
В СП Ъ сообщили, что список приглашенных был "намного шире", но некоторые ответили, что не смогут приехать к президенту. "У кого-то были запланированы другие мероприятия, кто-то уехал в отпуск",– рассказал Ъ представитель СП. Вероятно, главной причиной отказа стало то, что встреча готовилась в "авральном" режиме. "Лично мне приглашение за пять дней пришло, а это довольно короткий срок. Я решил, что надо ехать. А им, наверное, было не так сильно нужно, чтобы менять свои планы",– поделился с Ъ один из приглашенных.
Перед началом заседания участникам раздали пакет документов, из которого следовало, что главной темой обсуждения станет предстоящая налоговая реформа. Однако президент начал не с этого. "Не спрашивайте меня, почему существует рейдерство,– заявил он.– Потому что до тех пор, пока будут пачками продаваться мандаты, будут и рейдеры, и откаты по возврату НДС, и все остальное".
После выступления президента всем приглашенным бизнесменам предоставили слово. Докладчиков вызывали по алфавиту, так что одним из первых выступил председатель совета директоров "УкрГаз-Энерго" Игорь Воронин. Он рассказал о том, что Украина получает газ на льготных условиях, а его компания работает едва ли не себе в убыток.
– Сложно представить предприятие, которое со склада отпустило продукцию, а через месяц или через два решает вопрос о цене,– говорил господин Воронин. Но Виктор Ющенко к его аргументам, похоже, не прислушивался и в какой-то момент прервал говорившего на полуслове.
– У меня один эмоциональный вопрос. Скажете, кто придумал нововведение о том, что затраты на хранение газа должны оплачивать потребители? – спросил господин Ющенко. Игорь Воронин начал было отвечать, но президент вновь прервал его.– Скажите хотя бы, где это придумали – на Украине или за рубежом?
Руководитель "УкрГаз-Энерго" недовольно хмыкнул и принялся рассказывать о том, что в 2007 году затраты на хранение газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) увеличились с 12 до 40 грн (см. Ъ от 1 июня).
– ...То есть раньше затраты были небольшими, а теперь они значительнее, их надо компенсировать,– пояснял господин Воронин, но президент снова прервал его.
– А почему это проблема потребителя, а не поставщика? Пусть поставщик сам решает свои проблемы! Пусть хранит газ в скважинах, а не в хранилищах, и увеличивает его добычу зимой! – почти кричал президент.– А с такой политикой, как сейчас, вы не найдете поддержки ни в хозяйственном суде, ни у потребителя!
Рассуждения главы государства о способах добычи газа заставили Игоря Воронина ненадолго замолчать. Он, похоже, размышлял, стоит ли ему говорить о невозможности увеличить добычу газа до уровня, позволяющего отказаться от использования ПХГ.
– Я хочу напомнить вам, что у нас рентабельность два процента... – заговорил было господин Воронин.
– Речь идет не о вашей компании, речь идет о поставщиках! – заявил Виктор Ющенко.
Руководитель "УкрГаз-Энерго", основного поставщика газа для промышленных потребителей Украины, лишь развел руками. Пауза затягивалась – президент ожидал ответа своего оппонента, а Игорь Воронин, похоже, счел дискуссию завершенной. Молчание прервал секретарь СНБО Иван Плющ. "Работаем дальше",– сказал он, включив микрофон, и передал слово следующему бизнесмену.
Однако спустя полчаса, когда очередь дошла до гендиректора "Индустриального союза Донбасса" Олега Мкртчана, в зале вновь прозвучала критика в адрес "УкрГаз-Энерго".
– Господин Воронин говорит о европейских стандартах. У нас есть предприятия в Европе. Но для нас нонсенс, что в середине года, после подписания договоров, нам в одностороннем порядке повышают цену на газ,– возмущался господин Мкртчан. На этот раз Игорь Воронин решил не реагировать на обвинения в адрес своей компании, так что спор о причинах подорожания газа не возобновился.
Остальные выступавшие говорили в основном о проблемах своей отрасли. "Законы в строительной сфере советские. Мало того, что они советские, они еще и не соблюдаются",– жаловался Лев Парцхаладзе, председатель набсовета компании "XXI век". "Я понимаю, нужно вступать в ВТО. И я рад за металлургов и трубников. Но вы о других отраслях подумайте – может, нужно у ВТО какую-то отсрочку выторговать",– убеждал Виктора Ющенко президент корпорации "Укравто" Тариэл Васадзе. Некоторые возмутились по поводу сложности землеотвода для расширения производства и строительства подъездных путей.
Нельзя сказать, что заявленную тему заседания – налоговую реформу – вообще не обсуждали. Несколько человек напомнили, что проблема с задержкой возмещения НДС остается такой же актуальной, как и полгода назад.
– Мне три месяца НДС не возмещают! И у меня один выход – выводить свои производственные мощности за рубеж, в Россию например. Что я и делаю,– признался президент группы "Норд" Валентин Ландык, обращаясь не то к Виктору Ющенко, не то к сидевшему рядом с ним первому вице-премьеру Николаю Азарову.
Господин Азаров на заявления господина Ландыка и других выступавших не отвечал. Лишь в конце заседания первый вице-премьер взял слово и сообщил, что все улучшения Налогового кодекса, предложенные на заседании, уже учтены: "Можно, конечно, совершенствовать их до бесконечности. Но надо же когда-то остановиться!"
Завершая встречу, Виктор Ющенко сказал, что всем доволен, и подчеркнул необходимость проведения таких заседаний раз в квартал. Вот только меморандум о сотрудничестве между президентом и крупным бизнесом, проект которого раздали журналистам и участникам встречи и который планировалось подписать, вчера почему-то так и не был подписан.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом