Аналітика

Демократическая коалиция: развал и перевыборы?

Демократическая коалиция: развал и перевыборы?

В последние несколько месяцев особенно четко стали прослеживаться тенденции, присущие, по сути, всему украинскому политикуму: наиболее важные и резонансные заявления отечественные политики высшего ранга предпочитают озвучивать за рубежом. Так, находясь в одной из своих заграничных поездок, Президент Виктор Ющенко довольно резко высказался по поводу приватизационных и земельных инициатив правительства Юлии Тимошенко. Та, в свою очередь, при первой подвернувшейся возможности (было это в Страсбурге), ответила гаранту более чем адекватно: призвала покончить с президентской формой правления и ввести в Украине путем изменения Конституции парламентский строй. Какой резонанс вызвало это заявление в нашей стране – известно. Слова Тимошенко стали косвенным поводом для Секретариата Президента в очередной раз обвинить Кабмин в некомпетентности в экономической сфере, а участников демократической коалиции - обнажить клинки и пойти друг на друга в словесную рукопашную. Естественно, что фракция БЮТ защищала честь своего лидера, а «нашеукраинская» часть фракции НУ-НС ложилась грудью на амбразуру «во имя Ющенко». Тогда же стало как никогда очевидно, что дальнейший союз демократов в парламенте де-факто обречен: за практически полгода своей деятельности коалиция так и не смогла заработать в унисон, не приняв за означенное время большинство из оговоренных соглашением о создании парламентского большинства законопроектов.

Похоже, последней соломинкой, надломившей хребет коалиционному «верблюду» стало очередное заявление Юлии Тимошенко, которое она сделала в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung. В нем Юлия Владимировна в очередной раз раскритиковала деятельность Президента (причем, надо отметить, что в Украине Тимошенко пока воздерживается от резких оценок Ющенко), отметив, что «Президент погружен в размышления о выборах... и рассматривает меня в качестве конкурента. Но эта конкуренция не должна быть помехой прозрачности и реформам в моей стране». Более того, премьер в том же интервью заявила, что не намерена подчиняться «незаконному» запрету Ющенко на приватизацию из-за опасений распродажи «стратегических» активов за бесценок – а это уже позиция не премьер-министра, но кандидата в Президенты.

Еще раз отметив, что на международной арене Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко ведут себя куда более откровенно и критично по отношению друг к другу, сосредоточимся на главном: посыле главы Кабмина, который взбудоражил отечественный политикум и довел его до точки максимального кипения.

Главное, что на наш взгляд следует отметить: в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung Тимошенко, может быть, впервые так явно использовала в своей речи персонифицированную стилистику, присущую Ющенко. Пожалуй, многие заметили, что после 2005 года в речи Виктора Андреевича все чаще стали проскальзывать слова и словосочетания вроде «моя нация», «моя страна», «мой народ» и тому подобное. Такая персонификация со стороны Президента, по сути, понятна: Ющенко давал понять, кто главный в стране, закрепить за собой роль лидера нации. Теперь же такую стилистику избрала и Тимошенко, подчеркнув, что конкуренция за пост президента «не должна быть помехой прозрачности и реформам в моей стране». Если учесть, в каком контексте была сказана данная фраза, то становится понятно, что Тимошенко начала играть по-крупному, дважды сделав резонансные заявления, скрытый смысл которых наверняка не остался без внимания у европейской политической элиты. Проще говоря, с трибуны в Страсбурге, а затем и со страниц Frankfurter Allgemeine Zeitung премьер-министр Украины очертила наиболее приемлемые, сочетающиеся с демократическими, принципы, основываясь на которых можно изменять Конституцию страны. Заметьте: на фоне президентских причин изменений Основного Закона (сохранение и укрепление президентской вертикали власти), Тимошенко задала совершенно иное направление, обозначив своим заявлением то, что пост президента ей вроде бы и не нужен – она якобы в первую очередь заботится о наведении порядка в политической системе Украины. И то, что хаос, порожденный неудачной конституционной реформой образца 2004 года, удастся преодолеть в парламентской, а не президентско-парламентской или парламентско-президентской Украине, премьер убеждена на все сто.

Но закончится ли неразбериха в украинском политикуме, если соответствующие изменения в Конституцию будут внесены с согласия Верховной Рады? Очень сомнительно. И слова Тимошенко, сказанные ею во время эфира одного из национальных телеканалов о том, что она не исключает проведения осенью нынешнего года внеочередных парламентских выборов, потому как «новая Конституция, безусловно, нужно, чтоб народ дал новые полномочия всем политикам», эти сомнения лишь усугубляют. Прежде всего потому, что если гипотетически Украина станет парламентской республикой, но президентской пост сохранится и главу государства будут выбирать парламентарии, а не народ, то нужно говорить не только о досрочных парламентских, но и о внеочередных президентских выборах. Логика Тимошенко тут проста: перевыборы Верховной Рады, под которые, вероятно задуман тактический маневр с повышением проходного барьера до 7%, оставят в парламенте две, максимум три политические силы. Наверняка ими будут Партия регионов, БЮТ и «Наша Украина». Следующий шаг Тимошенко – объявление импичмента Виктору Ющенко, и назначение досрочных президентских выборов, на которых главу государства будет выбирать уже не народ, а ВР. Чтобы возглавить государство таким образом, Юлии Владимировне придется идти на солидные уступки. Понятно, что даже ситуативный союз с «нашеукраинцами» уже вряд ли возможен. Потому ЮВТ придется договариваться о сотрудничестве с «регионалами». И предметом договора для Партии регионов тут может быть только пост премьер-министра – со всеми ныне действующими полномочиями.

На первый взгляд такой сценарий может показаться фантастичным. Но по сути союз БЮТ и ПР был бы намного более гармоничен, нежели властная связка ПР-НУ или БЮТ-НУ – во многом потому, что означенные политические союзы уже доказали свою недееспособность. К тому же, именно таким образом БЮТ и ПР смогут окончательно списать на могильник украинской политической истории Виктора Ющенко, как политика, который имел, пожалуй, самый реальный шанс привести наше общество к цивилизованной демократии. Но не смог этим шансом воспользоваться, поддавшись непомерным властным амбициям и растеряв самый высокий за всю историю независимой Украины рейтинг народного доверия к главе государства.

Естественно, что просто так отдавать власть Ющенко не намерен. Вполне возможно, что для укрепления своего президентского имиджа Виктор Андреевич в самое ближайшее время воспользуется международной трибуной. Пока же на внутренней политической арене за него отдуваются клевреты. Так, спикер ВР Арсений Яценюк сообщил, что «сегодня есть сценарий для проведения досрочных выборов для того, чтобы избежать ответственности». О какой ответственности, кого и перед кем станет понятно, если вслушаться в критику, звучащую в последние недели с Банковой. Кроме того, Яценюк публично вскрыл планы Тимошенко, заявив, что ему «известен сценарий, который предлагался - давайте максимально повысим проходной барьер, внесем изменения в Конституцию, - и это станет основанием для досрочных выборов, а затем придем и быстренько поделим власть».

Неудивительным в данном ключе стало заявление лидера фракции НУ-НС Вячеслава Кириленко, который отметил, что инициатива БЮТ по изменению политического устройства страны является «реальной угрозы территориальной целостности и государственной независимости Украины, которые на нынешнем этапе развития страны способна защитить лишь действенная президентская власть». Да и фактический ультиматум своим партнерам по коалиции со стороны НУ-НС – тоже не сенсация, а вполне ожидаемая реакция на попытки БЮТ диктовать свои условия Президенту (напомним, что на прошлой неделе «бютовцы» потребовали от Ющенко не мешать работе правительства и отменить приватизационные и земельные указы). Только может ли расколоться и так фактически расколотый союз? И есть ли смысл Вячеславу Кириленко угрожать своему бютовскому тезке выходом из коалиции, если БЮТ и так уже несколько раз действовал вопреки коалиционному соглашению, голосуя в унисон с оппозицией? Похоже, что апеллировать к совести партнеров по большинству «нашеукраинцам» уже не с руки. Наверняка в ближайшем времени в их рядах произойдет перегруппировка: часть фракции, лояльная Ющенко, сплотится вокруг Президента, и будет всячески противиться созданию в парламенте временной специальной комиссии по разработке изменений в Конституции. Другая же часть, лояльная Тимошенко, будет поддерживать конституционные и прочие инициативы БЮТ. Таким образом, в коалиции произойдет двойной раскол: сначала треснет НУ-НС, а затем «даст течь» и все большинство, что, вероятно, может привести к отставке коалиционного правительства. Загнанному в тупик Ющенко не останется ничего иного, как инициировать осенью 2008 года внеочередные парламентские выборы. Поводом для «перезагрузки» Верховной Рады станут, по мнению политолога Владимира Фесенко, настойчивые попытки оппонентов Президента провести конституционные изменения, направленные на ограничение конституционных полномочий главы государства. Но то, что такой способ сохранения у власти принесет Ющенко весомые политические дивиденды в виде второго президентского срока с адекватными его амбициям полномочиями – далеко не факт.