Суспiльство

Большое поражение России?

Большое поражение России?

Россия проиграла информационную войну в Европе по время «газового конфликта» с Украиной. Об этом заявил заместитель председателя Госдумы РФ Валерий Язев, выступая на парламентских слушаниях на тему: «Законодательные аспекты информационного обеспечения национальных интересов России на международной арене».

По его словам, «общественное мнение в Европе за две недели «газовой войны» поменялось на противоположное. Если 2-3 января вину возлагали на Украину, то 7-8 января общественное мнение было изменено - вина возлагалась примерно одинаковая на Россию и Украину, но когда после 8 января начали мерзнуть Балканы, однозначно вину Европа переложила на Россию». По словам Язева, такая позиция мотивировалась тем, что Украина «маленькое, не самостоятельное государство, которое обижает Россия».

Язев заявил, что в общественном сознании Европы все было поставлено «с ног на голову» - «Россия пошла на прекращение транзита с целью наказать Украину». Он убежден, что России в таких ситуациях необходимо формировать общественное мнение не в Украине, а в Европе.

Заместитель председателя Госдумы подчеркнул, что за последнее время информационная составляющая стала более весомой в вопросе обеспечения национальной безопасности РФ. «Завоевание информационного превосходства стало обязательным условием обеспечения победы в любой борьбе - военной, политической…», - сказал Язев. По его словам, для решения таких задач необходимо развивать возможности СМИ для своевременного доведения информации для российских и иностранных граждан.

Однако политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов считает, что «частные мнения различных лиц, которые при этом пытаются критически относиться именно к своей стороне и к своей стране – вполне нормальное явление».

«Я думаю, что и информационной войны-то, собственно говоря, не было. Я, вообще, скептически отношусь к этому термину. Достаточно вспомнить о том, что если российские лидеры реагировали с первых дней на перекрытие газа, то украинские молчали, мы не слышали от них ни одного внятного комментария на эту тему. Если помните, тогда все украинские СМИ писали только о том, что Украина проигрывает некую информационную войну. Теперь мы слышим мнения другой стороны о противоположном», - добавил эксперт.

В тоже время его коллега, российский политолог, директор Института национальной стратегии Станислав Белковский убежден, что «Россия проиграла не только информационную, но и обе газовые войны – и в 2006 и в 2009 гг.»

«И сейчас вопрос фактически стоит так: кто возьмет на себя ответственность за поражение? Газовики или люди, которые были призваны обеспечивать информационную кампанию в Европе? И, естественно, что каждый хочет перевалить с больной головы на здоровую, хотя виноваты, в первую очередь, газовики, поскольку именно их некомпетентная агрессивная рыночная политика привела к газовым войнам как таковым и к поражению России в обеих газовых войнах», - отметил Белковский и добавил: «Однако газовики стремятся доказать, что это не они виноваты и не их неадекватные представления о стратегии и тактике на газовом рынке, а виноваты те, кто отвечал за информационную работу. И Язев, как классический представитель газового лобби, эту идею озвучил – вот почему он стал так неожиданно откровенен по этому вопросу. Он ведь не утверждает, что газовая война была проиграна. Он говорит о том, что была проиграна информационная война, а значит, газовики как бы и не виноваты».

В свою очередь, народный депутат Украины из фракции БЮТ, член Комитета ВРУ по иностранным делам Андрей Шкиль полагает, что «Россия проиграла газовую войну, развязав ее».

«Победить в этой войне невозможно, и тот, кто ее развязал, более всего и проигрывает. Украина – это страна-транзитер и не больше. То, что Россия имеет с Украиной специальные отношения и сумела убедить Украину в том, чтобы продавать на границе Украина – ЕС, а не на границе Украина – Россия свидетельствует о том, что Россия в свое время сумела получить преференции. Теперь же, после такой войны, думаю, что подобных преференций больше не будет», - отметил нардеп.

А вот заместитель председателя Комитета ВРУ по иностранным делам, «регионал» Леонид Кожара недоумевает, «почему такие субъективные мнения звучат в России сейчас», поскольку, по мнению парламентария, «они не содействуют дружескому тону украино-российских отношений».

«Я хочу сказать, что несмотря ни на что газа в России меньше не стало. Вообще, абсурдно вести речь о войнах с Россией по поводу газа – она всегда будет экспортером газа, а Украина всегда будет этот газ импортировать», - подчеркнул политик.

По мнению нардепа из фракции НУ-НС, члена комитета ВРУ по иностранным делам Оксаны Билозир, «Россия проиграла однозначно».

«И информационную войну она проиграла – ее политические претензии вызвали большой скепсис. Мало того, мы видели, что происходило в Европе. Европа поняла, что вынуждена искать альтернативные пути снабжения энергоносителями и неоднократно об этом заявляла», - отметила Билозир.

А коллега Билозир, народный депутат из фракции Блок Литвина Сергей Гриневецкий, напротив, считает, что от всего, что касается информационных войн «в кармане не добавляется и не уменьшается, они были, есть и будут в зависимости от позиций той или иной страны».

«Говоря о газовых войнах, надо понимать два момента: где газ и цена газа. Газ находится на территории РФ, цена определена – в том числе, при участии Украины. Вот главные причины, которые, на мой взгляд, надо внимательно рассматривать и обсуждать», - уверен нардеп.

Вместе с тем, «литвиновец» полагает, что «здесь, скорее, идет геополитическая борьба за влияние в Черноморском регионе».

«С одной стороны есть подписание Хартии о стратегическом партнерстве Украины и Соединенных Штатов Америки, где одним из пунктов были ядерные программы и реконструкция ГТС с участием Украины, ЕС и США. С другой, договор, подписанный между Тимошенко и Путиным на 10 лет. Другое дело, что мы не знаем, что там было сказано по ГТС. Вот если бы мы увидели это и сопоставили, тогда можно было бы давать какие-то оценки», - подытожил политик.

Лера Нежина