В Национальной стратегии по предотвращению и противодействию коррупции на 2011-2014 годы, подготовленной Национальным антикоррупционным комитетом при Президенте, предусматривается проведение изменений по 15 направлениям, призванным минимизировать коррупционные проявления, пишет «Коммерснат-Украина».

О том, что Национальный антикоррупционный комитет (НАК) подготовил Национальную стратегию по предотвращению и противодействию коррупции на 2011-2014 годы, на последнем заседании НАК заявил Президент Виктор Янукович. Обсуждение стратегии проходило в закрытом режиме, однако корреспонденту газеты удалось ознакомиться с текстом документа, внесенного на рассмотрение членов комитета.

Прежде всего в стратегии анализируется ситуация с коррупцией в стране. «Позиция Украины на международной арене существенно ухудшилась,– констатируется в документе.– В соответствии с докладом международной организации Transparency International в 2009 году индекс восприятия коррупции для Украины составил 2,2 пункта. Это один из самых низких показателей для Украины за десятилетие публикации таких данных». Авторы стратегии отмечают, что, несмотря на принятие пакета антикоррупционных законов и проведение судебной реформы, реформирование антикоррупционного законодательства не завершено и ряд вопросов требуют урегулирования. В частности, речь идет о запуске механизма решения конфликта интересов и привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений лиц, которые пользуются неприкосновенностью.

Основная часть документа посвящена перечислению 15 направлений по реализации Национальной антикоррупционной стратегии. В документе подробно описывается, какие именно изменения необходимы. Так, для оптимизации финансирования политических партий и избирательных кампаний необходимо установить четкие правила, а также обеспечить «эффективный независимый контроль за таким финансированием». Во избежание дискриминации отдельных партий и кандидатов рекомендуется вести «максимально открытую отчетность (в том числе перед гражданским обществом) Центральной избирательной комиссии». Что касается усовершенствования системы использования госимущества и бюджетных средств, то разработчики Национальной антикоррупционной стратегии предлагают расширить полномочия Счетной палаты, ввести систему внешнего аудита процедур госзакупок и «системный, с обязательным привлечением общественности, контроль за эффективностью использования бюджетных средств».

Для преодоления коррупции разработчики национальной стратегии рекомендуют сосредоточиться на улучшении условий доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и «усилении добропорядочности на публичной службе». А проявления коррупции в правоохранительных органах авторы документа предлагают предотвращать путем проведения реформы уголовной юстиции, а также изменением критериев оценки эффективности их работы с количественных показателей на качественные.

Документ должен быть более конкретным, считает член НАК, директор Института государства и права им. Корецкого Юрий Шемшученко. «На заседании комитета высказывались соображения о том, что на основе этой стратегии должна быть разработана более конкретизированная программа и организовано ее выполнение. Думаю, что это очень важный вопрос, и в этой части стратегию нужно дополнить конкретными мероприятиями по предупреждению коррупции»,– сказал Шемшученко.

Разработчики отдают себе отчет в том, что Национальная антикоррупционная стратегия может и не быть выполненной. Именно поэтому стратегия содержит раздел, посвященный рискам ее реализации. По мнению разработчиков документа, она не сможет быть выполнена в полном объеме, в случае если сложатся определенные условия. Таких условий разработчики насчитали пять.

На первом месте в числе условий, которые могут помешать эффективной борьбе с коррупцией в стране,– «отсутствие на высшем уровне политической воли для реализации Национальной антикоррупционной стратегии». Далее следуют преимущество правоохранительных мероприятий противодействия коррупции над превентивными, отсутствие механизмов защиты лиц, которые борются с коррупцией, отстранение или неучтение мнения общественности в ходе реализации мониторинга стратегии, а также «создание зон недоступности для действия антикоррупционных мероприятий».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1288