Аналітика

Кадровые грабли демократической коалиции

Кадровые грабли демократической коалиции

Вопрос получения постов всегда был наиболее болезненным для разнородных политических сил, которые было принято именовать партиями Майдана. Еще живы в памяти скандалы, связанные с кадровыми назначениями образца 2005 года, когда, казалось бы, монолитная майданная команда распалась вдруг на группки жаждущих власти людей. Те же властные амбиции погубили зарождавшуюся коалицию «народных сил» летом 2006 года. Поэтому практически безболезненный кадровый дележ, устроенный членами новоиспеченной демократической коалиции в декабре минувшего года, когда коалиционеры принялись осуществлять заложенные в соглашении о создании парламентского большинства положения о распределении должностей в исполнительной и законодательной ветвях власти, не мог не насторожить. И, как показали последующие события, даже заблаговременная роспись постов не уберегла коалицию от противоречий.

Премьер сдает, Президент тасует

Еще зимой 2007 года временный рулевой «Нашей Украины» Виктор Балога и лидер БЮТ Юлия Тимошенко письменно закрепили схему, по которой должности в правительстве, министерствах и ведомствах делились по принципу 50/50. Тогда же обе стороны договорились о том, что право получения первой должности (поста премьера) отойдет тому, кто покажет лучший результат на досрочных парламентских выборах. Казалось бы, все честь по чести, распределено, обговорено и подписано. Но выборы прошли, и властные аппетиты представителей демократического большинства вновь возобладали над здравым смыслом: процесс разработки новой государственной политики, механизмов реформ, затмила борьба за властные полномочия.

Вкратце припомним хронологию должностного дележа. Первой ласточкой зарождавшегося кадрового противостояния между «Нашей Украиной – Народной самообороной» и БЮТ стала смена кандидата на пост спикера. Когда стало ясно, что на должность премьера безальтернативно претендует Юлия Тимошенко, согласованную с НУ-НС и БЮТ кандидатуру на пост председателя Верховной Рады Вячеслава Кириленко экстренно сменили на Арсения Яценюка. Причем, обмен произошел под прямым давлением с Банковой: Виктор Ющенко на встрече с депутатами НУ-НС сумел убедить оранжевых парламентариев произвести данную рокировку. Мотивом для этого стало очевидное сближение Кириленко и поддержавшей его части «Народной самообороны» с Блоком Юлии Тимошенко. Уразумев, что имеющий теплые отношения с будущим премьером спикер Кириленко будет фактически бесполезен в качестве противовеса главе правительства Тимошенко, Президент решил посадить в центр президиума Верховной Рады лояльного к себе и нейтрального к лидеру БЮТ Яценюка.

Второй кадровый кульбит произошел уже во время определения персонального состава правительства, во главе которого со второй попытки утвердилась Тимошенко. И опять в сей операции роль первой скрипки играл гарант. Ведь именно по воле Виктора Ющенко в уже согласованный и практически утвержденный депутатами коалиции список министров, назначаемых по квоте Президента, были внесены коррективы. Анатолия Гриценко, претендовавшего на то, чтобы продлить свою работу в Минобороны, сменил Юрий Ехануров, а основного кандидата на должность главы МИД – Владимир Огрызко. Несомненно, подобная перетасовка имела одну цель: создать в правительстве Тимошенко «огневые точки» Банковой. А недавнее требование Ющенко к Еханурову и Огрызко координировать работу их министерств с Секретариатом Президента лишь подтвердило причинно-следственную связь данных назначений.

Сейчас, когда уже практически все посты в исполнительной власти распределены, наметились несколько новых линий кадрового противостояния между Президентом и премьер-министром. Как известно, уже на этой неделе мы могли получить нового Генпрокурора, вице-премьера по вопросам ТЭК, глав Антимонопольного комитета, Госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания, и Фонда госимущества. Соответствующие предложения (кроме генпрокурорского) уже были внесены на рассмотрение Верховной Рады. Однако, к концу четверга, 17 января, оказалось, что кадровые вопросы на этой сессии парламент рассматривать не будет. Народный депутат от БЮТ Владимир Яворивский после согласительного совета сообщил, что перенос назначений связан с требованием оппозиции сначала уволить людей, занимающих в настоящее время данные посты. Поэтому было принято решение вернуться к вопросу о кадрах не ранее 25 января. Да, оппозиционные депутаты, конечно правы, требуя сначала принять отставки глав ГПУ, ФГИУ, АМКУ и Госкомитета по вопросам телерадиовещания. Украинское законодательство не предусматривает назначение на эти посты людей, если на них еще работают другие должностные лица. И только после того, как они подадут заявления об отставке, парламент может рассматривать и назначать новых чиновников.

Но на самом деле, должностные предложения вряд ли бы были проголосованы сегодня по совершенно иным причинам.

Давид преткновения

Похоже, что меньше всего проблем будет с назначением руководителей ФГИУ, АМКУ и Госкомитета по вопросам телерадиовещания. Валентина Семенюк не устраивает ни коалицию, ни оппозицию, потому ей работать просто не дадут. А Алексей Костусев и Эдуард Прутник вынуждены будут отказаться от должностей, так как им нельзя совмещать работу народных депутатов с чиновничьей деятельностью. Надо сказать, что и практически за всеми их сменщиками дело не встанет: у членов коалиции, как подчеркнул 14 января первый вице-премьер Александр Турчинов, нет возражений по кандидатурам Игоря Куруса (Гостелерадио) и Андрея Портнова (ФГИУ). А вот с претендентом на должность главы Антимонопольного комитета возникли проблемы. Преемником Костусева на этом посту должен был стать нунсовец Давид Жвания. По крайней мере, именно это имя значилось в правительственном представлении, которое было передано в понедельник, 14 января, для рассмотрения в Верховную Раду. Но неожиданно в этот вопрос вмешался Виктор Ющенко, который во вторник, во время встречи с Юлией Тимошенко не одобрил кандидатуру Жвании. Вряд ли недовольство Президента фигурой Давида Важаевича объяснялось непрофессионализмом последнего. Скорее, глава государства дал понять, что не допустит укрепления позиций премьера – ведь в последнее время Жвания, равно как и его подопечный Юрий Луценко, который так же, как и Давид Важаевич, ходил в фаворитах у Ющенко, больше склоняется на сторону лидера БЮТ. К тому же, один из лидеров «Народной самообороны» активно критикует деятельность главы Секретариата Президента Виктора Балоги, что так же не может не раздражать Ющенко.

Вероятно, именно по этим причинам в канун Нового года Банковая предложила заменить кандидатуру Жвании на Петра Порошенко. Не секрет, что экс-секретарь СНБО, который не прошел в Верховную Раду, мечтает вернуться в большую политику. Пожалуй, ради такого «камбэка» Петр Алексеевич будет готов неукоснительно следовать указаниям Президента, но и «рвать» Тимошенко при каждом удобном случае (ведь обида за дискредитацию, которую устроила ему ЮВТ осенью 2005 года, наверняка до сих пор терзает одного из «любих друзів»).

Нет сомнений, что если рокировка Жвания-Порошенко все же произойдет, то это может усугубить противоречия внутри коалиции. Вряд ли фракция БЮТ будет рада поддержать кандидатуру человека, который три года назад попортил немало крови Тимошенко. Но, скорее всего, «раздражитель» для премьера в лице Порошенко глава государства припасет на потом. Если не разрешится главное противостояние – по линии Медведько-Гайдук.

«Перевесит» ли Гайдук Медведько?

Безусловно, основная кадровая интрига закручивается сейчас именно вокруг этих фигур. Известно, что Юлия Тимошенко настаивает на снятии с должности Генпрокурора Александра Медведько. Однако, Виктор Ющенко, похоже, не собирается расставаться с «удобным» главой ГПУ. Почему «удобным»? Просто потому, что весомых претензий к работе Гепрокурора у гаранта нет. По крайней мере, публично Виктор Андреевич нигде не заявлял, что руководитель ГПУ неэффективен. Действительно, в отличие от своего предшественника Святослава Пискуна, который был горазд давать пресс-конференции по поводу и без повода, Медведько перед телекамерами появляется очень редко. Сам глава ГПУ склонен объяснять такую непубличность тем, что он предпочитает работать, а не говорить. Это устраивает и Президента: о резонансных делах, которые, как обещал Ющенко, будут в кратчайшие сроки раскрыты, вспоминают сейчас все реже и реже. Кто, например, живо интересуется делом Гонгадзе? Наверное, только ближайшие родственники погибшего журналиста. Продвинулось ли расследование дел об отравлении Ющенко, самоубийстве Кравченко, смерти Кирпы? Обнадеживающей информации нет, что, по всей видимости, вполне устраивает гаранта. Медведько достаточно отчитаться главе государства с глазу на глаз, и устроить раз в год показательные выступления по телевидению, чтобы подтвердить свое реноме ответственного и работящего Генпрокурора, снять которого пытаются исключительно по политическим мотивам. Еще один большой плюс главы ГПУ – он не принадлежит ни к одной из находящихся сейчас у власти политических сил, хотя лоялен к Президенту. А, стало быть, может играть роль еще одного силового противовеса Юлии Тимошенко.

Если Юлию Владимировну раздражает Медведько, то похожую реакцию у Виктора Ющенко наверняка вызвал кандидат на пост вице-премьера по вопросам ТЭК Виталий Гайдук. О не сложившихся отношениях экс-секретаря СНБО и Президента говорили много. Не секрет, что год назад гарант рассматривал совладельца «Индустриального союза Донбасса» в качестве противовеса усиливавшемуся политическому влиянию другой финансово-промышленной группы – СКМ Рината Ахметова, которая стояла на стороне правительства Виктора Януковича. Но стравить этих акул отечественного бизнеса у Секретариата Президента не получилось. Гайдук, осознав, что его используют в качестве пешки в большой игре, предпочел уйти в отставку с поста секретаря СНБО. И затаил на Ющенко обиду. Чем, наверняка, может воспользоваться Юлия Тимошенко, по инициативе которой Виталия Гайдука выдвинули кандидатом на пост «топливно-энергетического» вице-премьера. Кроме того, он может послужить эффективным орудием в борьбе премьера за отстранение посредников в поставках газа из России в лице компании «РосУкрЭнерго», к которой у Президента претензий нет.

Сейчас можно сказать одно: внезапная болезнь Медведько, фактически спасшая его от неминуемой отставки, и перенос кадровых вопросов, среди которых главный – назначение Гайдука на пост вице-премьера, тесно взаимосвязаны. Похоже, что эта пауза была взята для того, чтобы Президент и премьер нашли компромисс. Если таковой будет достигнут, то Медведько однозначно снимут, а вместо Гайдука предложат более умеренную во всех отношениях персону. Если же нет, то политическое противостояние Ющенко и Тимошенко затянется и обострится.