Несмотря на красивые сказки Тимошенко о том, что в Украине все просто великолепно, инфляция и цены продолжают расти. Ни критика оппозиции и даже самого Президента, ни советы экспертов пока не вдохновили Юлию Владимировну и Ко полностью и в целом заняться этой проблемой, а не политическим предвыборным пиаром. Поэтому Нацбанку пришлось принимать меры монетарного характера, чтобы снизить инфляцию. О том, что привело к резкому повышению цен, что будет с курсом доллара, как обстоял дела в сфере кредитов ForUm поговорил с заместителем председателя НБУ Александром Савченко.

- Александр Владимирович, что будет дальше с долларом? Стоит ли ожидать снижения или повышения курса?

- Курс доллара в Украине определяется двумя факторами: его курсом к евро и спросом-предложением на эту валюту у нас в стране.

Американские аналитики и инвестиционные банкиры, которые занимаются анализом, говорят, что курс доллара к евро будет приблизительно на таком же уровне, как сейчас до сентября. После чего американская экономика начнет оживляться, и доллар должен вернуть утраченные позиции, то есть, усиливаться относительно евро. Хотя аналитики часто ошибаются. Поэтому тяжело сказать, оправдаются ли эти прогнозы.

Две недели назад, когда доллар «ослабел» относительно гривны, начали задавать вопросы, а почему Национальный банк ничего не предпринимает, не выходит на рынок, может, он умышленно ревальвирует гривну? На самом деле, мы контролировали ситуацию и знали о том, что один из стабильных покупателей долларов не выходил на рынок в течение недели. Что и привело к скачкам курса…

- Вы имеете в виду «Нафтогаз»?

- Не только. Это несколько покупателей, которые связаны с энергетической сферой.

Так вот, когда этот покупатель вышел на рынок, равновесие восстановилось.

Мы в Нацбанке придерживаемся признанной во всем мире концепции: частые бессистемные колебания курса вредны для экономики. Лучше стабильный курс, или тот, который дрейфует. Мы, базируясь на этой точке зрения, продолжаем отстаивать курсовую стабильность.

- Говорят, что это Тимошенко устроила ревальвацию гривны, что привело к падению курса доллара, а Нацбанк противостоял правительству. Было такое?

- Мы с правительством не воюем и никогда этого не делали. Мы отвечаем за стабильность национальной валюты, поэтому действуем в этих интересах.

- То есть, информация о том, что премьер вмешивается в политику Нацбанка, беспочвенна?

- И по закону, и фактически в политику Национального банка невозможно вмешиваться. Потому что решения принимает или Правление Нацбанка, или его Председатель.

В то же время, есть Совет Национального банка, который может по некоторым вопросам контролировать Правление или давать нам рекомендации. Так вот, через него члены правительства могут влиять на политику Национального банка. Хочу сказать, что последние 5-6 лет правительство все корректнее ведет себя относительно Нацбанка, потому что оно, как и население, понимает: Национальный банк – это оплот стабильности в стране.

- Несмотря на обещания правительства, инфляция продолжает расти. Что предпринимает Нацбанк?

- Мы обеспокоены высокими темпами роста инфляции и принимает меры монетарного характера, чтобы ее снизить.

Не только в Украине, но и в мире инфляция формируется тенденциями роста цен на продовольствие и повышением цен на энергетические ресурсы. Это очень мощные факторы и, я считаю, они имеют долгосрочный характер. Значит, нужно искать инструменты борьбы с инфляцией в условиях, когда она вызвана не монетарными факторами. Хотя со своей стороны мы «охлаждаем» кредитную активность коммерческих банков, чтобы она косвенно не стимулировала инфляцию, поэтому темпы роста кредитной активности сейчас снижаются.

- Почему у нас настолько высокая инфляция?

- Тут много факторов. Назову самые главные. Первый - незаконченность рыночных реформ в базовых секторах экономики, сельском хозяйстве, транспорте, ЖКХ, энергетике. Здесь не действуют рыночные законы, очень много монополии, коррупции, а решения принимают чиновники.

Второй фактор - у нас очень бедное население. У наших граждан затраты на продукты питания составляют 55 %. Для сравнения: в центральной Европе такой показатель - 25 %, в развитых странах – 10-12 %. Повышение цен на 1 % на продукцию сельского хозяйства в Европе на инфляцию повлияет на 0,1%, а у нас – на 0,5. Вывод: нужно сделать так, чтобы наше население было более богатым. Тогда этот фактор будет менее влиятельным.

С другой стороны, бездумное повышение заработной платы, особенно в бюджетных организациях, ведет к инфляции. Задача - как поднять благосостояние граждан, не повысив инфляцию? Ответ очень простой и реальный – уменьшить НДС с 20 до 15 %. Если снизить НДС на 5 %, то настолько же упадет инфляция, а коррупция - на 25 %.

Третий фактор – снижение энергоемкости нашего производства. Мы – самая энерго-затратная страна в мире, абсолютный чемпион. В то же время в мире наблюдается тенденция роста цен на энергоносители. Поэтому нужно радикально снижать эти затраты.

К сожалению, от чиновников мы слышим другие предложения по снижению инфляции. Они предлагают ввести новые налоги. Но ведь все налоги через один-два цикла ведут к повышению цены. Тем более, что у нас и так самые высокие налоги в Европе.

Если говорить о глобальной рекомендации, то при стабильном курсе единственной предпосылкой для снижения инфляции может быть бездефицитный бюджет и правила, когда заработная плата чиновников и бюджетников увеличивается не быстрее темпов роста производительности труда.

- Сейчас банки предоставляют кредит на жилье не на 25 лет, как раньше, а на 10-15. Не приведет ли это к тому, что украинцам эта ипотека будет не по карману?

- Национальный банк обеспокоен не длительными сроками кредитования, а тем, что эти долгосрочные кредиты не обеспечены длинными депозитами, кредитными линиями или капиталом банка. Мы продолжаем бороться с этим явлением, потому что это «золотое» правило банковской деятельностью – управление ликвидностью. Кстати, по этой причине сейчас возник мировой кризис в финансовой системе, ведь банки бездумно, без анализа рисков и ресурсной базы выдавали такие кредиты на 15-20 лет. А цены на жилье снизились, что и привело к банкротству некоторых банков в Англии, Америке, и начался ипотечный кризис. Поэтому, когда мы говорим, что надо соизмерять активы и пассивы по срокам – это и есть наша борьба с рисками, чтобы у нас не сложилась такая же ситуация.

На самом деле, массовое, бездумное кредитование как раз и ведет к повышению цен на жилье. Ведь люди покупали квартиры не для себя или сдачи в аренду, а для того, чтобы их перепродать. Этот спекулятивный момент сейчас уходит. Что бы там не говорили конторы, которые занимаются продажей недвижимости, цены стоят уже приблизительно год. Если так будет до 2009 года, то, по моим расчетам, большое число украинцев сможет покупать жилье. Сейчас, чтобы купить квартиру, доход на одного члена семьи должен составлять не меньше 800 долларов. Но с такой зарплатой люди могут приобретать жилье в самых непрестижных районах города. Конечно, это неправильно. Национальный банк внес свою лепту – мы «охлаждаем» этот пыл. Теперь свой вклад должны сделать депутаты, приняв закон, который реально сократит число инстанций, которые должны проходить строительные компании или собственники, и местная власть стать более прозрачной.

Поэтому второй немаловажный момент удешевления стоимости жилья - прозрачные отношения с землей. Сейчас под строительство жилья де-юре бесплатно отводится земля. Но все знают, что плата приблизительно такая же, как за ее покупку. Когда строят дом, все больше метров надо бесплатно отдавать чиновникам, которые потом как-то их распределяют как бы для малоимущих. Но все это ведет к тому, что покупатель квартиры должен заплатить еще на 20 % больше. Таким образом, сейчас существует ситуация, когда происходит бездумная переплата. То есть, если взять себестоимость строительства, то приблизительно столько же – сопутствующие затраты. Если их убрать, то стоимость жилья существенно бы снизилась. Тогда средней зарплаты в размере 400 долларов хватило бы на покупку квартиры в кредит.

К сожалению, дальше разговоров о доступном жилье у нас дело не идет. Все используют эту тему в политической борьбе…

- Александр Владимирович, а в какой валюте Вы бы посоветовали украинцам хранить сбережения? В гривнах, долларах, евро, в каждой понемногу или прятать в носок?

- В носок прятать очень невыгодно. Тот, кто так поступил в прошлом году, потерял 17 %. Это все равно, что, представьте, у Вас есть тысяча гривен, Вы взяли 170 и порвали их. Кто держал в банке в гривнах под 15 %, потерял всего 2%, кто в долларах – 10 %, в евро – немножко выиграл. В этом году самая выгодная валюта – это гривна, потом идет евро, потом – доллар. Если к концу года доллар против евро начнет расти, могут быть большие курсовые потери депозита в евро. Поэтому я рядовому гражданину, который не собирается ехать заграницу, советовал бы сбережения хранить в гривнах. Если он периодически выезжает заграницу – 10-15 % сбережений разделить между долларами и евро.

Если доходы не 500-800 долларов, а больше, я бы советовал обратиться к инвестиционным продуктам. Самым массовым и популярным таким продуктом за рубежом является страхование жизни. Преимущество этого накопительного страхования в том, что эти деньги компания инвестирует, таким образом, через 10-15 лет, если с человеком ничего не произойдет, он получит свои средства с процентами назад. В том случае, если компания профессиональная, этот вклад может быть утроен.

Кроме того, можно добиваться создания негосударственных пенсионных фондов. Наши профсоюзы должны требовать у работодателей, в том числе государственных, или застраховывать работника, или создавать такой фонд, куда будет направляться часть доходов.

Если у человека много денег, нужно их вкладывать в институты совместного инвестирования. Но только осторожно – не верить сказкам, что доходы будут 50-100 %. Можно инвестировать в «агрессивные» фонды, которые в основном покупают акции. Но тоже надо отдавать себе отчет в том, что можно немного и потерять.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4130