Аналітика

Бюджетный баламут Ющенко

Бюджетный баламут Ющенко

Что же, на нынешней неделе наши политики еще раз доказали, что умеют удивлять. Причем, неприятно. Причем, как показывает практика, это у них получается куда лучше, чем работать на благо страны. Речь – о так и не состоявшемся в четверг, 10 июля, голосовании за изменения в Госбюджет-2008, утвержденные правительством на минувшей неделе. Да, многие факторы свидетельствовали о том, что данный законопроект может быть либо провален (в случае вынесения его на голосование), либо его рассмотрение будет отложено до следующей парламентской сессии (если бы БЮТ продолжил блокирование трибуны). Впрочем, и в первом, и во втором случаях вина бы лежала на действующих участниках бюджетного процесса – Кабмине и Верховной Раде. Однако, вмешательство третьей стороны, Президента Виктора Ющенко, не имеющего, к слову, абсолютно никакого отношения к процедуре разработки, внесения и утверждения главного финансового документа страны (у главы государства есть лишь право ветировать или подписывать бюджет), еще более запутало и так сумасбродную ситуацию.

Прежде чем приступить к рассмотрению внезапно проявившейся инициативы Президента (речь – о зарегистрированном вчера в Верховной Раде проекта закона об изменениях в бюджет в авторстве гаранта), следует обратить внимание на несколько аспектов, безусловно, оказавших влияние на бюджетный процесс.

Бюджетные огрехи премьера

Аспект первый: правительство так и не учло замечаний оппозиционных фракций и своих соратников по коалиции к бюджету. После того, как на Согласительном совете глав парламентских фракций представители оппозиционных сил подчеркнули, что в проекте закона, утвержденном и внесенном в Верховную Раду правительством, не учтен ряд весомых экономических и социальных инициатив, Кабмин, по сути, мог в течение двух-трех дней ассимилировать данные замечания. И, тем самым, обеспечить себе политическую поддержку со стороны меньшинства.

Оппозиционеры просили немного. Так, Партия регионов, среди прочего, настаивала на применении иного, нежели у Кабмина, подхода к расчету минимальной зарплаты, и, соответственно, ее увеличении. Фракция Блока Литвина призывала правительство учесть, что данный законопроект «приостанавливает около 10 действующих законов, что, согласно недавнему решению Конституционного Суда, является незаконным». Ну и, понятное дело, все оппозиционные фракции не преминули указать Кабмину на заниженный показатель инфляции. Учти эти пропозиции правительство – и уже в четверг, самое крайнее, в пятницу, проект закона об изменениях в Госбюджет был бы принят. По крайней мере, о своей поддержке данному законопроекту заявлял лидер Партии регионов Виктор Янукович, который подчеркнул, что регионалы поддержат бюджет только в случае принятия «поправок», в частности по некоторым социальным вопросам, в том числе и предложенным Партией регионов. В то же время, лидер блока своего имени Владимир Литвин также не отрицал вероятности поддержки законопроекта от Кабмина, с тем лишь условием, что правительство учло бы замечания, высказанные представителями фракции Блока Литвина.

Куда сложнее у Кабмина с партнерами по коалиции. Судя по всему, правительство не собиралось учитывать требования фракции НУ-НС (а, по сути, Президента Ющенко), касавшихся увеличения оборонных расходов, финансирования строительства доступного жилья. Вероятно, позицию «Нашей Украины – Народной самообороны» Юлия Тимошенко посчитала нужным просто проигнорировать. Чем, естественно, только прибавила себе головной боли.

Аспект второй: премьер-министр хотела заполучить голоса оппозиционеров «малой кровью». В своем предыдущем материале автор высказывал предположение о том, что ради утверждения прописанных экономическим блоком правительства изменений в Госбюджет, Юлия Тимошенко будет искать поддержки у оппозиции, в частности – у Блока Литвина. Во вторник, 8 июля, в СМИ прошло сообщение о том, что вместо участия в селекторном совещании с губернаторами, премьер-министр, по словам главы Минфина Виктора Пинзеника, проводила некие консультации. Позже на официальном сайте Кабмина появилось сообщение о том, что Юлия Владимировна в телефонном разговоре с Владимиром Литвином убеждала последнего поддержать правительственный законопроект. Естественно, подробности данной беседы не уточнялись. Впрочем, у главы правительства был ограниченный набор аргументов, при помощи которых она бы могла склонить на свою сторону Владимира Литвина. Вполне вероятно, что в обмен на голоса своей фракции Владимир Михайлович требовал нечто большего, чем просто учесть замечания представителей своего Блока при окончательной корректировке изменений в Госбюджет. Практически наверняка речь шла о кадровых преференциях для «литвиновцев». Однако, по всей видимости, Юлия Тимошенко не захотела предоставлять Литвину возможность занять пост первого вице-спикера Верховной Рады, а его депутатам – должности заместителей председателей в «жирных» парламентских комитетах, оккупированных ныне представителями БЮТ. Похоже, премьер-министр решила, что достаточно будет потешить самолюбие Литвина, выразив поддержку его инициативе организовать и провести всеукраинский совет при участии Президента, правительства, лидеров парламентских фракций и внепарламентских политических сил, цель которого – найти выход из политического кризиса. Но Литвин на лесть Тимошенко не клюнул, заявив, что «эта поддержка трансформируется в практическую работу, а не будет одномоментной – пока не будет решена кризисная ситуация в парламенте». Более того, лидер фракции блока своего имени сообщил, что его политическая сила предлагает принять на завтрашнем заседании постановление о том, что отчет правительства будет заслушиваться в сентябре или октябре. «Тогда у коалиции будет прекрасная возможность подтвердить, что для них 225 голосов равнозначно 226 голосам. Это дело чести коалиции – продемонстрировать, что они работают и у них есть коалиция», – сказал Литвин, добавив, что если они этого не смогут сделать, тогда необходимо вести серьезные переговоры о том, как изменить коалицию.

Аспект третий: Кабмин не решился растягивать процесс рассмотрения и согласования бюджета в парламенте. Юлия Тимошенко понимала, что если ей не удастся совершить бюджетный блицкриг, то при более детальном и тщательном изучении показателей, заложенных в проект изменений к главному финдокументу страны, депутаты и эксперты могут выявить в нем ряд солидных упущений. Ведь именно на замыливание глаз парламентариям была рассчитана помпезная презентация правительственного законопроекта в Украинском доме. Но номер не прошел: выявленные Партией регионов и Блоком Литвина изъяны в проекте изменений, о которых упоминалось выше, лишь «цветочки». Наверняка, с каждым днем депутаты и эксперты находили бы все больше сомнительных «ягодок» в бюджете от Тимошенко. Вот почему и правительство, и фракция БЮТ выступали категорически против перенесения процедуры рассмотрения и утверждения поправок к бюджету еще на одну парламентскую неделю.

Суммируя вышесказанное, отметим, что правительство не предприняло ничего существенного, чтобы обеспечить поддержку своему проекту закона об изменениях в Госбюджет в Верховной Раде. И наверняка Кабмин Тимошенко потерпел бы фиаско в бюджетном процессе, если бы не неожиданная «помощь» со стороны Виктора Ющенко.

Недальновидная «мудрость» Президента

Наверняка впоследствии Виктор Ющенко еще не раз с сожалением вспомнит о своей бюджетной инициативе. Конечно, гарант может оправдываться тем, что «хотел, как лучше». Да вот беда – за что ни берется в последние несколько лет Виктор Андреевич, выходит все с точностью до наоборот. Так произошло и с изменениями в бюджет в авторстве главы государства, которые были зарегистрированы в Секретариате Верховной Рады в виде законопроекта вчера.

Причину появления данного документа в пресс-службе Президента прокомментировали так: «Необходимость этих изменений была понятна еще во время принятия Закона Украины «О Государственном бюджете на 2008 год и внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Глава государства подписал данный закон, исходя из необходимости введения в действие новых социальных стандартов жизни граждан. В то же время, законом правительству было дано поручение разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады изменения к бюджету до 1 марта 2008 года. Эта норма закона правительством была проигнорирована». Кроме того, Ющенко узрел в правительственном законопроекте ряд рисков для Украины, а потому решил сыграть на опережение, послав в парламент свой «оптимальный» документ. Который, к слову, более «инвестиционный» и лишь чуточку лучше по социальным показателям, нежели правительственный.

Вот это-то и сыграло с ним злую шутку. Ведь согласно Бюджетному кодексу, единственным органом, который может подавать какие-либо предложения к действующему бюджету или к бюджету на следующий год, является Кабинет Министров. Президент же такого права не имеет априори. На что, в частности, указали представители почти всех парламентских сил – за исключением, естественно, НУ-НС. Он лишь может внести свои предложения через «свою» фракцию в Верховной Раде.

Почему же Ющенко не пошел законным путем, решив вторгнуться в бюджетный процесс напрямую? Этому есть ряд объяснений.

Во-первых, у фракции НУ-НС, как уже указывалось выше, практически не было шансов «продавить» президентские поправки к бюджету через парламент. Тимошенко уже больше надеется на поддержку со стороны оппозиционеров, чем на «дружеское плечо» партнеров по коалиции, и это объясняется политической конкуренцией между ею и Президентом. Ведь если бы Юлия Владимировна сдалась и учла в своем законопроекте все требования гаранта, это бы дало последнему повод говорить о своей определяющей роли в принятии «социального» бюджета. Стало быть, прямое вмешательство главы государства в столь интимное предприятие можно считать политической поддержкой себе и своей фракции.

Во-вторых, и это более существенно, внеся свой законопроект, гарант создал весомую помеху для правительства. Оно, по задумке Ющенко, теперь само должно ратовать либо за продление сессии парламента (чтобы рассмотреть оба документа и отдать предпочтение лучшему), либо согласиться на перенесение рассмотрения изменений на осень (и подвергнуть себя критике со стороны Секретариата Президента и прочих оппонентов Тимошенко). И то, и другое для премьера более чем неприемлемо – оба пути, в конце концов, приведут к отставке ее правительства, которая весьма вероятно может случиться уже осенью. И даже то, что бюджетный комитет ВР рекомендовал парламентариям взять к рассмотрению проект Кабмина, еще не говорит о том, что фракция НУ-НС не сделает ничего для того, чтобы все же вынудить данный комитет рассмотреть и проект поправок Президента. Что еще больше затянет процесс.

С одной стороны, можно только подивиться решимости гаранта любой ценой выбить почву из-под Тимошенко. С другой – поражает недальновидность его ходов. Ведь ход с внесением собственного проекта изменений к Госбюджету, вероятно, выльется для гаранта в судебные иски со стороны правительства и отдельных парламентских фракций. И даже имея определенную поддержку в Конституционном суде, у Виктора Ющенко практически нет шансов выиграть это дело.