Еще буквально год назад волонтерство в Украине не было особо популярным. Сейчас же ситуация изменилась кардинально. Мода на добрые дела буквально захлестнула  украинцев. Деньги для всех и на все собираются на каждом шагу. 

Но в связи с чем возникла такая эйфория добра? Зачем, жертвуя собой, украинцы выполняют функции государства? И помогает ли государство волонтерам? А также во что может перерасти волонтерство в будущем? На все эти вопросы попытался найти ответы ForUm.

От апатии к подъему 

Своеобразным катализатором всплеска волонтерства стал Майдан. Вчерашние экономисты, маркетологи, учителя, врачи, предприниматели объединились в стремлении безвозмездно помогать и поддерживать. Они собирали средства для обеспечения быта жителей Майдана, помогали с продуктами питания, теплой одеждой, медикаментами. 

Далее «эстафета» волонтерства перешла к помощи армии, вынужденным переселенцам с Донбасса, раненым. Добровольцы стали обеспечивать военнослужащих касками, тепловизорами, бронежилетами, доставлять в зону проведения АТО еду и лекарства. Помимо материальной помощи волонтеры занимаются поиском пропавших без вести, лечением раненых. А людям, бежавшим от войны, помогают в поисках жилья, работы. 
Безусловно, не забывают волонтеры и о больных детях, социально незащищенных слоях населения, бездомных животных.

Стоит отметить, что за последний год волонтерская деятельность приобрела разные формы. Для сбора средств формируются благотворительные организации, волонтерские группы, создаются группы в социальных сетях. 

Кроме того, появились и креативные виды благотворительности, которые до сих пор не были распространены в Украине. В частности, устраиваются флеш-мобы, проводятся аукционы, организовываются платные встречи тет-а-тет с известными актерами, политиками, дизайнерами. Все вырученные средства направляются либо армии, либо идут на помощь вынужденным переселенцам.

Ежедневно волонтеры своей деятельностью доказывают, что они работают намного эффективнее и быстрее, чем министры и чиновники. Им, в отличие от бюрократов в высоких кабинетах, не нужно проводить тендеры, изменять законы, корректировать госбюджет, чтобы приобрести очередную жизненно-необходимую вещь на передовую, в госпиталь или беженцам. Волонтерам достаточно сделать один звонок, написать один пост - и сотни, а то и тысячи украинцев откликнутся на их просьбу о помощи.

По словам психологов, всплеск волонтерства в Украине можно считать процессом нравственного выздоровления общества. 
«Бум на добрые дела говорит о том, что в стране появилось очень много сознательных граждан. Люди стали понимать, что это их страна и ее судьба зависит от них, поэтому пытаются что-то делать, помогать, несмотря на очевидную враждебность населения к государству», - утверждает психиатр Семен Глузман. 
По его мнению, взлет волонтерского движения вселяет надежду на хорошее будущее, потому что волонтерство – это не просто оказание материальной или физической помощи, но и проявление активной гражданской позиции. 

«Поэтому большинство людей, занимающихся волонтерством, уже не будут молча терпеть самоуправства мэра, депутата или президента, они будут требовать объяснений. Чиновникам уже в ближайшее время придется считаться с этими людьми», - говорит Глузман. 

В то же время социологи утверждают, что немаловажную роль во всплеске волонтерства сыграл так называемый момент «заразительности». «Если говорить о буме волонтерства в Украине, то, думаю, уместно упомянуть процесс заразительности, то есть когда люди вокруг вас совершают добрые и бескорыстные поступки, то вам на подсознательном уровне и самим хочется приобщиться к потоку добрых дел. К тому же, совершая доброе деяние, люди сближаются друг с другом, что позволяет достигать им психологического и эмоционального комфорта. А сейчас это крайне важно», - считает социолог Юрий Некульский.

Связывает всплеск волонтерства в Украине с моментом «заразительности» и заведующая отделом социологии культуры и массовой коммуникации Института социологии НАН Украины Наталья Костенко. «В данном случае происходит «заражение» людей добрыми делами. Когда сначала кто-то один творит добро, потом двое, трое, а далее этот процесс приобретает массовость», - говорит она.

Кроме того, по словам Костенко, немаловажную роль в подъеме волонтерства играет искреннее желание людей помогать другим. Без этого фактора движения просто бы не существовало.

По мнению многих наших сограждан, популярность волонтерства вызвана и веянием моды. «Во всем мире волонтерство очень популярно. Зачастую студенты из США, Америки, Австралии во время своей учебы уделяют много внимания благотворительности. Некоторые занимаются волонтерством непосредственно у себя в стране, некоторые едут в более бедные государства. Думаю, у нас тоже этот фактор сыграл свою роль. Быть волонтером стало модно», - считает студентка Ольга. 

Тем не менее Наталья Костенко полагает, что рассматривать бум волонтерства в терминах моды не имеет смысла. «Мода все-таки явление быстротечное. Поэтому не хотелось бы проецировать такой взгляд на волонтерское движение, ведь оно более сложное. Понятно, что будет взлет и падение, но, пока идут военные действия, волонтерство будет держаться. Потом может наступить какой-то спад. Но опыт волонтерской поддержки люди уже приобрели. И касается это не только армии, но и социально незащищенных граждан, раненых. Опыт так просто никуда не уйдет, в отличие от моды, которая быстро входит в культуру и так же быстро забывается». 

Государство VS волонтеры

Однако уже сейчас, когда  вынужденных переселенцев становится все больше, а армия продолжает нуждаться в помощи, лидеры волонтерского движения фиксируют его спад. В частности, такую тенденцию отмечает координатор Гуманитарного штаба при Фонде Рината Ахметова Римма Филь. «Многие устали, физические и эмоциональные силы на исходе», - говорит она. 

Немаловажную роль в поддержании волонтерского движения играет государство. Но именно из-за бездеятельности министров и чиновников у многих волонтеров сдают нервы, и они покидают ряды современных «тимуровцев».

«Я помогаю нашей армии еще с июня месяца. Но, пожалуй, хватит. Ведь зачем тогда нужно государство, если оно не может исполнять свои функции и обязанности? Но соль даже не в этом. До слез обидно, когда ты стараешься, жертвуешь своей семьей ради благого дела, а когда непосредственно обращаешься в Минобороны за помощью, они отвечают: «Это не наша ответственность». Это же просто безумие», - возмущается волонтер из Одессы Марина Собко. 

В результате бездеятельности государства решил покинуть волонтерство и Дмитрий Мороз. «Не хочу сказать, что чиновники ставят палки в колеса, но, думаю, именно из-за них не виден результат нашей работы. Они всегда придумают что-то, что будет мешать. Взять бы хотя бы закон о благотворительности (Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по некоторым вопросам налогообложения благотворительной помощи». - Ред.). По сути сам по себе этот закон ничто, он не освобождает благотворительную помощь от налогов. Для этого необходимо, чтобы  Кабмин принял еще ряд актов. И так у нас везде. Из лучших побуждений только усложняем жизнь», - сетует Дмитрий, волонтер из Запорожья.
Кроме бездеятельности чиновников волонтеры жалуются и на то, что государство, по сути, не отчитывается, на что потрачены благотворительные средства. В первую очередь это относиться к пожертвованиям непосредственно на счета Минобороны и по звонкам на номер «565», а также к финансированию на протезирование раненых. 

Претензии у волонтеров есть не только к Минобороны, но и к Минсоцполитики и Минздраву. Зачастую госслужащие не интересуются мнениям волонтеров в том или ином вопросе. Порой их решения приводят волонтеров в шок. «Почему чиновники так делают, остается только догадываться. Но, увы, догадки не самые лучшие», - говорит Дмитрий.

Есть ли будущее у волонтерства?

Активисты перестают заниматься волонтерской деятельности не только по вине государства. Одни просто не выдерживают жизни в формате нон-стоп, другие хотят вернуться к своей прежней жизни.

По мнению Семена Глузмана, для того чтобы сохранить всплеск волонтерского движения, людям необходимо видеть плоды своей работы. «Чтобы подъем не ушел в небытие, необходимо иметь результат. Результат, когда ты видишь, что кому-то благодаря твоей деятельности стало легче, веселее, сытнее. Впоследствии ты получаешь удовлетворение и запал работать дальше», - считает психиатр.

Солидарен с Глузманом и доктор психологических наук Александр Венгер. По его словам, чтобы волонтерство развивалось, ему необходимо содействовать. «Беды сплачивают людей. У многих, когда есть ощущение общей беды, возникает стремление к ее преодолению. Иногда это происходит абсолютно сознательно, иногда нет. Но тут есть и ложка дегтя. Когда беда проходит, то часто исчезает и это объединение, стремление помогать друг другу. Поэтому нужно целенаправленно поддерживать волонтерство, чтобы оно не было просто всплеском. Необходимо, чтобы волонтерство развивалось, ведь это очень важно для единства общества», - утверждает специалист. 

С другой стороны, по мнению социолога, директора Фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, ожидать такого всплеска волонтерства тогда, когда Украина вернется к прежнему образу жизни, не стоит. В то же время в дальнейшем волонтерское движение будет развиваться лучше, чем до своего подъема. 

«Останется привычка к волонтерству. Оно будет развиваться в разных формах. Хочется, чтобы стихийная помощь приобрела в обычных ситуациях какие-то организованные формы в фондах, потому что сейчас непонятно – это действительно помощь или кто-то этим злоупотребляет. Люди, как правило, дают деньги своим знакомым, знакомым знакомых, то есть тем, кого знают. По нашим данным, 35% населения, а это огромное количество людей, оказывали какую-то помощь войскам, беженцам», - говорит она.

В то же время, по мнению специалиста, благотворительные организации, которые активно создавались и создаются для оказания помощи армии, переселенцам, раненым, могут исчезнуть. «Очевидно, что каких-то не будет, а какие-то останутся. Волонтерством будут заниматься люди, для которых оно стало делом жизни, они будут продолжать начатое», - считает Бекешкина. 

Прогнозирует спад активности волонтерства и Наталья Костенко. «Волонтерство само по себе избирательно. Поэтому на какую-то всеобщность или тотальность рассчитывать не стоит. Чтобы заниматься волонтерской деятельностью, необходимо не только желание, нужна еще способность организовывать людей, планировать какие-то вещи, а это не всем удается. Волонтерство всегда было и будет избирательным. Не случайно оно так и называется «добровольно основанное». Тотальное волонтерское движение нам не грозит, да и вряд ли это уместно, потому что любая тотальность имеет обратную сторону».

Дарина Шварцман, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3676