Проблема статуса русского языка и отношением к нему со стороны властей не нова. Украинские власти на протяжении многих лет пытаются насадить среди населения употребление украинского языка, считая это необходимым условием успешного развития государства. Однако население, прежде всего востока Украины и Крыма, центральных областей негативно воспринимает такую заботу государства, продолжая говорить на русском языке.
Дело дошло до того, что во многих украинских областях доминирующим является не государственный язык, а русский. Более того, украинский язык в общении становится эдакой экзотикой, которую можно наблюдать на западе страны. Еще на украинском общаются те, кто видит в России не дружественное для Украины государство. В этом случае общение на украинском можно рассматривать как некоторое проявление патриотизма. Или демонстрацию своего отношения к России и русскому языку.
В итоге ситуация со статусом русского языка осталась не урегулированной. Русский язык оставался первым рабочим языком для половины населения страны, но политическая элита делала вид, вроде этой реальности и нет. У русскоговорящих граждан это породило устойчивое ожидание ухудшения своего положения. Поэтому их совсем не утешали заявления, что никто им не мешает общаться на русском языке.
Между тем украинским властям следует признать, что русская культура и язык стали частью жизни для десятков миллионов украинцев. После приобретения Украиной независимости все это вдруг оказалось под запретом и давлением властей. Сам термин «русскоязычное» стал приобретать негативный оттенок, поскольку противопоставлял русскоязычному населению титульную нацию. Процесс вытеснения русского языка, русской культуры и русскоговорящих жителей приобрел невиданные масштабы, не оправданные по своим целям и методам. Вопрос о статусе русского языка стал «камнем преткновения» в политической борьбе.
Следует также отметить, что никто из русскоязычных жителей страны никогда не выступал против украинского языка. Речь шла и идет о том, чтобы иметь равные возможности для общения на том языке, который более удобен. Однако украинские власти и представители западных областей считали по-другому. В их представлениях украинский язык является главным.
Власти в очередной раз пытаются решить проблему русского языка заявлениями и окриками, видимо, не понимая, что столь чувствительный вопрос такими методами не решить. Президент Украины в очередной раз попытался вместе связать тему патриотизма, молодежи и украинского языка, заявив, что «приветствует молодежь, которая занимает патриотическую позицию и говорит - да, мы украинцы, и наш родной язык – украинский».
Другие украинские политики сделали более жесткие заявления. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко выступила категорически против решений областных советов относительно языка. По ее словам, «когда по Украине расползается языковой сепаратизм - это, собственно, речь идет о самой государственности, о том, что осуществляется антиконституционный мятеж, который нужно немедленно прекратить». Вопрос только, как?
Политические заявления украинских политиков подменяют собой взвешенную политику в области языка, которая учитывала бы настроения русскоговорящей части населения. В результате украинский язык, несмотря на официальный статус, остается экзотикой для многих жителей Украины.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом