Похоже, после развала СССР в кровь украинцев попал неизлечимый «вирус» - мы все в один день вдруг поняли, что никто и не собирался нам строить обещанного светлого будущего, а жить, оказывается, надо одним днем. Однодневные интересы, не идущие далеко планы, понятие того, что лучше хапнуть здесь и сейчас, чем долго вкладывать и ждать вероятных дивидендов – все это настолько вошло в наш привычный уклад жизни, что по-другому думать, жить и творить мы не можем. Даже политическим партиям мы доверяем один раз в четыре-пять лет, чтобы затем несколько лет разочаровываться в них и клясть их на всех углах. А политики, приспособившись к такой народной «любви», не задумываются о своем дальнейшем политическом будущем, надеясь, что, сунув в назначенный ЦИКом день прикормленному электорату очередную подачку, можно будет вновь оказаться в теплых парламентских креслах. И на следующий день забыть о том, какие идеалы обещали защищать, и за какие народные блага бороться.

Примеров таких партий в Украине – предостаточно. Большинство из них уже давно выброшены на свалку нашей сравнительно молодой истории. Те же, которые сейчас на слуху и при власти, продолжают упорно не замечать своих избирателей. О пропрезидентской «Нашей Украине», которая справедливо считается правопреемницей и главным носителем идеалов Майдана, уже сказано-пересказано. БЮТ тоже порядком запятнал свои электоральные знамена. Но, тем не менее, если верить данным социологических опросов, им все еще верят. Причем, доверяют настолько, что, по данным соцопроса Центра Разумкова, Блок Юлии Тимошенко (22,6%) и Блок «Наша Украина» (8,7%) с легкостью бы перемахнули избирательный барьер на пути в Верховную Раду, если бы парламентские выборы состоялись в будущее воскресенье. Даже, казалось бы, растерявшие всяческое доверие коммунисты смогли бы просочиться в парламент (5,8%).

А вот еще одна партия власти, СПУ, оказалась бы не у дел со своими шаткими 3,2% поддержки. Цифра доверия к Соцпартии, однако, совершенно не шокирующая – в конце концов, Александр Мороз сотоварищи сами сделали все возможное для того, чтобы, случись весной внеочередные выборы в парламент, их политическая сила разбила нос о проходной барьер.

Предательство, развал и укрощение

Справедливости ради надо сказать, что СПУ никогда не была по-настоящему оппозиционной партией, не зависящей от воли сидящих во властных кабинетах на Банковой. Наоборот – социалисты всегда знали, где, под кого и самое главное – в какой момент можно прогнуться, чтобы взамен получить должности и привилегии. Далеко за примерами ходить не нужно – достаточно вспомнить приснопамятную грызню за властные полномочия в рамках только зарождавшейся помаранчевой коалиции в парламенте. В ситуации, когда никто из псевдодемократических коалициантов не хотел отдавать даже самой маленькой частички властных полномочий, Александр Мороз вовремя учуял момент, когда можно совершить политический кульбит и вытянуть все из своей «золотой» акции. Сан Саныч рискнул самым, пожалуй, главным для политика – доверием отдавших за его политическую силу людей. Вероятно, нынешнему спикеру казалось, что пост председателя парламента достаточно веская причина для того, чтобы пренебречь мнением народа. И он им пренебрег – себе во благо. Это, похоже, как раз и стало той отправной точкой, когда рейтинг социалистов неминуемо начал катиться вниз. Мне могут возразить – дескать, каждая партия власти обречена на порицание и потерю доверия голосовавших за нее людей. Не спорю. Но, на мой взгляд, социалисты сделали максимум для того, чтобы разбазарить полученный в 2004-2006 годах кредит доверия, поддавшись мимолетным «слабостям». Причем, первый удар по имиджу партии нанес отнюдь не Мороз, а пригретый у него на груди нынешний министр транспорта и связи Николай Рудьковский. «Человек со стороны», социалист-бизнесмен, личный друг лидера СПУ подложил своим партайгеноссе огромную свинью, отказавшись от поста мэра Чернигова в марте прошлого года в обмен на кресло в парламенте. Рудьковский, ничтожно сумняшеся, обманул доверие избравших его черниговчан. А Мороз, вовремя не вправивший мозги своему протеже, наверняка на долгое время утратил лояльный для себя регион.

Летняя спикериада Сан Саныча лишь усугубила и так не очень крепкое положение СПУ в рейтингах общественного доверия. А случившийся практически сразу после этого раскол в партии (хотя сами социалисты скромно называли это избавлением от ненадежных членов) с потерей харизматичного Юрия Луценко и прагматичного Иосифа Винского, которых рассматривали в качестве преемников Мороза, дала повод говорить, что в СПУ наступил кризис.

А еще были печально известные публикации телефонного разговора спикера с послом Британии, в котором Сан Саныч жаловался на то, как нелегко создавать коалицию с БЮТ и НУ, которые не хотят отдавать ему кресло спикера. Далее - конфуз того же Рудьковского, который на свой страх и риск пригласил в Украину туркменских оппозиционеров, не поставив при этом в известность МИД, СНБО, Президента и Кабмин. И, главный прокол, показавший всю бесхарактерность СПУ и лично Мороза - ничем не прикрытое подыгрывание интересам проправительственной фракции, «Регионы Украины», в деле о подписании и опубликовании в официальной прессе закона «О Кабмине». Фракция, которая кичилась своей якобы принципиальной позицией в коалиционном содружестве, на поверку оказалась набором голосующих карточек, которые могут использовать в своих интересах сильные мира сего.

А нужно ли СПУ в парламент?

Конечно, все эти проколы социалистов не были бы столь трагичны, если бы в стране день ото дня не ширились слухи о неотвратимости роспуска парламента и правительства и проведении внеочередных выборов в Верховную Раду. И если в Киеве политики все еще демонстрируют напускную уверенность в том, что никаких перевыборов не будет, то в регионах уже вовсю перетряхивают старые партийные списки, оттачивают стратегию и тактику по захвату власти в отдельно взятом населенном пункте или районе. Все это до боли напоминает последние недели перед Великой Отечественной: тогда власть имущие тоже втолковывали народу, что у нас с Германией – мир и любовь. Народ кивал, а сам закупал соль и спички – про запас. Сейчас очевидно одно – сохраняя беспристрастное выражение лиц, основные политические силы, по всей видимости, отдали команду привести региональные отделения в полную боевую готовность. И вот уже несутся по областям «Народные самообороны» и «Европейские платформы», самозабвенно агитирует «людей на местах» лидер БЮТ Юлия Тимошенко, собираются проведать регионы Виктор Янукович и Виктор Ющенко. К чему это все, если все спокойно? Ответ очевиден: политики намереваются донести до народа свое видение ситуации в Украине и вызвать у электората сочувствие. К той политической силе, которую они представляют.

Что же имеет СПУ на момент, когда дыхание «революционной» для парламента весны ощущается в февральском воздухе?

Однозначно, «золотой акции» в активе Соцпартии уже нет. Ее из рук соратников спикера выбил БЮТ, когда согласился совместно с Партией регионов преодолеть вето президента на закон о Кабмине в обмен на императивный мандат и первое чтение закона об оппозиции. Теперь регионалы знают, к кому обращаться в Верховной Раде, если придется преодолеть очередное президентское вето. Поддержки электората, если, опять же, опираться на данные соцопросов и перечисленные выше ляпы, у СПУ практически не осталось. А значит, шансов на пересечение избирательного барьера тоже много не набирается. Админресурс? Да, возможно, кое-какие дивиденды это оружие массового оболванивания населения социалистам принесет. Финансы? Их у СПУ все еще достаточно для того, чтобы просто купить любовь измотанного пустопорожними обещаниями политиков народа. Но хватит ли этого СПУ, чтобы, в случае повторных выборов вновь оказаться под куполом на Грушевского? Вероятно, с очень большой натяжкой, но все же хватит. Но сколько социалистов попадет в парламент, в котором уже не будет такого превосходства Партии регионов, как это было почти год тому назад? 10? 15? В роли кого они буду выступать в Верховной Раде VI-го созыва? Понятно, что ни о каком решающем влиянии, а тем более, о распределении властных полномочий и должностей в правительстве и парламенте, речи быть не может. Фракция социалистов, если она будет сформирована, вынуждена будет сделать непростой выбор. Первый - присоединиться к оппозиции, которую, по всей видимости, будут представлять «однажды кинутые» БЮТ и НУ. Теоретически это возможно. Но лишь в том случае, если будет принят широкий, не рамочный закон об оппозиции, которой будут делегированы значительные полномочия. Насколько это реально фактически? Почти нереально. Вряд ли «нашеукраинцы» и тимошенковцы вновь захотят пригревать на груди малиновую змею, которая может ужалить в самый неподходящий момент.

Второй выбор - прильнуть к регионалам и коммунистам, которые вновь сольются в парламентском союзе. Но при этом СПУ поменяется ролями с КПУ и уже у коммунистов будет больше прав на выдвижение своих кандидатов на ключевые посты в Кабмине и Раде. Понятное дело, после регионалов. А Соцпартии будет отведена роль технической прокладки. Которую она, похоже, заслуживает.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3314