После парламентских выборов в октябре прошлого года Грузия изменилась. И более всего перемены коснулись политической жизни в стране. Пропрезидентская партия «Единое национальное движение» потеряла влияние в парламенте, тогда как оппозиционная «Грузинская мечта» получила возможность сформировать правительство. Сразу же после выборов были возбуждены уголовные дела против некоторых высших чиновников, назначенных президентом Михаилом Саакашвили. А тем временем «мечтатели» во главе с премьером Бидзиной Иванишвили заговорили об изменениях Конституции, особенно в части ограничения президентских полномочий.

И определенных результатов им уже удалось добиться. Так, в понедельник, 25 марта, грузинский парламент утвердил поправки в Конституцию страны, согласно которым президент не сможет самостоятельно назначать кабмин после роспуска парламента и отставки правительства. К продвижению этих поправок «Грузинскую мечту» подтолкнуло опасение, что уже в апреле Саакашвили распустит не выгодный ему парламент (согласно Конституции, президент имеет на это право по истечении шести месяцев после избрания депутатского корпуса). Это значило бы, что правительство Иванишвили тоже было бы отстранено от власти. Впрочем, Саакашвили заверил оппонентов, что никогда не собирался прибегать к такой мере, а также заявил о готовности поддерживать конституционные инициативы «мечтателей».

Возможен ли сегодня компромисс между разными центрами власти в Грузии, какие реформы в стране проводятся сегодня, а также когда Тбилиси и Москва смогут в полной мере восстановить отношения, в интервью ForUm’у рассказал грузинский политолог, заместитель декана факультета социальных наук Международного Черноморского института Ника Читадзе .

– После победы на парламентских выборах «Грузинской мечты» прокуратура и правоохранительные органы выдвинули обвинения более 20 бывшим высокопоставленным чиновникам, включая министров. В связи с этим новое парламентское большинство и премьер-министра Бидзину Иванишвили обвиняют в политических преследованиях оппонентов. В свою очередь, «мечтатели» эти обвинения отрицают, а Иванишвили утверждает, что «в стране идет процесс восстановления справедливости». Что происходит на самом деле?

– Правительство Иванишвили пытается дискредитировать предыдущую власть, потому что им тяжело выполнять те обещания, которые они дали населению во время предвыборной кампании – в социальной сфере, относительно снижения цен на природный газ, нефтепродукты. Они же говорили о создании фонда в размере 1 млрд долл. для развития сельского хозяйства. Но пока не видно, чтобы что-то из обещанного они воплотили в жизнь. Иванишвили – миллиардер, и многие грузины думали, что когда он придет к власти, то раздаст всем как минимум по миллиону.

А что касается обвинений в адрес бывших госчиновников, то Европейский парламент уже высказался на этот счет. В частности, 23 евродепутата недавно призвали грузинского премьера разобраться в ситуации с давлением на органы местного самоуправления и судебную власть.

– В чем проявляется давление?

– Например, должность председателя местной управы (украинский аналог – районная, областная администрация. – Ред.) – выборная. То есть этих председателей «назначает» народ. Но после прихода к власти «мечтателей» 45 председателей местных управ под давлением вынуждены были подать в отставку. Безо всяких выборов на их посты были утверждены и назначены новые кандидатуры – представители «Грузинской мечты».

– Громкий судебный процесс связан с именем действующего мэра Тбилиси Гиги Угулавы. По сообщениям СМИ, ему грозит до 23 лет тюрьмы…

– Гиги Угулава – представитель «Национального движения». Его винят в коррупции, отмывании денег, но доказательств у правоохранительных органов, похоже, нет. Прокуратура обратилась в суд с ходатайством – наложить на Угулаву штраф в размере 1 млн лари (600 тыс. долл.) и отправить его в отставку, но суд не удовлетворил это ходатайство. Тогда новые власти заявили, что суды в стране подконтрольны Михаилу Саакашвили. И выступили с инициативой сменить состав Совета юстиции Грузии. Венецианская комиссия сразу же назвала это предложение спорным и посоветовала отказаться от этой идеи.

Проблема в том, что, обвиняя бывших чиновников, нынешние власти сами оказываются замешанными в скандалах. Например, бывшего министра внутренних дел и обороны Бачо Ахалая обвиняют в том, что он якобы оскорблял подчиненных. А тем временем в январе проректор полицейской академии, президент Федерации борьбы Грузии Лука Куртанидзе избивает вице-президента этой же Федерации, увольняет нескольких тренеров и прочее. И он не понес наказания, так как он – представитель «Грузинской мечты».

Компромисс по-кавказски

– После долгого перерыва в начале марта состоялась встреча между президентом и премьером. Значит ли это, что власти, наконец, приходят к пониманию, перемирию?

– Перспективы для примирения есть, потому что есть точки соприкосновения, которые в данном случае касаются конституционных изменений. Премьера интересовали поправки, согласно которым президент будет лишен права распускать парламент и формировать правительство до новых парламентских выборов. Президент же требовал от премьера воздерживаться от политических преследований. Это диалог о компромиссах.

– Некоторые грузинские депутаты предлагают внести в Конституцию поправки, согласно которым президента избирал бы не народ, а парламент. Насколько реальна такая перспектива?

– Скорее всего, это останется только предложением: главу государства по-прежнему будут выбирать на прямых всенародных выборах, вот только его полномочия будут урезаны, а премьерские – расширены.

– Очень скоро Россия может возобновить импорт грузинского вина и минеральной воды – Роспотребнадзор уже занялся проверкой образцов грузинской продукции. Между тем Иванишвили пообещал, что грузинская сборная примет участие в Олимпиаде 2014 г. в Сочи. Можно ли говорить, что в отношениях Москвы и Тбилиси тронулся лед?

– Отношения могут полностью наладиться только в том случае, если Россия откажется от признания независимости Абхазии и Цхинвальского региона. Учитывая тот факт, что Путин недавно встречался с Александром Анквабом, главой самопровозглашенной республики Абхазия, становится очевидным, что РФ не собирается отказываться от непризнанных территорий. С такими темпами восстановить дипотношения будет невозможно и в 2020 году, и позже. Но что касается развития экономических, культурных отношений, это будет иметь место, поскольку в этом заинтересованы обе страны.

– В марте правительство Грузии наняло две лоббистские компании, которые должны содействовать интеграции страны в Евросоюз и НАТО. Скажите, грузины не выступают против, ведь оплачивать работу лоббистов чиновники намерены бюджетными деньгами?

– Грузины всегда поддерживали идею вступления в НАТО, ЕС, и настроения населения в этом плане не изменились. Хотя есть и люди старой закалки, у которых присутствует ностальгия по временам СССР, когда билет из Тбилиси до Москвы стоил 37 рублей. Не хочу никого обижать, но это обывательское мышление. Итак, мы поддерживаем европейскую интеграцию. Другой вопрос – насколько все мы, грузины, мыслим по-европейски?

Стоп-сигнал для первого реформатора

– Украинские политики часто приводят пример Грузии, когда говорят о реформах. Но все ли проводимые у вас реформы произвели позитивный эффект, вызывали поддержку у населения?

Всемирный банк называл Грузию первым реформатором на постсоветском пространстве. Большинство граждан одобряли и борьбу с коррупцией и криминалом, и развитие туристического потенциала, и внедрение соцпрограмм. Правда, некоторые были недовольны оптимизацией государственных институтов, когда сокращались кадры.

– Продолжается ли сегодня курс на реформы в Грузии?

– Новая власть ничего нового не предлагает, хотя население ждет перемен. Наоборот, есть застой. Например, строительство многих инфраструктурных объектов было приостановлено. Единственное направление, где наблюдается движение вперед – медицинская сфера. Так, в 2006 году медстраховками пользовались 40 тыс. человек, в сентябре 2012-го – уже 2 млн граждан. Сейчас новые власти обещают выдать страховки еще 2 млн граждан. Но, как говорится, поживем – увидим.

– В январе в Грузии была проведена масштабная амнистия. Сказалось ли это на уровне преступности, например, участились ли случаи карманных краж?

– Вот совсем недавно одна из студенток рассказывала, как у нее украли бумажник в маршрутном такси. Хотя последние пять-шесть лет о карманных кражах мы не слышали, так как все карманники были в тюрьмах. Зимой произошли ограбления филиалов банков – прямо в центре Тбилиси. Но нельзя сказать, что ситуация кардинально ухудшилась. Ходить по улицам по-прежнему безопасно, в том числе в ночное время.

– Грузия – родина Сталина, и 5 марта была очередная годовщина со дня его смерти. Грузинские СМИ вспоминали об этом событии? И как вообще грузины сегодня относятся к своему соотечественнику, который оказал столь сильное влияние на жизни многих народов?

– В основном, ему не очень симпатизируют. При правлении Эдуарда Шеварднадзе существовала партия Сталина, но сейчас о ней даже не слышно. А каких-то выступлений, статей, посвященных ему, я не встречал.

– То есть можно сказать, что Сталин ушел в историю и к нему относятся беспристрастно, исключительно как к исторической личности?

– Некоторые люди старшего поколения до сих пор чтут его, в глубине души гордятся тем, что генеральным секретарем СССР, генералиссимусом был их соотечественник. Даже несмотря на то, что он был тиран. Да, есть люди, которые ему поклоняются и которых уже не переубедить, но и делать это уже нет смысла.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5847