Власть изо всех сил пытается убедить украинцев, что все будет хорошо, и «прекрасное далеко» на самом деле совсем близко. Верить в это искренне хочется. Но как только открываешь кошелек, чтобы купить продукты или оплатить платежки, – оптимизм улетучивается с невероятной скоростью. Свое виденье ситуации в стране и возможных сценариев ее развития в интервью ForUm'у изложила народный депутат Украины от фракции НУ-НС, заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина.

- Ксения Михайловна, Международный валютный фонд (МВФ) согласился с необходимостью более постепенного повышения цен на природный газ для населения и теплокоммунэнерго. Но уже до июля газ подорожает дважды. Как это отобразится на украинцах?

– Это очевидно – каждый гражданин почувствует дополнительную нагрузку на свой семейный бюджет. А это дополнительная проблема, поскольку у большинства украинцев семейные бюджеты не то что ограниченные, а вообще на грани выживания.

Но давайте подумаем о том, нужно ли повышать цены на газ. Факт остается фактом: две цены в одном государстве сосуществовать не могут.

- То есть?

- То есть цена должна быть одна. Не должно быть разницы, будь то цена для промышленности, ЖКХ или для потребления в домашнем хозяйстве.

А вот что касается дотирования домашнего хозяйства из бюджета, то правительство должно думать о его увеличении. Иначе множество семей окажутся в сложной ситуации и просто не смогут оплатить эту услугу.

- Раньше то, что МВФ требует от Украины повышения цен на природный газ, было тайной за семью печатями. Сейчас этого никто не скрывает. В сложившейся ситуации Украина может сказать: нет, мы этого делать не будем?

- Безусловно, может. Но! Тогда не получит денег от МВФ.

Нужно понимать, что Международный валютный фонд (как любой кредитор!) работает очень просто. МВФ ничего не навязывает, а говорит, какой стране и на каких условиях он готов дать кредит.

Так вот, МВФ готов дать средства стране, которая не делает «черную дырку» из государственного холдинга «Нафтогаз», не пытается решить социальные проблемы за счет хозяйствующего субъекта и понимает, как сбалансировать свой бюджет. А уже Украине решать, хочет ли она быть такой страной и получить деньги или – нет.

- Мы можем решать, хотим ли мы денег от МВФ или же они нам просто необходимы?

- На мой взгляд, деньги нам нужны, несмотря на все заявления власти. В Украине опять идет нечестная политика.

- То есть?

- Правительство убаюкивает украинцев своими разговорами о том, что уже пошел какой-то нечеловеческий рост экономики. Тогда действительно возникает вопрос: может нам больше не нужно брать в долг?

Внешний долг растет и соответственно повышаются затраты госбюджета на его обслуживание. Оправдать рост внешнего долга можно только тем, что внутри страны есть нерешенные серьезные проблемы.

Вся проблема в том, что правительство в очередной раз пытается занять позицию «и вашим, и нашим». С одной стороны, оно готово все что угодно сделать ради займа (что значит – проблемы не решены), с другой – не говорит населению о реальной ситуации.

- Вы сейчас говорите о недавних заявлениях премьер-министра Николая Азарова о том, что Украина скоро выйдет из кризиса?

- Ну конечно! Ведь если проследить за заявлениями премьер-министра, то стране деньги уже не нужны, поскольку Украина активно выходит на рост и сама их зарабатывает. И логично, что если все на самом деле так, тогда не нужно увеличивать внешний долг, ведь он давит на бюджет.

Но! Одновременно правительство в лице Азарова, делая такие оптимистичные заявления, готово на все что угодно (даже в ущерб своей репутации!), лишь бы получить эти средства. Значит – деньги им очень нужны.

- Госдолг нужно обслуживать. Украина может это делать?

- Пока может. Как будет дальше? Это зависит от того, как быстро и насколько неконтролируемо госдолг продолжит расти.

Понимаете, то, что за 2008-й и 2009-й годы госдолг резко вырос в два раза, было несколько оправдано финансовым кризисом. Тогда правительство тоже пыталось какое-то время рассказывать всем сказки, мол, все под контролем.

А вот когда сейчас на фоне заявлений о стабилизации ситуации и выходе на экономический рост госдолг начинает расти достаточно высокими темпами, возникает вопрос: где же нас обманывают.

- Среди граждан ходят слухи, что гривня может обвалиться. Опасения обоснованы?

- На сегодняшний день нет объективных причин для обвала гривни. Мы видим, что экспорт украинской продукции не падает, а растет. Значит, он конкурентоспособен, и ему не нужна игра на курсе гривни. Действительно, есть и тревожная тенденция: нарастает дисбаланс между экспортом и импортом. Но прямо это гривне не угрожает. Сейчас не вижу объективных факторов, которые могут дестабилизировать национальную валюту.

Но с другой стороны, есть скрытые от нас факторы. Мы по-прежнему вынуждены доверять слову правительства (которому лично я сильно не доверяю) о том, что эмиссия не происходит и эти деньги не задействованы в обслуживании социальных программ бюджета, и так далее, и так далее.

Насколько это правда – мы не знаем. Мне кажется, что достоверной информации недостаточно. А если для обслуживания программ бюджета задействуют эмиссию, то, безусловно, это может быть фактором способным расшатать стабильность гривни.

- Люди также обеспокоены тем, что вслед за гречкой с украинских прилавков пропадет и овсянка. Что случилось?

- С крупами ничего не случилось. Такая ситуация сложилась из-за попыток правительства неестественно влиять на рынок. К сожалению, тенденция роста цен на продукты питания присутствует и имеет абсолютно объективную составляющую. И как только правительство пытается противодействовать этой объективной составляющей командно-административными методами, то тут же порождает давно забытое нами понятие товарного дефицита.

Это и случилось с гречкой. Сама крупа никуда не исчезла, ее просто не стало на прилавках, поскольку никто не захотел продавать гречку по тем ценам, которые пыталось навязать правительство. Они были нерыночными. Я не знаю, что сейчас происходит с овсянкой, но предполагаю, что нечто похожее.

- Позвольте Вас спросить еще и о ситуации в мире. Насколько серьезно повлияют на мировую экономику последние события в Японии? Могут ли они вызвать вторую волну финансово-экономического кризиса?

- Япония входит в десятку наиболее крупных экономик мира. Мы видим, какой огромный ущерб нанесла ей катастрофа. Влияние на мир однозначно будет. Другое дело, станет ли это началом всемирного кризиса или нет. Об этом мне трудно судить, поскольку я не владею достоверными и точными данными о том, что и как происходит. Но думаю, что японская экономика, в отличие от нашей, в состоянии мобилизоваться и достаточно эффективно выйти из этого локального кризиса.

Опять же, и другие ведущие страны крайне заинтересованы в том, чтобы Япония вышла из этого кризиса и не разбалансировала с трудом наметившийся рост мировой экономики. Есть все основания считать, что усилия, направленные на недопущение второй волны кризиса, могут быть успешными.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4880