Несмотря на титаническую работу Нацбанка по спасению ситуации в «Укргазбанке», банках «Киев» и «Родовид», до недавнего времени они доставляли руководству регулятора массу проблем. В их числе – отсутствие стратегии развития, долговая проблема, отставание во внедрении автоматизированных систем. Прежнее руководство регулятора предлагало слияние национализированных банков, решавшее более-менее отдельные задачи, ныне же – настало время системных и стратегических решений. И внедрять их в банке «Киев» будет авторитетный банкир, профессионал, умеющий отстаивать свою точку зрения, – Светлана Скосырская, недавно назначенная Председателем Правления.

С 2002 г по 2005 год она работала в страховой группе ТАС и ТАС –комерцбанке (один год в г. Киеве и три года г.Донецке). Затем шесть лет в Харькове: сначала заместителем Председателя Правления «Факториал-Банка» (2005-2009 гг.), в последствии зампредом Правления по продажам в Центральном и Восточном регионах - в «КБ «Южкомбанке». О своем видении текущей ситуации в банке «Киев» и путях его развития Светлана Владимировна рассказала в интервью нашему изданию.

- Светлана Владимировна, первый вопрос – традиционный: вы уже разобрались с «наследством», доставшимся вам от предшественников?

- Чтобы разобраться с этими проблемами и одного года мало, а я работаю только две недели (смеется – ред.). Конечно, в банке есть люди, которые разбираются в текущих вопросах, их не надо обучать и вводить в курс дела, например, департамент по работе с проблемной задолженностью, они помогают мне вникнуть в суть вопросов. Стараюсь сохранить кадровый потенциал настолько, насколько это возможно. (Состав Правления увеличился с шести до семи человек, из них двое – Валентин Обштыр и Олег Голуб – сохранили свои должности – ред.)

Безусловно, самый проблемный участок – это возврат проблемных кредитов. В банке одних только крупных инвестиционных проектов насчитывается 108 единиц. Поменять людей, работающих с ними, – значит, остановить работу банка, как минимум, на полгода. Этот департамент укреплен дополнительными специалистами, которые имеют опыт работы в этом направлении.

- Планируется кардинальная смена кадров?

- Нет, этого нет в планах руководства банка. Возможно, некоторые изменения и произойдут в будущем, но при одном условии: если члены Правления будут уверены, что новые менеджеры лучше справятся с задачами, чем существующие сотрудники.

Во главу угла мы ставим профессионализм и способность работать в команде. Вернуть репутационный капитал банку «Киев» мы планируем за счет объединения способностей наших сотрудников. Задача обновленного состава Правления организовать систему достижения целей банком через атмосферу творчества и вовлеченности персонала в этот процесс. В системном подходе это означает создание аттрактора (точки-привлекателя) вокруг которого самоорганизуется система. У нас таким аттрактором является дух инноваций, новаторства и изобретательства.

- Будете ли вы сокращать региональную сеть?

- Согласно плану оптимизации региональной сети, определенного Минфином, из 60-ти существующих отделений сокращению подлежат 26. Из них уже сокращено одиннадцать. Еще одно отделение в Киеве мы пока оставили, поскольку у него хорошие перспективы. В некоторых случаях достаточно поработать с клиентской базой отделения, оказать помощь со стороны сотрудников головного офиса или поменять руководителя отделения для того, что бы вывести данную точку продаж в прибыльность. Для нас сохранить отделения - очень важно. Это прибыль для банка, рабочие места для жителей Украины, готовая региональная сеть для будущих инвесторов.

-Как насчет минимизации расходов на содержание госбанка?

- Буквально в первые дни я узнала об одном интересном отделении на Подоле, которое располагается в двух помещениях – оба в собственности банка. Площадь одного – 980 квадратных метра, три этажа, которые использовались ранее под филиал. Во втором помещении, на 98 квадратных метров, находится кассовый узел. По европейским стандартам такой площади достаточно для функционирования крупного, полномасштабного отделения. Было принято решение открыть на маленькой площади полнофункциональное отделение, а большую площадь – или сдавать в аренду, или продавать. Такая роскошь ныне неактуальна и нецелесообразна для госбанка. Сейчас банки открывают отделения только на арендованных площадях.

- Как вы будете преодолевать репутационный негатив банка, оставшийся после кризиса?

- Вы правы, его имя пострадало во время финансового кризиса. Для привлечения новых клиентов мы сформировали команду менеджеров с именем и клиентской базой. Разрабатываются программы лояльности для клиентов, новые продукты. Стараемся провести реструктуризацию кредитов для тех клиентов, которые могут обслуживать задолженность. Благодаря интересу информационных служб к рекапитализированным банкам, клиенты имеют информацию о всех изменениях и процессах, которые проходят у нас. Возможно, придется проводить ребрендинг банка.

Приток клиентов идет. Недавно заключена договоренность о кредитовании крупного агротрейдера под финансовое обеспечение. Размер предполагаемой сделки в пределах $10 миллионов. Клиент является экспортером, поэтому надеемся зарабатывать и на продаже валютной выручки.

В этом месяце заключен договор о зарплатном проекте для Государственного предприятия «Орион» на выпуск 400зарплатных карт. Ежемесячный фонд оплаты труда - полтора миллиона гривен.

Для выполнения поставленной задачи – увеличения инвестиционной привлекательности банка, очень большую роль имеет техническое переоснащение, модернизация IT-программ. До конца года планируем перевести всех действующих клиентов на систему «клиент-банк». Работаем над вопросом запуска «интернет-банкинга». На последнем заседании Правления банка утвердили ряд программ, которые необходимо будет приобрести до конца года. Думаю, за имя банка «Киев» стоит бороться.

- Но все планы так и останутся на бумаге, если не взыскать проблемную задолженность? Какие меры вы предпринимаете для этого?

- Будут суды, переговоры, в сложных случаях планируем задействовать международные юридические компании для решения спорных вопросов. Тем предприятиям, которые могут платить хотя бы проценты, мы предлагаем гибкие условия реструктуризации, чтобы дать возможность встать на ноги, наладить работу и в будущем погасить полностью всю сумму кредита. Но платить все равно придется!

- Когда следует ожидать активизации кредитования в банке «Киев»?

- В годовом плане прирост кредитного портфеля был определен Минфином в размере 800 миллионов гривен, из которых 200 миллионов в первом полугодии было выдано прежним руководством банка.Нам же остается до конца года освоить кредитов еще на 600 миллионов. Так что, как видите, у нас даже есть свободные деньги.

- То есть, проблема не в том, где деньги взять, а в отсутствии перспективных проектов, куда бы их можно было вложить…

- Совершенно верно, тем более, что Минфин установил для нас достаточно жесткие ограничения по обеспечению и уровню финансовой стабильности заемщиков. Это могут быть кредиты только клиентам класса «A» под ликвидный залог с коэффициентом оценочной стоимости 1,5. Средняя ставка кредитования у нас составляет 17%.

- Реально освоить 600 млн. грн. до конца года?

- Меньше чем за две недели работы мы уже выдали кредит на сумму почти 80 миллионов гривен. Работа по привлечение других заемщиков может осуществлять несколькими путями: это привлечение проверенных клиентов, знакомых по работе в других банках, возврат клиентов, которые по тем или иным причинам ушли из банка «Киев», привлечение новых клиентов.

Изучив внимательно кредитные процедуры, доведенные банку министерством финансов, мы определили для себя очень интересный клиентский сегмент: государственные предприятия. С ними коммерческие банки работают без особого энтузиазма.

- А как насчет предоставления кредитов мелкому и среднему бизнесу?

- Мы будем обязательно кредитовать мелкий и средний бизнес. Во-первых, потому что они меньше подвержены политическим рискам. И, во-вторых, при выдаче мелких кредитов происходит диверсификация рисков: лучше выдать десять кредитов по миллиону, чем один - на 10 миллионов. Сейчас мы ведем переговоры с украинским представительством немецкого фонда по поводу финансирования программ кредитования мелкого и среднего бизнеса.

Физлицам стоит обратить внимание на список реализуемого имущества, который есть у нас на сайте. Его покупку мы тоже кредитуем по ставке 18% годовых в гривне. Мы сотрудничаем с несколькими строительными компаниями и кредитуем покупку жилья на первичном рынке.

- Кстати, как вы относитесь к последней инициативе депутатов, поддержанной НБУ, на постоянной основе запретить валютное кредитование физлиц и предприятий, не имеющих валютной выручки?

- Это – правильный шаг. Клиент должен погашать кредит, исходя из валюты его поступлений. И в данном случае регулятор ограничивает риски клиента, который может и ошибаться в оценке своего финансового состояния.

Безусловно, перед банками стоит и более масштабная задача - поднять национального производителя, чтобы росло число экспортеров и сокращалось кредитование импорта. Ведь то потребительское кредитование, в которое ударяются многие банки до кризиса, вело к тому, что мы кредитовали производство иностранных товаров – ноутбуков, гаджетов, телевизоров. А нам нужно делать больше упор на кредитовании наших производителей.

- В таком случае, что ждет банковский сектор через 5 лет?

- Я думаю, большое будущее у интернет-банкинга, позволяющего распоряжаться своими счетами из любой точки земного шара, оптимизировать расходы и диверсифицировать риски (увы, неизбежные при работе операциониста). Посмотрите, что сейчас происходит с продажами: молодежь, да и люди среднего возраста осуществляют массу покупок, оплату билетов, коммунальных расходов и обучения через Интернет. И в этом плане нам, банкирам, есть над чем работать.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

13796