
А ведь при голосовании в декабре 2005 года, когда из пяти претендентов выбирали троих лучших, Италия получила 11 голосов, Венгрия с Хорватией — 9, Украина — 7 (всего на один голос больше, чем Турция). Что же заставило членов исполкома УЕФА изменить свое мнение?
В последнее время в странах-претендентах произошло немало событий — коррупционный скандал и вспышка футбольного насилия в Италии, волнения в Венгрии, два политических кризиса в Украине, футбольный скандал в Польше с вмешательством правительства страны. Конечно, все это негативно повлияло на имидж стран-претендентов в глазах мировой общественности. Но, по сути дела, все оказались в равных условиях.
Правда, европейские букмекерские конторы, несмотря ни на что, явным фаворитом считали Италию, предложив за ее победу коэффициент 1,70. Далее следовали Венгрия с Хорватией, в случае победы которых поставленная сумма возросла бы в 3,25 раза. Шансы же Украины и Польши аналитики расценили как незначительные, выставив коэффициент 4,50. И ошиблись. Отвлекшись на прежние достижения, опыт и хорошую инфраструктуру Италии, они не учли сразу несколько факторов, сыгравших немаловажную роль в победе Украины и Польши.
В мае 2006 года президент Украины Виктор Ющенко издал декрет, в котором назвал заявку на проведение Евро-2012 «проектом, затрагивающим национальные интересы» и призвал все государственные административные органы Украины сделать все необходимое для поддержки заявки, а впоследствии и для организации чемпионата. Чуть позже теперь уже бывший премьер-министр Польши Казимир Марцинкевич объявил о выделении «специальных финансовых резервов» для подготовки Евро-2012.
Однако основную финансовую поддержку Украина и Польша получают не от государства, а от Mittal Steel — самой крупной металлургической компании в мире. В мае 2006 Mittal Steel подписала спонсорский контракт с Федерацией футбола Украины (ФФУ) (с польской стороной подобный контракт уже был подписан). Олег Шкреба, генеральный директор компании «Украина Футбол Интернешнл», ведущей коммерческие дела ФФУ, заявил: «Выбрав сильного партнера с мировой репутацией в качестве нашего генерального спонсора, мы значительно увеличили наши шансы на победу. С поддержкой Mittal Steel мы уверены в успехе».
Напомню, что руководителем и председателем совета директоров компании Mittal Steel, зарегистрированной в Роттердаме, со штаб-квартирой в Лондоне, является британский бизнесмен индийского происхождения Лакшми Миттал. В октябре 2005 года Mittal Steel выиграла повторный конкурс по приватизации крупнейшего украинского производителя стали «Криворожсталь», предложив за этот актив $4,8 млрд. А в 2006 году, слившись с Arcelor, образовала компанию Arcelor Mittal (сделка, так обидевшая российского олигарха Мордашова). Компании принадлежат металлургические производства, расположенные в Великобритании, США, Канаде, Польше, Чехии, Германии, ЮАР, Казахстане. Так что вложения в спорт и инфраструктуру Украины и Польши отнюдь не случайны. С другой стороны, возможно, именно наличие столь серьезного и надежного партнера и повлияло на решение УЕФА. Говорить о том, что будут построены многотысячные стадионы, новые гостиницы, дороги, могут многие, а вот дать убедительные гарантии под силу не всем.
В январе 2007 года, сразу после своего избрания на должность президента УЕФА, Мишель Платини заявил о намерениях увеличивать географию мировых и европейских первенств, а также развивать футбол в странах Восточной Европы. Несомненно, это придало больший вес заявкам Украина—Польша и Венгрия—Хорватия.
УЕФА надеется, что чемпионат Европы в Польше и Украине принесет большую прибыль, поскольку именно они заявили наибольшее количество мест на стадионах, которые с легкостью могут заполнить соседи-россияне. Украинская же сторона ждет, что российский бизнес решит инвестировать свои средства в строительство и модернизацию отелей, дорог, аэропортов. Ведь на сегодняшний день аэропорт Варшавы — единственный аэропорт в Польше, имеющий сообщение с Киевом, Львовом и Одессой. В связи с этим планируется построить временные пассажирские терминалы (ВПТ), оборудованные всем необходимым.
И еще к вопросу о границах. Польша к 2012 году будет включена в Шенгенскую зону. И уже сейчас власти страны говорят о восстановлении контроля на границах между ЕС и Польшей на период проведения первенства. Это будет сделано в большей степени для наблюдения за приезжими футбольными хулиганами, в основном из Великобритании, Германии и Голландии. Также Верховная рада постановила облегчить визовый режим на время проведения чемпионата. Только вот визы, скорее всего, понадобятся нам с вами, поскольку Украина к 2012 году предполагает уже вступить в ЕС.
Справка Новой
По неофициальным данным, голоса членов исполкома УЕФА распределились следующим образом:
Италия:
Анхель Мария Вильяр Льона (Испания), Джефри Томпсон (Англия), Герхард Майер-Форфельдер (Германия), Мэттью Спренгерс (Голландия).
Украина—Польша:
Мишель Платини (Франция), Вячеслав Колосков (Россия), Мирча Санду (Румыния), Жилберту Мадаил (Португалия), Сенеш Эрзик (Турция), Пер-Равно Омдаль (Норвегия), Джозеф Мифсуд (Мальта), Мариос Лефкаритис (Кипр).
Комментарии
Вячеслав КОЛОСКОВ, экс-президент РФС, член исполкома УЕФА:
— На решение исполкома УЕФА повлияло сразу несколько обстоятельств. Первое — общая тенденция расширения футбольной географии на Восток. Пример тому — проведение финала Лиги чемпионов в Москве в следующем году. Второе — то, что Польша и Украина сумели очень грамотно выстроить свою «предвыборную кампанию». Им удалось объединить и склонить на свою сторону членов исполкома теми громадными переменами, которые будут произведены в футбольной инфраструктуре этих стран. И что самое главное, все это было не голословно. Уже сейчас строятся стадионы в Днепропетровске и Донецке. Немаловажную роль сыграло и то, что президент Украины Виктор Ющенко сам принимал участие в представлении заявки.
— Однако даже за день до голосования многие специалисты фаворитом называли Италию.
— Италия ничего не сделала для того, чтобы заполучить Евро-2012. Они посчитали, что одного слова «Италия» достаточно для победы без какой-либо агитации. А как раз сейчас это было бы совсем не лишним: в стране уже третий год подряд разгораются коррупционные скандалы, убивают полицейских, служба безопасности элементарно не может обеспечить порядок на стадионах.
— В свое время Россия подавала заявку на проведение Евро-2008. Почему не продолжили бороться за Евро-2012?
— Это вопрос к Мутко*, а не ко мне. Мы свою заявку на 2012 год оставили. Она была официально зарегистрирована. Но потом, в связи с изменениями в руководстве РФС, была отозвана. По какой причине — не знаю.
— Если бы эту заявку оставили, был бы у нас шанс побороться за европейское первенство?
— Если бы мы работали так же активно, как и Украина с Польшей, то да. Необходимо было бы показать, что у нас уже сейчас строятся стадионы: один в Питере, два в Москве.
— В ближайшие несколько лет в Украине будет построено сразу несколько многотысячных стадионов. Но ведь после чемпионата Европы они вряд ли будут заполняться хотя бы наполовину.
— Эти проекты носят не только коммерческий, но и социальный характер. Представляете, какая сумасшедшая инфраструктура будет создана в Польше и Украине: новые гостиницы, дорожные развязки, аэропорты, стадионы. Появятся новые рабочие места. Это главное достижение.
— Повлиял ли политический фактор на то, что УЕФА поддержала именно заявку Украины и Польши?
— Нет. Политика вообще во внимание не принималась. То есть не привлекалась ни как аргумент, ни как контраргумент. Рассматривались только критерии, связанные со спортом и коммуникациями.
— Сыграло ли роль то, что генеральным спонсором проекта «Евро-2012 в Польше и Украине» является крупнейшая в мире металлургическая компания Mittal Steel?
— В заявке она нигде не фигурировала. Так что никаких дивидендов украинско-польская заявка в связи с этим не получила. По крайней мере со стороны УЕФА. А что касается внутреннего рынка — вполне может быть.
Виктор ПРОКОПЕНКО, депутат Верховной рады Украины, бывший главный тренер донецкого «Шахтера» и московского «Динамо»:
— Я в восторге. Честно говоря, мои надежды были значительно больше, чем сомнения.
Сейчас в УЕФА пришли новые люди во главе с Мишелем Платини. Они мне напоминают Жоао Авеланжа (президента ФИФА в 1974—1998 гг., который впервые представил программу развития для менее преуспевающих мировых футбольных континентов, плоды которой стали очевидны в конце прошлого века, когда африканские команды начали удачно выступать на чемпионате мира. — О.Б.). Когда он возглавил ФИФА, это была убогая, нищая организация. Ему удалось превратить ее в экономически стабильный футбольный орган с инфраструктурой в Европе, Африке, Азии. Поэтому думаю, что в УЕФА тоже решили пойти по этому пути. И правильно сделали.
Не надо быть специалистом, чтобы понять, какой футбольный бум начнется сейчас в Украине. Нам это очень нужно. Я уже не говорю об экономических нюансах. Надо только правильно распорядиться всеми инвестициями. К тому же в Европе футбол уже давно стал прибыльным бизнесом. А чем мы хуже?
— Поможет ли проведение чемпионата Европы-2012 в Украине и Польше ускорить процесс интеграции Украины в Евросоюз?
— Может быть. Это как дело пойдет.
— Год назад ваша федерация подписала спонсорский контракт с компанией Mittal Steel. Повлияло ли это на решение исполкома УЕФА?
— Наверное, повлияло. Но не стоит говорить об этом как о решающем факторе.
— Что можно сказать о нынешнем состоянии украинских городов, где будет проводиться чемпионат?
— Конечно, строить и модернизировать надо много, за исключением, пожалуй, Донецкого региона, где уже возводится суперсовременный стадион. Я считаю, что нам дали огромный аванс. И это несмотря на достаточно сложную политическую ситуацию в Украине. Это говорит о силе спорта. Я рад, что наш президент понял значимость футбола и решил лично принять участие в представлении нашей заявки, несмотря на политическую нестабильность в стране. Это — мудрый поступок: футбол объединяет людей, в то время как политика разводит их по разные стороны баррикад.
Робертс ФОЛКНЕР, глава департамента УЕФА по связям с общественностью:
— Что, на ваш взгляд, сыграло главную роль в победе заявки Украины и Польши на проведение Евро-2012?
— Разве можно говорить только о чем-то одном. Исследовалось множество различных факторов.
— Бытует мнение, что основную роль в победе сыграло привлечение в качестве спонсора крупнейшей металлургической компании мира Mittal Steel…
— Первый раз слышу о такой. Как бы там ни было, результаты голосования и спонсорство никак не связаны. Вопрос, кто финансирует Евро, — всего лишь небольшая часть того, чем интересовалась комиссия оценщиков и — впоследствии — голосующих.
— Скажите, а УЕФА не волновала проблема большой отдаленности городов, в которых будут проводиться игры чемпионата Европы?
— Безусловно, расстояние между городами Польши и Украины велико, но эта проблема присутствовала даже в заявке Италии, не говоря уже о Хорватии и Венгрии. Посмотрите на удаленность того же Милана от, скажем, Палермо… В общем, мы понимаем, что вопрос свободного перемещения болельщиков — один из главных, и поэтому постараемся сделать все возможное, чтобы он решился в ближайшие годы.
— Как страны-хозяйки собираются решать эту проблему?
— Они очень много пообещали — это и строительство стадионов, и инфрастуктура, и транспорт. Но им только предстоит все реализовывать, и, безусловно, они
понимают, что столкнутся с бесконечным количеством трудностей.
— Если уж мы заговорили о свободном перемещении болельщиков, вас не смущает тот факт, что Украина, в отличие от Польши, не является членом ЕС? Это ведь может создать определенные трудности с получением виз.
— Если вы считаете это проблемой, то могу вас заверить, что она будет возникать вечно. В УЕФА входят 53 страны, а в ЕС — только 27. И неужели мы должны отдавать предпочтение только членам Евросоюза?
— Тогда скажите: сегодняшняя политическая нестабильность в Украине каким-то образом волновала комиссию УЕФА?
— Конечно, мы в курсе этой ситуации. Но УЕФА уверена, что через несколько лет все стабилизируется. В той же Португалии незадолго до Евро-2004 произошли серьезные политические изменения в парламенте, но это ведь не повлияло на отличное проведение чемпионата Европы.
— Сейчас Мишель Платини активно продвигает политику расширения УЕФА на Восточную Европу. И не секрет, что именно восточноевропейские члены ассоциации сыграли основную роль в его победе на выборах президента УЕФА. Может, «должок» президента каким-нибудь образом повлиял на выбор голосующих?
— Трудно сказать. В любом случае голосование было свободным. И каждый из двенадцати, решавших судьбу Евро, руководствовался собственными, одному ему известными принципами. Так что то, о чем вы говорите, может, и повлияло… А может, и нет.
P.S. Проиграв битву за Евро-2008, Россия во главе с президентом РФС Вячеславом Колосковым зарегистрировала свою заявку на Евро-2012. Но в РФС пришли новые люди, решившие не растрачивать свою энергию на проекты, успех которых нельзя назвать стопроцентным. Да и спонсор, который мог бы дать мировой общественности убедительные гарантии, занят совсем другими делами. Пока «Газпром» улучшает свой имидж в Европе, подписав 100-миллионный контракт с немецким «Шальке», и покупает совсем не дешевых футболистов в той же Украине, Украина уже подсчитывает прибыль от Евро-2012. А нам остается только радоваться за соседей и ждать, доверят ли нам Олимпиаду-2014…
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом