О визите в Австрию, внимании НБУ к развитию ситуации в мире и в Украине, готовности снять барьеры для инвестиций в страну и результатах переговоров с инвесторами – в интервью ForUm’у рассказал глава Национального банка Сергей Арбузов.

Расскажите о цели и результатах вашего визита в Австрию?

– У нас с Президентом и правительством одна задача – вернуть доверие инвесторов и привлечь инвестиции в страну. Так что выбор Австрии как площадки для переговоров с зарубежными инвесторами был не случайным, ведь австрийский капитал входит в тройку лидеров на украинском банковском рынке. Австрийские банки всегда проявляли активность во время обсуждения законодательных и инвестиционных инициатив Национального банка. И мы им за это очень благодарны.

Не секрет, что Австрия давно и стабильно пользуется доверием со стороны инвесторов. Поэтому я инициировал открытие при посольстве Украины в Австрии должности экономического советника от Национального банка, чтобы привлечь новых инвесторов. Я надеюсь, что очень скоро мы завершим многолетнюю работу по подписанию Меморандума между надзорными органами наших стран.

Раз уж зашла речь об одной из стран еврозоны, участники которой переживают серьезные проблемы в связи с растущим госдолгом, что вам дает основания говорить, что кризиса в Украине не будет?
 
– Несмотря на финансовые сложности и большой риск разворачивания рецессии в еврозоне, я призываю всех инвесторов задействовать холодный расчет и посмотреть на экономические параметры Украины. А они – обнадеживающие.

Во-первых, последствия кризиса 2008 года на экономику и финансы страны во многом преодолены. А к новым негативным сценариям развития событий на мировых рынках власть сейчас готова гораздо лучше, чем в 2008 году. ВВП Украины растет ускоренными темпами: 5,3% – за 9 месяцев, а в годовом исчислении мы ожидаем 5%. В этом году мы прогнозируем инфляцию не выше 8,5%, а это весомый аргумент в поддержку стабильного курса гривни. Плюс мы имеем высокий внутренний потребительский и инвестиционный спрос: розничный товарооборот вырос за 9 месяцев на 15%.

Если посмотреть на динамику инвестирования, как внутреннего, так и внешнего, то она положительная. Инвестиции в основной капитал выросли за первое полугодие на 16%. Прямые иностранные инвестиции превысили $5 млрд за 9 месяцев этого года. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. О каком кризисе мы говорим, если инвестиции в страну растут?

Также мы имеем хоть и небольшой, но рост объема золотовалютных резервов НБУ за девять месяцев. И это при том, что мы не получали кредитных ресурсов от МВФ. Нынешнего объема сейчас достаточно для контроля ситуации в случае неожиданных значительных колебаний на валютном рынке и на случай расширения долгового кризиса в Европе.

Еще одним нашим преимуществом по сравнению с европейскими конкурентами является умеренный госдолг и хорошая динамика, которую демонстрирует банковский сектор Украины. Собственный капитал банков, который служит отличной «подушкой безопасности», устойчиво растет. Регулятивный капитал банков вырос за 9 месяцев на 8%, уставной – на 15%. Активы банковской системы выросли почти на 10%.Растут темпы кредитования экономики – 13% за 9 месяцев. Кстати, нас часто критикуют за то, что мы отдаем преимущество ценовой стабильности в ущерб экономическому росту. Как видите, это не совсем так, хотя нужно стремиться к еще большим показателям кредитования.

Дополнительное подтверждение надежности наших финансовых организаций — это доверие к ним со стороны населения. На 1 октября 2011 года объем вкладов населения превысил докризисный уровень больше чем на 50 миллиардов гривен. Постепенно мы внедрим стимулы для того, чтобы украинцы инвестировали в свою экономику, в гривню, а не в зарубежную валюту. Думаю, этих аргументов достаточно, чтобы убедить скептиков, что Украина – хорошее место, чтобы уберечь свои капиталы от нарастающих проблем в еврозоне.

Какие факторы могут сильно ударить по нашим экономическим возможностям и привести к сползанию страны в кризис?

– Безусловно, проблемы в Украине есть, и связаны они в первую очередь с большой зависимостью от конъюнктуры на мировых товарных рынках. Действительно, наша металлургическая промышленность вступает в непростой период в связи с уменьшением заказов и небольшой коррекцией цен на сталь. Но мы готовы давать ответы и на эти вызовы. Мы регулярно их обсуждаем с коллегами – и внутри регулятора, и с экономическим блоком правительства, и с научными кругами.

Из-за ухудшения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках мы ожидаем некоторый рост дефицита счета текущих операций платежного баланса. Это ухудшение произойдет преимущественно из-за высоких темпов роста импорта товаров, в основном продукции машиностроения, то есть неэнергетического назначения. Это вызвано существенным ростом внутреннего инвестиционного спроса, в значительной мере со стороны правительства. Ведь Кабинет Министров Украины сильно нарастил свои капитальные расходы в связи с Евро-2012. Мы понимаем, что структурная перестройка украинской экономики произойдет не ранее чем через 3-4 года, поэтому нужно набраться терпения и работать в этом направлении.

Если спрос на наличную валюту будет расти и дальше, то не возникнут ли претензии к НБУ у Международного валютного фонда, дескать, вы тратите слишком много ресурсов на поддержание стабильности курса вместо повышения его гибкости?

– Спрос на наличную валюту летом-осенью формировал, в основном, «теневой» сектор. После негативных сводок из Европы, соседней Беларуси наши граждане тоже стали активнее обменивать гривню на евро и доллары. Это привело к тому, что негативное сальдо валютных интервенций НБУ на межбанковском рынке в сентябре составило 1,98 млрд долл. Еще часть резервов мы потеряли на негативной курсовой разнице и за счет платежей правительства по внешним обязательствам.

Сегодня мы спокойны за гривню и стремимся повысить гибкость курса. Жестко регулировать валютный рынок мы совершенно не стремимся, просто пытаемся его удерживать на приемлемых уровнях, параллельно накапливая резервы. По программе «Стенд-бай» Украина взяла на себя обязательства постепенно повысить гибкость курса гривни по мере восстановления нашей финансовой системы и углубления механизмов монетарной трансмиссии изменения процентных ставок.

Сейчас официальный валютный курс гривни к доллару США определяется на основании его средневзвешенных котировок на межбанковском валютном рынке (с возможным отклонением ± 2%), отражая рыночные колебания спроса и предложения доллара США на внутреннем рынке страны.

Сегодня много говорят о необходимости девальвации гривни, но сторонники такого шага забывают уточнить последствия. А она ударит по многим украинским семьям, расходы которых вырастут, а доходы останутся на прежнем уровне. Этим шагом мы также увеличим расходы «Нафтогаза» на закупку импортных энергоносителей. Так что колебания курса в этой ситуации нежелательны.

Что может сделать НБУ, чтобы сдержать девальвацию гривни и усилить приток валютной выручки в страну?

– У нас в распоряжении есть набор инструментов для реагирования на кризисные ситуации, в том числе за счет мер по удержанию капитала в стране и инструментов привлечения новых ресурсов.

Сейчас мы сосредоточены на обеспечении макроэкономической стабильности, ядром которой является ценовая стабильность. Главная цель НБУ – снижение уровня инфляции до 5-6% в 2014 году и сохранение ее низкого уровня.

Во-вторых, мы будем добиваться продолжения сотрудничества с МВФ по программе «Стенд-бай». Это станет еще одним позитивным сигналом для иностранных инвесторов и поможет увеличить приток капитала в Украину.

Безусловно, особое внимание будет уделено обеспечению стабильности банковской системы.

А законодательное поле позволит это сделать?

– В последнее время в Украине произошли серьезные законодательные сдвиги. По нашей инициативе принято три важных законопроекта: о повышении прозрачности банков; о надзоре на консолидированной основе; о защите прав кредитора. В первом чтении принят законопроект об особенностях корпоративного управления в банках. Причем все они были отработаны с банковским сообществом и международными финансовыми организациями с учетом баланса интересов сторон.

Также мы готовим законопроект, согласно которому Национальный банк получит право на введение моратория на досрочное возвращение срочных депозитов. Конечно, при условии резкого оттока вкладов населения из банковской системы. Я знаю, что этот вопрос волнует банки с австрийским капиталом.

Нами уже созданы законодательные предпосылки для функционирования рынка проблемных активов. Мы упростили для банков списание безнадежной задолженности за счет резервов. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие этот процесс, уже действуют.

Какова сегодня доля проблемных активов в банковской системе?

– С начала 2011 года доля проблемных активов в общей сумме активных операций банков несколько уменьшилась и составляет 15,2%. Сегодня банками списано безнадежной задолженности на сумму более 19 миллиардов гривен.

Как насчет отмены постановления НБУ №109, в части учета сформированных резервов при расчете лимита валютной позиции? На этом настаивают и банки, и МВФ…

– Нами уже разработан график, предусматривающий постепенную отмену этого постановления. Думаю, это будет приемлемое для всех решение. Мы держим под контролем и ряд других вопросов, связанных с налогообложением банков и их деятельностью. Для их решения создана рабочая группа. Думаю, положительные результаты не заставят себя ждать.

Постепенно мы расширяем возможности учета такого высоколиквидного вида обеспечения, как гарантии при расчете резервов. Мы максимально приближаем подходы по формированию резервов под активные операции банков к принципам международных стандартов финансовой отчетности и Базельского комитета.

Безусловно, мы, как регулятор, отслеживаем и те проблемы, с которыми сталкиваются банки. Например, в судебной системе, в работе исполнительной службы и в связи с невысоким качеством информации от кредитных бюро. Если того требует ситуация, мы постоянно обращаемся в Кабмин, Администрацию Президента, Высший совет юстиции, Высший специализированный суд с просьбами обратить внимание на ту или иную негативную тенденцию в сфере защиты прав кредиторов. Уверен, что это поможет улучшить инвестиционный климат в Украине и создать более привлекательные условия для работы банков, в том числе с иностранным капиталом.

Можете привести пример?

– Во время кризиса была попытка расшатать банковскую систему путем судебной отмены валютного кредитования по надуманным причинам. Был соответствующий иск клиента к одному из банков. Совместно с банками мы отработали правовую позицию по этому вопросу. И в марте этого года Верховный Суд Украины признал законность кредитования банками клиентов в иностранной валюте. Сразу хочу предупредить на будущее: все лоббистские попытки дестабилизировать банковскую систему, которые мы периодически наблюдаем, будут жестко и решительно нами пресечены.

Чтобы закончить наш разговор на позитивной ноте, расскажите о том, что НБУ предложит инвесторам и населению в ближайшее время?

– Мы хотим переориентировать свободные ресурсы банков в финансирование реального сектора экономики. Для этого вместе с правительством мы активно обсуждаем различные варианты бюджетной поддержки ключевых секторов экономики.К примеру, для агросектора, возможно, будут заложены компенсаторы кредитных платежей, предусмотрены специальные налоговые условия. Мне кажется, этот рынок достоин внимания банков, и мы готовы к диалогу с теми из вас, кто будет готов поддержать агросектор.

Чтобы привлечь капитал, мы планируем выпустить в обращение 2 бумаги, номинированные в гривне, обеспеченные золотом. Причем золото будет добываться Украине. Его запасы, приблизительно 3000 тонн, мы подтвердим международным аудитом и контрактом на добычу. Решением правительства НБУ получил на баланс геологическое предприятие, которое занимается разведкой и добычей золота. Таким образом, золото, добытое этим предприятием, будет попадать на баланс НБУ и, после всех необходимых процедур – существенно увеличивать наши резервы.

Это даст нам возможность создать рынок ценных бумаг, обеспеченных золотом. Они будут доступны частным лицам, инвестиционным компаниям, корпорациям. Первые прикидки показывают заинтересованность в них разных стран. Это позволит нам диверсифицировать инвестиционные капиталы и соответственно уменьшить риски в случае возникновения очагов нестабильности в той или иной стране.

Расскажите подробнее о доходности этих ценных бумаг…

– Первая ценная бумага – это процентная облигация, позволяющая держателю получать фиксированный доход, сохранив свои валютные сбережения с помощью надежного обеспечения – активов Нацбанка. Вторая бумага – это сертификат Нацбанка, обеспеченный золотым запасом. Котировки сертификата будут привязаны к стоимости золота на мировых рынках, и бумага может находиться в пользовании инвестора сколь угодно долгое время, до тех пор, пока он не решит реализовать ее по рыночному курсу.

Обе бумаги будут иметь вторичный рынок и смогут выступать обеспечением финансовых операций, выступая залогом по банковским и нацбанковским кредитам (рефинанси­ро­ва­ния). Соответствующие изменения в нормативные акты и закон об НБУ сейчас готовятся. Кроме того, разрабатывается Программа добычи золота в Украине и обеспечения его сохранности, аффинажа и пополнения золотовалютных резервов страны.

Ранее мы уже объявили о намерении запустить рынок инвестиционных монет из золота (а также из серебра и платины). Фактически это будут те же самые слитки, только операции с ними не будут требовать уплаты налога на прибыль и НДС, для них будет устанавливаться обменный курс.

Есть в наших планах и расширение круга инструментов кредитования для банков. В частности, мы хотим разрешить кредитование предприятий, владеющих лицензией на добычу под залог этой лицензии. Готовится законопроект об увеличении инструментария для банковской системы.

И, наконец, мы будем углублять рынок производных инструментов для банковской системы. Так что, как видите, мы нацелены на конструктивную работу с инвесторами. По всем данным, вернуться на наш рынок после может быть сложнее, чем кажется сейчас.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7486