По официальной информации, 28 апреля в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской атомной электростанции развернулся масштабн пожар, который охватил около 320 га лесного массива.
Киевлян особенно беспокоил вопрос радиационного фона. Жители некоторых районов столицы вечером и ночью чувствовали сильный запах дыма. Заявления Шкиряка о том, что фон – в пределах нормы, успокоил не всех. Люди продолжают обсуждать пожар и его последствия в соцсетях.
«День» также обратился к экологам, чтобы узнать о последствиях пожара и радиационный фон. «Лично я не очень доверяю информации о том, что повышение уровня радиации не зафиксировано. Такого быть не может, поскольку большинство радионуклидов находится в растительной подстилке, в верхнем слое почвы, - говорит представитель Национального экологического центра Украины Александр Соколенко. - При любом пожаре, где горит подстилка, происходит высвобождение радионуклидов и повышение уровня радиации. Нас или обманывают, или радиацию вообще никто не мерил. Я когда-то изучал участки, где произошел пожар. Там уровень радиации в почве в десятки раз выше нормы».
По официальной информации ГосЧС, пострадавших от пожара среди населения нет. Близ зоны возгорания жили восемь самопоселенцев, которых оперативно эвакуировали. По словам экологов, массовой гибели животных в результате пожара тоже не произошло, ведь они способны самостоятельно бежать с места происшествия, однако огонь оказал негативное влияние на сам природный комплекс.
«Животные, если их окружает кольцо огня, успешно убегают от пожара, - рассказывает Соколенко. - В частности, копытные чувствуют приближение пожара значительно лучше, чем человек, поэтому успевают спастись. Но такие возгорания очень вредны для леса, в частности для почв. Во время пожара были очень высокие температуры. От них выгорает не только лесная растительность и деревья, а также органический слой почвы. На месте пожара остается только песок. Затем там десятилетиями ничего не растет, восстановить растительность очень сложно».
О причинах пожара министр внутренних дел Украины Арсен Аваков на странице в сети Facebook сообщает, что среди наиболее вероятных рассматривается поджог. Поскольку очаги возникли в нескольких местах по обе стороны реки. Такого же мнения придерживаются и экологи.
«Эта версия наиболее вероятна. Возможно, кто-то поджег траву даже ради развлечения. Ведь зона отчуждения – это не закрытая территория, где нет людей. Там есть и самопоселенцы, и стихийные туристы, которые, несмотря на запрет, попадают в зону через неохраняемые участки. Может, кто-то бросил окурок. Природные пожары, возникающие, к примеру, от удара молнии, - это редкость и здесь места не имели», - отметил Соколенко.
Заместитель председателя Национального экологического центра Украины Алексей Василюк отмечает еще один важный момент. По его словам, огонь возник еще 26 апреля около 19:00. А уже 27 апреля территория, охваченная огнем, достигала 50 квадратных километров. Это легко отследить через интернет по снимкам спутника Terra. Тем не менее, официальные сообщения о пожаре поступили только 28 апреля.
«Мы снова сталкиваемся с ситуацией, когда опасные события вовремя не получают отклик от власти, - говорит Василюк. - К счастью, среди территорий, охваченных огнем, только небольшая часть пока загрязнена. Ветер дует в сторону Беларуси, поэтому большого вреда от пожара для нас нет. Власти уверяют, что возгорание произошло только вчера, но по спутникам очень легко убедиться в обратном. 50 квадратных километров – не такая маленькая территория, чтобы ее не заметить. Это повод задуматься, ведь если бы горела большая площадь загрязненной территории, можно было бы ожидать повторения ситуации 1986 года»,– подытоживает эксперт.
К слову, Василюк выдвинул и свою версию поджога. По его словам, территория, которая сейчас сгорела, должна была стать биосферным заповедником. Поэтому он советует власти искать виновных среди тех, чьи планы существование заповедника в зоне отчуждения могло бы испортить.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом