Народный депутат Украины, лидер парламентской фракции СПУ Василий Цушко известен своей прямотой. О нем часто говорят: «человек, который называет вещи своими именами».

В интервью корреспонденту ForUm’a Цушко рассказал, что у власть имущих «от любви до ненависти – один шаг», высказал свое мнение относительно убийства известной оппозиционной журналистки России и напомнил об эпатажности Тимошенко.

- На последнем заседании Кабмина премьер-министр Украины Виктор Янукович благодарил «оранжевых» министров за их активную работу и высказывал удовлетворение их работой, а раньше премьер ругал этих министров и угрожал отставками. Почему, как Вы считаете, премьер демонстрирует такую резкую перемену в поведении?

- На первом заседании Кабмина он говорил, что члены правительства должны работать как команда, он не грозил. Он сказал: «Ребята, в какой бы вы партии не находились, вы члены Кабинета Министров!» В моем понимании он сказал, что мы должны работать в команде, в коалиционном Кабинете Министров не зависимо от того, какая это партия: «Наша Украина», коммунисты, социалисты, регионалы или беспартийные.

Каждый член правительства имеет право высказывать свое мнение, когда идет обсуждение вопроса. Кабмин – это коллегиальный орган, который принимает решение голосованием, и если принято решение большинством, ты обязан его выполнять. Тогда существует вертикаль исполнительной власти, существует власть, существует дисциплина в стране.

Янукович несколько противоречиво оценил работу министров, потому что в любой работе, где существуют конкретные обязанности, особенно в исполнительной власти, от любви до ненависти один маленький шаг, потому что у каждого министра очень много обязанностей, да и ответственность за всю страну. Например в Крыму все хорошо, и за это его похвалили, а в Киевской области что-то плохо, и за это министра ругают. Это работа такая. Если не искать политической подоплеки, то к этому надо относиться спокойно, как в реальной жизни.

- Недавно Юрий Ключковский наполовину в шутку наполовину всерьез сказал, что если парламент отменяет свои же прежние решения, то он, как депутат, готов инициировать голосование по отмене политреформы…

- Я могу предупредить тех, кто играется с отменой конституционной реформы: есть тело Конституции, которое не позволено никому ревизировать. Усовершенствование Конституции необходимо. В этом я поддерживаю и Ключковского, и любого народного депутата, который говорит, что ее нужно совершенствовать, поскольку все-таки Основной Закон принимался в 1996 году в результате компромисса между политическими силами. В 2004 году в очень критической и напряженной обстановке в стране принималась политреформа, как компромисс.

- Почему недопустима ревизия?

- Отмена конституционной реформы – это отмена результатов президентских выборов: третий тур отменяется и таким образом мы впадаем в хаос. Нельзя жить прошлым, надо жить будущим, а значит надо усовершенствовать Конституцию. С этим я согласен и буду поддерживать любое совершенствование ради того, чтобы это был стремящийся к идеалу законопроект.

Сейчас чувствуется, что в Украине надо провести реформу, чтобы власть отдать сельскому совету и голове, поселковому совету и голове, и городскому совету и голове. Не районным советам и не областным советам.

А то у нас начальники областного уровня и районного считают, что вот сейчас будет реформа и нам отдадут власть. Нет, ребята, не вам! Уходят губернаторы – приходят облисполкомы с полномочиями координации между общинами. Они думают, что власть заберут из центра и отдадут им. Нет, узурпации в этом плане не должно быть, должно быть самостоятельное самоуправление. В этом суть конституционной реформы.

- Юлия Тимошенко подала на рассмотрение парламента законопроект об отмене льгот для народных депутатов. Почему его не поддержали?

- Тимошенко продолжает предвыборную кампанию, поняв, что она не вошла в исполнительную власть. Она играется для того, чтобы те бабушки, которые ее поддерживают, ее не забыли. И она будет играться столько, сколько захочет, пока будет в оппозиции.

Мало того, будучи во власти, она тоже играла в популизм. Это ее конек и она это поняла! Она не занималась популизмом, когда зарабатывала хорошие деньги. А теперь, когда есть деньги, так чего не играться? Вот этим и занимается Юлия Владимировна.

Тем не менее социалисты проголосовали за отмену льгот депутатам. Мы всегда были за урезание необоснованных льгот. Мы проголосовали и за первый, и за второй законопроекты, но не все бютовцы проголосовали…

- Как думаете, проголосует ли парламент за отмену депутатской неприкосновенности?

- Лично я выступаю за ее ограничение.

Заметьте, что у нас с охраной ходит тот, кто много украл и боится, что у него украденное отберут. Я, например, ничего не крал и не хожу с охраной. Неприкосновенность нужна тем, кто много наворовал и без этой неприкосновенности его могут спросить, где взял наворованное. Мы же выступаем за ограничение неприкосновенности только в объеме парламентской деятельности.

Вспомните, когда Кучма арестовывал Юлию Владимировну, как она ратовала за неприкосновенность! А сегодня она говорит, раз демократия в стране, так давайте отменим неприкосновенность. Я не хочу ни той крайности, ни другой. Давайте мы установим один раз и навсегда неприкосновенность за парламентскую деятельность, как это принято во всех демократических странах мира. Вы тоже имеете маленький, но все же иммунитет журналиста, который предусматривает, что за исполнение своей профессиональной обязанности вас не должны таскать по судам. То же самое должно касаться и депутата.

А если снимать неприкосновенность, то и с судей, и с Президента, чтобы все были на одном уровне, а не только кричать. Я к таким политикам отношусь очень скептически, с большой иронией и с недоверием. В том числе и к Тимошенко.

- Вы затронули вопрос неприкосновенности журналистов. В этом контексте хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу убийства московской оппозиционной журналистки Анны Политковской. Эту трагедию уже называют российским вариантом «дела Гонгадзе». Многие думают, что это убийство, как и «дело Гонгадзе», никогда не будет раскрыто до конца…

- Я думаю, что высшая власть в России никак не была заинтересована в том, чтобы погибла эта журналистка, но те, кто хотел насолить этой власти, насолили сполна. Ведь все знали, что она пишет про Чечню, все знали, кого она персонально критикует, и я думаю, что это глубоко спланированная адская схема, по которой просто лишили человека жизни, чтобы играть в большой политической игре. Это одна из версий.

Вокруг тех, кто в высокой власти, бегает столько шакаленков, которые хотят выслужиться перед властью! Они могли это сделать, когда начальник и не ждал и не знал этого. Это вторая версия.

Третья версия: возможно, что это тот же ход, что и с Гонгадзе. Я думаю, что одна из трех версий имеет право на жизнь.

По-моему, сегодня дело чести для власти России - раскрыть это убийство. А вот смогут ли они его раскрыть? К сожалению, заказные убийства любых людей: политиков, журналистов, бизнесменов – на постсоветском пространстве это самые «висячие дела», как их называют правоохранители. Эти дела как раз не раскрывают, а если и раскрывают, то находят исполнителей. Но я еще не слышал, чтобы заказчиков судили. К сожалению, эти заказчики живут, в политику лезут и становятся лидерами.

- Как вы лично расцениваете переход «Нашей Украины» в оппозицию» и недавнее заявление первого заместителя председателя политисполкома «Нашей Украины» Игоря Жданова о том, что они должны раньше БЮТ создать «теневой Кабмин»? Это уже своего рода раскол еще не созданной объединенной оппозиции?

- Во-первых, не будет объединенной оппозиции, потому что одна партия затеняет другую. Могут быть согласованные действия и голосования, какая-то конфедерация тоже возможна, но объединенной оппозиции не будет, поскольку это две самостоятельные политические силы.

Я не против создания «теневого» Кабинета Министров. Его создание означает, что членов этого Кабмина полностью допускают к информации в министерства, к участию в разработке любого нормативного акта исполнительной власти на каждой стадии разработки и дают возможность критиковать власть. Но это такой уровень демократии, который не существует даже в странах Европейского Союза. Кроме того они требуют финансирования из бюджета, но его пока не будет, нам далеко до этого.

- Не так давно члены фракции «НУ» высказывались за принятие Универсала национального единства как закона. Коалиция пойдет на это?

- Универсал национального единства не может быть принят как закон. Могут быть приняты как закон, согласно Конституции, основные направления внутренней и внешней политики. Универсал, его цели и направления могут быть заложены в этот законопроект. Над этим документом сейчас работают фракции СПУ, Регионов Украины, КПУ, в этой работе принимает участие и правительство. Пусть к ним присоединится «Наша Украина» и БЮТ. Если мы разработаем такой законопроект, то он будет принят, а Универсал - это декларация о намерениях, это акт о перемирии после «холодной войны», которая шла между политическими силам, Западом и Востоком, между двумя Викторами. Этот акт предусматривает, «кто возвращает пленных, кто разминирует поля, кто снимает ограждения». После подписания акта о перемирии заключается мирный договор. Так вот мирный договор – это основные направления внешней и внутренней политики.

- По некоторой информации, министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк рекомендовал нашим дипломатам разговаривать как на работе, так и дома только на украинском языке. Тем, кто не выполнит эту директиву, Тарасюк грозит увольнением…

- Я думаю, что это кто-то пошутил. Тарасюк умный человек, а это похоже на первоапрельский анекдот. Это же несерьезно, это же нарушение прав человека! На работе – пожалуйста, а дома я хоть на ушах ходить буду. Вам какое дело? В самые мракобесные времена такого не было! Не верю!

- А как вы можете прокомментировать то, что Тимошенко недавно подарила свое ожерелье Кушнареву?

- Юлия Владимировна – политик эпатажного типа. Я уверен, что ожерелье, которое попало в руки журналистов, это не то, что было на ней одето. Это была заготовка. Те политтехнологи, которые крутятся вокруг нее, не зря едят свой хлеб. Они отработали красиво – нет вопросов, но все было подготовлено.

Я советовал бы больше не трогать ничьи атрибуты одежды и украшения, а то мы дойдем до такого, что разденутся полностью. А журналистам об этом надо писать, ведь вы разбираетесь в том, кто как одевается: кто в дорогом магазине, а кто на киевском рынке.

Тимошенко тем и отличается от «донецких», что они хоть не скрывают, что богаты, а она делает вид, что она бедненькая и обиженная. Ну не фарисействуйте, Юлия Владимировна! Скажите: «Да! Я в свое время столько заработала с Павлом Ивановичем Лазаренко, что я сейчас могу играться в демократию и рассказывать бабушкам, как я их люблю». Нет вопросов! Я хотел бы, чтобы те, кто тогда заработал эти деньги, подарили бы их детским домам и сказали бы: «жить будем дальше только на зарплату!». Но они же этого не делают, а сказки рассказывают.

В прессе пишут, что Тимошенко подарила Лазаренко 162 миллиона долларов (показывает номер одной из украинских газет – ред..). Так пусть она, если это правда, вернет их народу. Давайте вспомним, как выросли цены на сахар, на бензин и на мясо при премьере Тимошенко. Забыли? А сейчас снова: «Я за вас, люди добрые!» и слезу пускает.

Я понимаю, что она в совершенстве овладела риторикой, подачей информации, мимикой, еще и коса и платье а-ля 50-е годы, и выглядит она красиво, но это же все фальшь! Где ее дочка живет? В Лондоне. Где училась девочка? В Лондоне. А есть те, которые не учились в Лондоне, потому что у их пап не было миллионов, заработанных на газе, то есть полученных из карманов обнищавших граждан Украины.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3967