Самые острые вопросы текущего дня в эксклюзивном интервью «Известиям в Украине» обсуждает один из влиятельнейших политиков Украины, координатор парламентского большинства Раиса Богатырева, которую многие считают если и не первым, то далеко и не вторым лицом в Партии регионов…

Беседовал Мирослав Рубалько, Киев

вопрос: Почему Виктор Янукович все же согласился идти на досрочные выборы?

ответ: Это решение — выбор сильных и вызов слабым. Это позиция на защиту национальных интересов, демонстрация готовности жертвовать партийно-корпоративными взглядами и дискуссиями ради общего блага.

Мы приняли вызов и готовы идти на досрочные выборы. Если сумеем договориться о гарантиях их законности и провести в конституционном поле. Мы прекрасно понимаем чрезвычайный характер такого выбора. Но интересы нации, каждого избирателя нам дороже. Я уверена, что этот наш шаг будет поддержан избирателями. Они также устали от этого искусственно созданного противостояния, острого и изматывающего конфликта. Наша же партия постоянным процессом переговоров между Президентом и премьер-министром страны еще раз продемонстрировала свою европейскую сущность. Мы открытые, искренние и надежные партнеры украинского общества. Но мы будем отстаивать свои идеалы на принципах верховенства права и демократическим способом.

в: Экономические платформы Партии регионов и «Нашей Украины» в своей основе практически одинаковы. В связи с этим многие эксперты склонны прогнозировать, что обе эти партии могут в конечном итоге слиться в одну политическую силу. По вашему мнению, это реально? Если да, то когда это может стать реальностью?

о: Очевидно, что дискуссия, о возможности создания широкой коалиции в формате Партия регионов — «Наша Украина», позволяет строить любые сценарии в соревнованиях за политическую власть.

О необходимости союза «НУ» с ПР говорят давно избиратели по обе стороны Днепра, политики и эксперты. Одновременно, такой союз, который мог бы создать в Украине идеологию единой власти, сегодня еще маловероятен и постоянно находится под угрозой идеологических расколов. Партия регионов действительно во многих вопросах экономического развития солидарна с «Нашей Украиной». Однако есть важные проблемы, которые сегодня не могут сделать нас едиными. Речь идет о выборе стратегических принципов развития Украины. Это вопросы качества реформ и их влияния на жизнь граждан, борьба с бедностью, отношение к способам формирования политической власти, это проблемы, связанные с суверенитетом Украины и проведением политики, направленной на поиски собственной модели существования в современном глобальном мире.

Диалог с «Нашей Украиной» о создании широкой коалиции мы не начинали. Безусловно, в таких переговорах ключевую роль будет играть позиция Президента страны Виктора Ющенко, поскольку это исключительно его партия.

У этого проекта, без сомнения, будут свои нетерпимые оппоненты. Прежде всего, это те, кто почему-то постоянно присваивает себе титул «единственных демократов». Но не стоит забывать, что Партия регионов представляет весьма важную демократическую часть украинского общества.

Думаю, что в договоре, подписанном после съезда «НУ» с БЮТ, говорят, прежде всего, эмоции их лидеров. И это выглядит для наших избирателей, как будто они создали некий военный союз против Партии регионов. Это лишний раз свидетельствует о недостаточной политической зрелости и квалификации идеологов этих партий. Они, видимо, не понимают, что Украина-то у нас одна! Мы не можем делить ее между политическими партиями. Наоборот, это Украина обязывает нас думать сегодня о таком союзе. Он может окончательно сделать ее единой.

Безусловно, в центре этого диалога находится Президент Украины. Понятно, что от его слова зависит, будет ли «Наша Украина» направлять свои усилия уже сегодня на поиски общей стратегии и тактики национального развития, или она обречена быть партией государственной оппозиции: не объединять, а разъединять.

Партия регионов представляет в основном Юг Украины и промышленный Восток, где производится более 65% ВВП. И мы несем в своей идеологии его мировоззренческую формулу развития страны. Концепцию индустриального и постиндустриального общества, которую мы пытаемся имплантировать в экономическую модель национальной стратегии развития.

Да, мы прагматичные хозяйственники и менеджеры и готовы максимально реализовать эти функции во власти. Нам важно объединить вокруг себя чувственную идеологию, которая формировалась в Западной Украине, нам важен прагматизм, который формировался в ментальности Центральной Украины. Мы патриотично настроены на поиски той Украины, той модели политической власти и того неизбежного плана украинской экспансии во внешний мир, который позволил бы удерживать не только существующие рынки, но и завоевывать новые, более высокоструктурированные, наполнять Украину новыми потоками высокотехнологических инвестиций. И, понятно, что лишь сложив вместе усилия, мы создали бы идеальную систему, в которой вели дискуссии не о том, сколько кому власти необходимо для реализации своих полномочий, а о том, что значит для нее Украина и каждый украинец, как постоянно повышать качество жизни наших граждан. Поэтому я считаю, что разговор о партнерстве с «Нашей Украиной» — это разговор постоянный. И он ведется вне зависимости от того, готовимся ли мы к очередным выборам или нет.

Да, я говорила, что у нас есть все возможности, исходя из социологических опросов, в том числе и оппонирующих социологов, набрать в следующем парламенте 226 и больше голосов. Однако хочу заявить, что это не является самоцелью. Наша цель — искать способы объединения власти. Именно поэтому я и выступаю ключевым проводником политики премьер-министра, направленной на поиски государственного взаимопонимания с Президентом, который должен уже сегодня, перед очередной бурной рекой исторического времени, решить для себя, какой план действий будет реализовываться завтра.

Конечно, малого пакета, который мы сегодня обсуждаем, для этого недостаточно. Однако пружина диалога взведена.

Сейчас мы ведем конструктивную дискуссию с политическими силами, которые хотят национальной стабильности, государственного порядка и которые уже сейчас доказали свою эффективную дееспособность в обслуживании национальных интересов. Речь, конечно же, идет о наших партнерах: социалистах и коммунистах.

в: В этом контексте можно ли говорить о том, что союз Партии регионов и БЮТ вами и рассматриваться не будет?

о: У нашей политической силы нет определенных врагов и назначенных политических оппонентов, которые неприемлемы для нас в политической системе Украины. Мы прагматичны, чтобы реагировать на незаслуженную критику, например, со стороны БЮТ. Эти выпады чаще всего переходят в плоскость унижения и оскорбления. Мы пытаемся на них не отвечать, ибо считаем, что это время, когда каждый из нас должен брать свои уроки из жизни. Мы свой урок извлекли давно, формируя свою политическую силу, ведя диалог со своим электоратом и мобилизуя его на нашу поддержку в непростых политических условиях.

Что касается блокирования с БЮТ сейчас, то это практически невозможно. Эта политсила только формируется как такая, которая может стать профессиональной парламентской политической партией. До этого времени БЮТ выполнял служебные роли. Пользуясь, прежде всего, харизмой Виктора Ющенко и его лидерскими качествами. Блок за это получал поддержку во власти.

Партия регионов всегда была самодостаточной политической силой: у нас самостоятельная логика, идеология и харизма. Мы эту позицию активно наращиваем формированием новой современной программы для нации. И здесь, конечно, мы с нашими избирателями должны быть терпеливыми и терпимыми, чтобы пройти вместе с ними этот путь достойно.

Конечно же, меня беспокоит, что амбиции, непродуманные действия и слова, которые так часто произносятся со стороны БЮТ, постоянно поддерживают некую эмоцию противостояния и самих украинцев. Думаю, сейчас всем нам очень важно осознать, что главная задача, требующая первоочередного решения, не экономическая, и даже не социальная, а гуманитарная — примирение украинцев.

Момент истины — не допустить раскола. Время от времени возникает чувство, что мы разделились. Странно, что постоянное зомбирование со стороны радикально настроенных агрессивных политических сил приводит к тому, что люди не могут уйти с этой войны. Пора уже демилитаризовать украинскую политику и перейти к новой форме конструктивного диалога. Тогда мы и себе докажем, что в генетическом плане мы — европейцы.

Действуя же, таким образом, друг против друга, мы несем в будущее геном разрушения, который поломает любые перспективы. Мы закрываем политический горизонт, который все время должны видеть и четко оценивать для реакции на развитие и изменения глобального мира, который несет нам немало проблем. Для их преодоления нам нужно объединяться.

Очевидно, что мы двигаемся к «малопартийной», профессиональной политической системе, когда три, четыре, пять партий будут бороться за политическую власть в Украине. Также очевидно, что эти партии не могут нести с собой постоянный раскол, не могут пользоваться слабостями украинской политической нации, которая только рождается. Они не могут паразитировать на настроениях общества, а обязаны декларировать ему новую политическую культуру. Чрезвычайно важно, чтобы они были проводниками единых принципов строительства государства.

в: Правда ли, что один из пунктов переговоров сейчас — создание в будущем парламенте коалиции «Партия регионов+ «Наша Украина»? Какие условия необходимы для создания такой коалиции? Что или кто может стать на пути ее создания?

о: Нет, эта тема в процессе переговоров не обсуждается. Хотя, без сомнения, мы часто обмениваемся подобными прогнозами и, надо сказать, что такие личности, которые представляют сторону Президента, как Иван Плющ, видят ключевую цель найти такой союз и сегодня, и в будущем. И я понимаю его как политика, который воспитывался в условиях кризиса распада великой страны, какой был Советский Союз. Он пережил этот достаточно сложный период. Это породило в нем чувство патриота, национал-демократа. И он пронес его через 16 лет нашей независимости. И также пребывая в глубине кризисов, он искал модель, при которой в будущем эти кризисы будут минимизированы или сведены к нулю. Вот, мне кажется, его понимание, что мы должны объединить Украину этим союзом. Такие дискуссии ведутся и у нас. И это может произойти в том случае, когда «Наша Украина», в первую очередь, демилитаризует свою политику, и когда будет совпадение в стратегических и тактических позициях.

в: Почему такие противоречивые сведения исходят от членов коалиции относительно участия в выборах Александра Мороза и СПУ? Сначала Василий Волга заявляет, что решен вопрос блока Соцпартии+Партия регионов, потом Анна Герман отказывается это подтвердить. Берете ли все же спикера в список?

о: Никаких особых противоречий нет. Мы пока не приняли единого решения, как мы пойдем на досрочные выборы, поскольку необходимо как-то выйти из кризиса, который был спровоцирован указом Президента. Из этого и вырастет и тактический план участия коалиции в следующих выборах. Очевидно одно: мы будем до конца с нашими партнерами. Мы слишком близки, чтобы быть разными.

Что касается лично позиции Александра Мороза и СПУ, то мне кажется, они ведут у себя дискуссию по поводу собственного плана выборов и союза с Партией регионов. Конечно, сценариев тут не так много.

Первый, наиболее простой: мы идем на выборы отдельно, исходя из того, что у каждой из политических сил есть достаточно электората, чтобы пройти в парламент. Мы сформируем коалицию и вернем status quo.

Второй сценарий: мы идем единым мегаблоком и обращаемся к избирателям Украины поддержать его как национальный проект стабильности.

И третий вариант: мы идем единым национальным фронтом, где будут все присоединившиеся политсилы, предварительно подписав соответствующий договор о распределении власти в будущем. Мы договариваемся об идеологии избирательной кампании, о принципах взаимодействия в это время и после нее.

Какое будет решение — покажет время. Но мне кажется, что все эти сценарии реальны и достаточно эффективны

Что касается спикера, то хочу сказать, что Александр Мороз — это часть самих нас. Он — один из ключевых политиков коалиции. Все будет зависеть как от его личного желания, так и от решения СПУ. Думаю, что ни у кого нет сомнений, что электоральные возможности Партии регионов достаточно серьезные, чтобы мы могли представить сегодня нашим партнерам достаточно преференций для принятия ими справедливого и честного решения.

в: Как вы оцениваете назначение секретарем СНБОУ Ивана Плюща. Какую роль он сыграет в дальнейшем переговорном процессе?

о: Я уже говорила, что Иван Степанович — особый и эффективный менеджер. Он всегда работал по вызову судьбы, попадал в пики максимального политического напряжения в Украине и не только влиял на кризис, но и умел выходить из него. Мы увидели его решительную позицию в работе переговорной группы в поисках компромисса, и, думаю, его заданием №1 будет построить этот компромисс, защитить его и перевести в политические и законодательные решения.

Совет нацбезопасности при Плюще может стать очень активным, даже очень жестким и постоянно работающим органом, который будет действовать как антикризисный и политический центр быстрого реагирования. Не стоит забывать, что Законом о Совете нацбезопасности и Законом «О национальной безопасности Украины» этой структуре даны большие функции, особенно в условиях возникновения разных угроз и кризисов для национальных интересов. Думаю, как раз Иван Степанович сейчас будет делать все, чтобы этот орган стал постоянно действующей площадкой переговоров между политическими элитами. Исходя из того, насколько активно работает Плющ в рабочей группе и невзирая на новую должность, он ее не бросил, то именно поиск широкого компромисса и есть первоочередным выводом из его назначения.

Сегодня Президент получил очень важного для себя партнера в системе государственных балансов. Не стоит забывать, что именно Иван Степанович — один из давних друзей Ющенко. Сейчас Президент подтягивает к себе всех тех, кто может действовать в условиях кризиса, кто умеет планировать и управлять кризисом. Одновременно, это формирование достаточно четкой и жесткой линии Президента. Это линия, наверное, одна: возобновить у Президента центр стратегического принятия решений. То есть вернуть ему большую часть власти. Однако я не уверена, что это возможно в нынешней модели Конституции.

в: Можно ли сказать сегодня, что оппозиция и коалиция борются сейчас за Президента? Кто на данном этапе побеждает?

о: Я неоднократно заявляла, что мы приняли выбор украинского народа, который привел к власти Президента Виктора Ющенко. Этот же народ избрал и Партию регионов.

Сразу после выборов мы предложили Президенту пакт стабильности, который был реализован назначением премьер-министром Виктора Януковича, лидера Партии регионов.

Этот пакт оказался вполне эффективным. Мы в самом деле получили высокую социальную и экономическую стабильность. В принципе, можно говорить и о политической, если бы не постоянные попытки реванша оппозиции, которая лишь использовала оппозиционную идеологию и философию для ускорения борьбы за власть. Ей важно было не дать нам возможности нарастить темпы реформ в обществе. Она, конечно, полностью сосредоточилась на борьбе за Президента. Мы же боролись за украинский народ. Мы считали, что поддержка украинского народа и есть поддержка Президента. Думаю, история покажет, что мы не ошиблись.

Сегодня конфликт порожден только и только оппозицией. Как ни парадоксально, но она сумела убедить Президента возглавить ее в борьбе за власть, стать оппонентом правительству. Именно это вывело его за пределы конституционного поля.

Партия регионов имеет все естественные и законные права отстаивать конституционный строй в Украине. Мы это делали вместе со своими избирателями на киевских майданах. Мы приняли предложение Президента идти на досрочные выборы в их интересах — чтобы не раскалывать и дальше страну.

Однако нами хотят манипулировать, нам говорят, что этого уже недостаточно для компромисса. Что компромисс все равно будет по плану, который написала оппозиция. Мы с этим не согласны, поскольку постоянное пренебрежение политиков к праву порождает анархию и хаос.

Совершенно очевидным является тот факт, что кризис возникает, как болезнь, формирующаяся сначала мелкими очагами. Со временем он может приобретать все характеристики «гражданского инсульта» или «политического инфаркта» для нашей страны. И лекарств, как учит нас наша же история, от этого может и не быть.

Думаю, что выход заключается в политическом компромиссе. Однако в этом политическом шаге нужны взаимные уступки. Я уже говорила, что мы должны сойти с дуэльной линии и опустить пистолеты. Нужно вести диалог. И я прошу успокоиться секундантов и не подталкивать две стороны к быстрой стрельбе. Думаю, что победителей не будет. Будут те, кто окажется разумными и ответственными за доверие народа, остальных народ завтра осудит и спишет из истории.

Мы живем в парламентско-президентской стране, где система балансов и сдерживаний не дают какому-либо одному центру политической власти победить. Надо договариваться!

Мы понимаем, что конституционную реформу нужно продолжать. Мы должны стремиться к этому. Реформа создала европейский принцип власти: она принимает все решения путем компромисса. Да, как показывает жизнь, мы к этому не готовы. У нас нет ментальных внутренних традиций, у нас нет политической культуры, у нас нет исторического опыта, на который мы могли бы опереться. Мы помним, что у нас всегда было несколько республик, что каждое село объявляло себя самостоятельным и независимым от другого поселения. Мы все время делились с нашими соседями то Западом, то Востоком, то Югом, то Севером. И только сейчас мы имеем Украину соборную, склеенную нашими противоречиями и противостояниями.

Если кто-то думает, что в современном эгоистическом мире с его совершенными системами безопасности что-то изменилось, то он глубоко ошибается. Иная система управления народами и странами. Не нужны дорогостоящие войны. Мы не заметим, когда окажемся под внешним программным управлением. Поэтому сегодня главная задача Президента — объединить Украину. Заставить политические элиты жить по равным и справедливым для всех стандартам. Это — Конституция, законы, право.

в: Каковы, на ваш взгляд, перспективы БЮТ после выборов?

о: Не мне говорить о перспективах БЮТ. Это проблема их идеологов и лидеров. Думаю, что сегодня, подписав союз с «Нашей Украиной», БЮТ будет стремиться, чтобы еще во время выборов в парламент максимально убедить электорат, что они завтра снова придут во власть, тем самым опять начав процесс ее разрушения.

Я не вижу того сценария, который бы показал, что БЮТ готова признать любые результаты выборов, как и свои ошибки.

Они согласятся только на те результаты, которые дадут им победу и только победу.

Однако мне бы очень хотелось, чтобы сейчас, на старте, мы начали вести цивилизованный и ответственный диалог друг с другом. Выборы, которые мы проводим, это выборы не для политических партий, а для выбора украинского народа. И нам нужно будет принять его решение таким, каким оно будет: без манипуляций, без искривлений и лицемерия и самое главное без ревизий. Полагаю, что БЮТ будет активно нам оппонировать и бороться против всех тех, кто не принял их концепцию власти и модели европейской Украины.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2003