Похоже, что у демократических политических сил, которые прошли в парламент шестого созыва, назревает очередной кризис. Причем, кризис весьма прозаический, можно даже сказать – прогнозируемый. Ведь оппоненты двух политических блоков, БЮТ и «Наша Украина – Народная самооборона», которые Президент Виктор Ющенко задолго до оглашения официальных результатов избирательной кампании назвал победителями, прогнозировали: парламентский союз Тимошенко-Луценко проживет недолго. Если вообще состоится.

Оснований для подобных прогнозов у политиков, скептически относящихся к созданию демкоалиции, было, по их словам, более чем достаточно. Многие вспоминали 2005 год, когда соратники по помаранчевому Майдану переругались из-за властных полномочий в течение достаточно короткого времени. Хотя чего вспоминать былое: нынешних несостыковок столько, что с лихвой хватит на то, чтобы перекрыть по политическим «достижениям» тот первый год посткучмовской эпохи.

Действительно, сейчас лидеры двух политических сил, работающих над созданием парламентского большинства, озабочены совершенно другими проблемами, чем это было два года назад. И точек соприкосновения у них, несмотря на декларации, гораздо меньше, чем вещей разъединяющих.

У БЮТ – две, но большие претензии

Если в данном аспекте говорить о том, что не устраивает БЮТ, то главный минус, который, по мнению представителей блока, может поставить под угрозу создание демкоалиции и формирование Кабинета министров согласно заключенным между Блоком Юлии Тимошенко и «Нашей Украиной» договоренностям, - это два центра влияния в пропрезидентском мегаблоке. Не секрет, что внутренние противоречия – это бич политической силы, отцом-основателем которой в начале 2000-х годов стал Виктор Ющенко. Причем болезнь «разновекторности» «Нашей Украины» не удалось излечить ни очищением рядов, ни сменой руководства политсовета.

Именно эта червоточина вызывает беспокойство у соратников Тимошенко. Например, Александр Турчинов, говоря о факторах, которые могут стать на пути создания демкоалиции, прямо сказал о двуглавости НУ-НС: «Проблема в том, что в рамках переговоров с НУ-НС у нас есть два субъекта отношений. Один из них – политическое руководство блока, второй – Секретариат Президента. И это создает определенные проблемы».

Проблемы, о которых упоминает Турчинов, очевидны. В настоящее время БЮТ ведет активную подготовку коалиционного соглашения (не того, которое подписали в Интерфаксе Юлия Тимошенко и Вячеслав Кириленко, а пока непубличного, которое выдается для ознакомления будущим депутатам-коалиционерам строго под подпись) именно с политическим руководством «оранжевого» блока. Парадоксальность ситуации заключается в том, что все договоренности и проекты, по которым достигают согласия те же Тимошенко и Кириленко, нивелируются вмешательством Банковой. Тот же, ставший достоянием публики случай с «неподписантами» Крилем, Плющом и Петевкой, как раз свидетельствует о том, что соглашения, достигнутые Кириленко легко могут быть разрушены, если того захотят в Секретариате Президента. В БЮТ небезосновательно опасаются, что влияние главы СП Виктора Балоги, который, как известно, не в восторге от будущего премьерства Тимошенко, может нарушить коалиционный баланс. Ведь если три упомянутых кандидата в депутаты так и не подпишут соглашение, то численность коалиции станет критической – 225 человек. А если верить словам Игоря Криля о том, что кроме него, Петевки и Плюща соглашение не подписал еще целый ряд ну-нсовцев, то о демкоалиции можно вообще забыть. О серьезных противоречиях внутри мегаблока говорит и довольно жесткая оценка, которую дал поступку Криля и Ко Вячеслав Кириленко. Лидер «Нашей Украины» прозрачно намекнул, что на место трех «неподписантов» могут прийти другие, более лояльные к демкоалиции кандидаты в депутаты. Однако, не надо думать, что влияние Виктора Балоги в мегаблоке ограничивается этими тремя фигурами. Если даже Кириленко, который, напомним, пришел к лидерству в «Нашей Украине» во многом благодаря главе Секретариата Президента, попытается совершить этот маленький акт возмездия, наверняка найдутся другие «недовольные», которые публично расценят действия молодого политика как произвол. Именно этой противоречивости больше всего опасаются бютовцы. Тот же Турчинов призывает: «Думаю, нашим партнерам нужно прийти к единому знаменателю в принятии решений. И тогда это значительно уменьшит элемент конфликтности. До тех пор, пока это двоевластие существует, коалиция находится под угрозой».

Вторая крупная политическая неувязка, которая бросает тень на благополучный исход формирования парламентского большинства – президентская редакция закона о Кабмине. Известно, что большинство поправок, которые выписаны в этой редакции, направлены на фактическое сужение полномочий премьер-министра, и расширение таковых главы государства. Например, о многом говорит норма, по которой чиновники аппарата Совбеза, Секретариата и других органов, созданных по инициативе Президента могут давать поручения министрам и правительству в целом (чего в действующем законе нет). Еще один изыск президентского законопроекта – в перечень актов, обязательных для исполнения членами Кабинета Министров кроме Конституции и законов добавлены указы Президента. И все это Виктор Ющенко намерен протолкнуть в том самом коалиционном соглашении с БЮТ – но от лица верного ему НУ-НСа. Естественно, что сужение полномочий премьер-министра не нравится Юлии Тимошенко, которая вполне резонно на этот пост претендует. Тем более, что глава государства через своих представителей в переговорном процессе с БЮТ намерен заставить Тимошенко и ее соратников принять эту редакцию закона «О Кабмине» до того, как будет внесена и проголосована единая кандидатура на пост премьера от демократической коалиции. Само собой разумеется, что идти на такое «предложение» Юлия Владимировна может лишь при наличии очень твердых гарантий от Виктора Андреевича. Это, например, утверждение ее кандидатуры как единственно возможной от парламентского большинства и стопроцентное принятие закона об императивном мандате. Но даже эти гарантии вряд ли избавят Президента от длительных дискуссий с ЮВТ, которая, уверен, будет сражаться до последнего, дабы смягчить формулировки, снижающие политическую и экономическую самостоятельность Кабмина. А это непременно затянет процесс формирования коалиции.

У НУ-НС – свои камни за пазухой

«Нашу Украину – Народную самооборону»же не устраивает в своих будущих партнерах по коалиции сразу несколько политических параметров. Партии, составляющие пропрезидентский мегаблок, день ото дня приносят Юлии Тимошенко сотоварищи «сюрпризы», от которых у бютовцев, естественно, пропадает всякий партнерский пыл. Во-первых, это настырное желание Юлии Тимошенко во что бы то ни стало узаконить имеющуюся в Конституции норму о применении императивного мандата. О своем нежелании голосовать за такой законопроект заявил лидер «Европейской партии Украины» Николай Катеринчук. Не секрет, что еще ряд правых партий, которые входят в мегаблок, отказываются от поддержки данного законопроекта, называя эту норму противоречащей демократическим принципам. Об этом, в частности, заявил вчера лидер УРП «Собор» Анатолий Матвиенко, который подчеркнул, что он и его политическая сила вряд ли поддержат данный закон. Правда, НиколайКатеринчук утверждает, что отказ от голосования не повлияет на создание коалиции. Но это больше похоже на лукавство, ведь для БЮТ принятие закона об императивном мандате настолько же важно, как для пропрезидентского блока – слаженное голосование коалиции за проект закона о Кабмине в редакции Банковой. Вряд ли бютовцы отнесутся с пониманием к данному демаршу ну-нсовцев. Тем более, что вчера глава государства заявил – он поддерживает инициативу Тимошенко узаконить императивный мандат. Более того – Ющенко, по его словам, даже будет апеллировать к Конституционному суду, дабы тот как можно скорее прояснил все противоречия, имеющиеся в данном законопроекте.

Во-вторых, того же Анатолия Матвиенко не устроил и прописанный в коалиционном соглашении и разработанный БЮТ законопроект об установлении 5% проходного барьера для партий, избирающихся в Верховную Раду. По мнению лидера «Собора», принятие этой нормы погубит демократию в стране, так как практически закроет путь в Верховную Раду для маленьких партий.

Третий пункт, по которому у помаранчевых есть претензии к своим будущим союзникам по коалиции – законопроекты о местных государственных администрациях и местном самоуправлении. Тот же Матвиенко утверждает, что в проекте закона о местном самоуправлении непрофессионально сформулирована реформа этого подвида исполнительной власти. «Как, борясь с сепаратизмом, который расцвел в 2004 году в Северодонецке, можно писать программу, в которой есть самоуправление района и области? Это принципиально разные вещи. Нет уставов областей и районов. Есть только уставы территориальных общин. А если есть уставы областей, то это – сепаратизм», - считает лидер «Собора», отмечая, что никогда не проголосует за такое изложение реформы.

Вот таких несостыковок у БЮТ и НУ-НС поразительно много. Особенно, как для будущих партнеров по коалиции. Которая, по сути, должна представлять собой слаженное, монолитное парламентское большинство, основная цель которого: формирование правительства, преодоление политического и экономического кризиса в стране. Но может ли коалиция, зарождающаяся в столь явных противоречиях, работать эффективно? Вопрос, похоже, довольно риторический.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3688