На нынешней неделе коалиционные силы, которые хоть и выдворили из стен Верховной Рады и практически заставили принять участие во внеочередных парламентских выборах, предприняли несколько попыток еще на пути к финишной прямой обезопасить одного из главных конкурентов в борьбе за власть – пропрезидентский блок «Наша Украина – Народная самооборона».

Причем, били коалиционеры в самые больные места НУНСовцев. Во-первых, попытались разрушить основной предвыборный посыл мегаблока об отмене депутатской неприкосновенности. А во-вторых – нанести самому блоку болезненный удар в одно из его слабейших мест. Речь – о фактическом выводе из состава НУНС одного из его участников – партии ПОРА.

Осколки партии в глазу гаранта

Ни для кого не секрет, что наскоро скроенный пропрезидентский блок имеет больше изъянов, чем достоинств. Оно и понятно: когда процесс сколачивания подобной предвыборной структуры идет не задолго до старта кампании, а вместе с ним, ошибки и просчеты в организации неизбежны. И хотя партийные строители с Банковой имеют богатый опыт конструирования таких блоков, и, что немаловажно, знают, какие трудности их могут ожидать, тем не менее, серьезный просчет все же был допущен. Имя ему – партия ПОРА. Прежде считалось, что участником, способным устроить внутри мегаблока революцию, является присоединившаяся к НУ и «Народной самообороне» с большими уступками «Украинская правица». Однако оказалось, что центристская по своей сути и преданная по определению своим старшим братьям из «Нашей Украины» ПОРА способна выкинуть фокус, после которого надежность мегаблока, и, что главное, его привлекательность среди почитателей «оранжевых», ставится под большое сомнение.

Скандал, разгоревшийся между лидерами ПОРЫ Владиславом Каськивым и Ярославом Годунком, привел к тому, что партия, на которую в мегаблоке возлагались задачи привлечь голоса молодых избирателей, раскололась. Из-за чего, собственно, произошел конфликт и кто стал его зачинщиком – не суть важно. Важно то, что осколок партии, возглавляемый Годунком, провел съезд, на котором было принято решение о выходе из «Нашей Украины – Народной самообороны», и самостоятельном походе на выборы. Конечно, и Каськив, и руководство мегаблока приложили усилия, чтобы предотвратить регистрацию ПОРЫ Годунка в ЦИКе. Первый заявил о подделке своим бывшим соратником уставных документов партии, вторые пригрозили разогнать Центризбирком, если тот все же зарегистрирует ПОРУ на выборы.

Несогласованностью в действиях партнеров по мегаблоку с успехом воспользовались коалиционеры. Продавив в свое время норму, по которой состав центральной избирательной комиссии формируется на партийной основе, представители коалиции теперь пожинают плоды. Имея в ЦИКе большинство, они без труда вывели ПОРУ из состава мегаблока, а затем 8-ю голосами «за» приняли решение о регистрации этой партии на выборах в Верховную Раду. Стоить отметить, что попутно ЦИК признала исключенным из списка НУНС Владислава Каськива в связи с тем, что он не подал заявление о согласии выдвинуть свою кандидатуру в депутаты парламента.

Таком образом, воспользовавшись неразберихой в рядах своих оппонентов, коалиционеры решили две задачи. Во-первых, расшатали позиции пропрезидентского мегаблока, который еще до выборов лишился одного из своих эффективных партнеров. Почему эффективных? Даже если учитывать, что на прошлых парламентских выборах ПОРА, связавшись с ПРП, набрала 1,47% голосов избирателей, из которых несомненное большинство составила украинская молодежь, то на этих выборах партия, идя в одном фарватере с более мощной «Нашей Украиной», вполне могла привлечь большее количество голосов. А значит – получить чуть больший процент на финише выборов, который мог бы существенно повлиять на распределение постов в коалиционном правительстве, которое, в случае победы на выборах демократических сил и формирования демократической же коалиции, было бы представлено БЮТ и НУНС. А если вспомнить, что в соглашении о сотрудничестве между этими политическими силами уже заложен принцип распределения должностей, то для мегаблока каждая сотая процента – на очень большом счету. Во-вторых, позволив ПОРЕ уйти в самостоятельное плавание, коалиционеры, с одной стороны, обрекли ее на маргинальное существование, а с другой – расчистили для своих молодежных организаций поле деятельности по привлечению молодежного электората.

Блицкригом по депутатской неприкосновенности

Однако, куда более серьезным ударом по позициям пропрезидентского мегаблока стала инициатива коалиции о проведении 4 сентября внеочередного заседания парламента. На котором Партия регионов, КПУ и СПУ намереваются рассмотреть и принять законопроекты о лишении льгот ряда государственных чиновников и снятии депутатской неприкосновенности.

Вне всяких сомнений этот ход коалиционеров направлен на дискредитацию предвыборных намерений не только НУНС, но и блока Юлии Тимошенко, представители которого также «подписались» под воззванием Президента Виктора Ющенко о лишении парламентариев пресловутой «недоторканності». Однако, это, в общем-то очевидное намерение, коалиционеры постарались завернуть в социальную обертку. Так, координатор парламентского большинства, лидер фракции Партии регионов Раиса Богатырева отметила, что «статья 90 Конституции Украины предусматривает, что полномочия Верховной Рады прекращаются в день открытия первого заседания ВР нового созыва. Таким образом, нашим конституционным долгом является продолжать рассмотрение в парламенте тех вопросов, которые необходимы для жизнедеятельности страны. В первую очередь проблемы связанные, например, с тендерными закупками. Без их решения нельзя закупить лекарства для больниц, оборудование для школ». Далее Богатырева призвала Президента приостановить указ о досрочных выборах «хотя бы на полчаса», чтобы депутаты коалиционных и оппозиционных фракций пришли в Раду, и проголосовали за указанные выше законопроекты.

Ничего более простого, и в то же время эффективного, придумать, чтобы нейтрализовать своих политических оппонентов, невозможно. К тому же, для социалистов, шансы которых на прохождение в парламент 6-го созыва довольно невелики, это было бы великолепной возможностью если не повернуть события вспять (думается, мало кто верит, что откат ко 2 апреля реален), то засвидетельствовать в глазах избирателей шаткость принципов главы государства, и выиграть на этом несколько процентов электоральных предпочтений. Ведь не зря именно Александр Мороз первым заявил о возможности проведения внеочередной сессии, руководствуясь при этом 90-й статьей Конституции. А другие участники коалиции, засвидетельствовав поддержку идее Мороза, фактически сыграли на пользу электоральному имиджу СПУ. И если для регионалов такой подыгрыш партнерам по большинству не принесет значительного урона в рейтингах, то коммунистам любое удачное изобретение главных конкурентов по левому крылу явно ни к чему. А потому, одумавшись, КПУ решило сдать назад. Петр Симоненко, по сути, занял разумную позицию – не нарываясь на конфликт внутри большинства, лидер коммунистов сумел обратить свое нежелание подыгрывать социалистам в требование к партнерам по коалиции отказаться от участия в избирательной кампании и вернуть все на круги своя. Внушение Симоненко подействовало.

Конечно, ни Партия регионов, ни СПУ не заявили о желании покинуть предвыборный марафон, но коалиционный корабль, который прямым курсом шел к главной цели – проведению внеочередной сессии, дал крен. Если позиция Соцпартии по данному вопросу понятна, то у регионалов не все так просто. Именно потому Виктор Янукович заявил, что окончательное решение об участии или неучастии фракции в сессии регионалы примут на следующей неделе. Для чего ПР берет тайм-аут в несколько дней? Это – тактический ход. Очевидно, что регионалы в обмен на отказ участвовать в сессии постараются выманить у Секретариата Президента какие-либо гарантии. Например, отказаться от идеи поменять состав ЦИК, или оставить в покое Тендерную палату, к работе которой у гаранта чрезвычайно много претензий.

Тем временем, на Банковой отчетливо понимают: соглашаться на условия коалиционеров о проведении внеочередной сессии нельзя ни в коем случае. К тому же, Секретариат Президента сделал все возможное, чтобы не дать коалиционерам оспорить его отказ приостановить действие указа о внеочередных выборах в Конституционном суде. Этот орган сейчас фактически парализован. Однако это – не последнее оружие в руках пропрезидентских структур. НУНС, ввязавшись в риторику о необходимости отмены депутатской неприкосновенности до выборов, по сути, оказалась в привычной для себя среде, именуемой в народе «войной указов». Только в данном случае уместнее будет говорить о войне законопроектов – ведь «Наша Украина – Народная самооборона», по словам депутата Николая Онищука, уже на следующей неделе готова презентовать свой проект закона о снятии неприкосновенности. Это – маневр, который направлен на отвлечение внимания общественности от главного. А именно – что команда президента, равно как и его мегаблок, не собираются ни до, ни после выборов отменять депутатскую неприкосновенность. Другого объяснения нежеланию НУНС избавить будущих парламентариев от льгот и привилегий уже сейчас нет.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4038