
Блок НАТО должен ответить на это согласием.
Утверждение плана действий по вступлению на бухарестском саммите полностью соответствует политике альянса. Это позволит укрепить европейскую безопасность и стабильность. Данный план усилит позиции тех многочисленных и постоянно увеличивающих свои ряды украинцев, которые хотят дальнейшего сближения с Европой. Более того, никакие аргументы против этого шага при ближайшем рассмотрении не выдерживают критики.
Кто-то может заявить, что Киев не готов к работе по вступлению в НАТО. Это не так. Украина достигла не меньшего прогресса в реализации демократических, экономических и военных реформ, чем Румыния, Болгария, Словакия и Албания, когда в 1999 году были утверждены их планы подготовки к вступлению. Более того, в конце 2005 года, после успеха 'оранжевой революции' многие в НАТО считали, что такой план действий для Украины вполне может быть принят еще до саммита альянса, который был запланирован на ноябрь 2006 года. Но бывший в то время премьер-министром Украины Виктор Янукович разрушил эти шансы. Однако сегодня объединенная исполнительная власть Украины, поддерживаемая коалицией большинства в парламенте, хочет принятия такого плана действий. За последние два года Украина еще больше упрочила свою репутацию демократического государства, углубила военную реформу и дважды провела свободные парламентские выборы с мирной передачей власти.
Другие могут сказать, что идею вступления в НАТО не поддерживает население Украины. Возможно. Опросы общественного мнения показывают, что лишь треть украинцев в настоящее время выступает за членство страны в альянсе. Но в 1999 году количество сторонников присоединения к НАТО в таких странах, как Словакия и Словения, было таким же незначительным. Эти страны, используя план действий по вступлению, стремятся расширить число сторонников членства в альянсе. Украинские лидеры дали понять, что будут делать то же самое.
Скептики могут заявить, что Украина мало что способна дать альянсу, кроме дополнительных проблем в сфере безопасности. Это неверно. Киев продемонстрировал, что обладает серьезным военным потенциалом и политической волей для его применения. В последние годы украинские военные обеспечивали стратегические воздушные переброски НАТО, плечом к плечу с натовскими войсками участвовали в миротворческих операциях на Балканах и в других местах. Они много сделали для создания коалиционной наземной группировки в Ираке в 2004-2005 годах. Украина внесет только положительный вклад в дело евроатлантической безопасности.
И наконец, кое-кто может испугаться того, что подготовка Украины к вступлению в НАТО спровоцирует новые трудности в отношениях с Россией. Но будем откровенны. Кремль не будет приветствовать этот шаг ни сейчас, ни в обозримом будущем. Однако нет никаких оснований полагать, что отказ от планов вступления заставит Москву занять более уступчивую позицию по другим вопросам, таким как независимость Косово.
Наоборот, если российский фактор будет играть какую-то роль в деле блокирования плана действий по подготовке к вступлению, то это лишь усилит раздражительность и обидчивость в поведении России. В прошлом году Москва приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, пригрозила признать сепаратистские государства Южную Осетию и Абхазию, а также хвасталась тем, что нацелит свои ядерные ракеты на Европу.
НАТО не представляет угрозы для России. К сожалению, российская внешнеполитическая элита предпочитает смотреть на альянс как на врага. Североатлантический блок должен взаимодействовать с Москвой, предлагая ей новые программы сотрудничества. Но никто со стороны не заставит русских отказаться от изображения и представления НАТО в качестве угрозы своей безопасности.
Поэтому натовские руководители должны приветствовать просьбу Украины и ответить на нее в Бухаресте утвердительно. Любой менее решительный ответ даст обратный ход политике альянса за последнее десятилетие, разочарует киевских сторонников модернизации Украины и станет упущенной возможностью в деле создания более крупной и более безопасной Европы.
Стивен Пайфер - бывший сотрудник дипломатической службы, ныне старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). С 1998 по 2000 год он был послом США на Украине.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом