросил Гордона: "Зачем тебе надо работать с Могилевичем?" – он ответил: "Слушай, Дима, это мой бизнес. Ты торгуешь газом, а я адвокат по уголовным делам".

Гордон заявил в телефонном интервью, что Фирташ просил его помочь с Highrock и Eural, что Могилевич отрицает свою связь с Eural Trans Gas и Rosukrenergo и что он не знает, был ли Могилевич связан с Highrock.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2301