Постарело одно из главных детищ нашей цивилизации — футбол. В этом мы сполна могли убедиться, наблюдая за играми минувшего чемпионата мира в Германии. Столько результативных судейских ошибок, как там, мы не видели ни на одном из предыдущих мундиалей. И самое печальное, что это не было проблемой квалификации судей, как могло показаться на первый взгляд. Ближе к завершению групповых турниров стало ясно, что это были ошибки не ситуативные, а весьма системные. Поначалу складывалось впечатление, что их жертвами становились исключительно сборные стран, не входящих в пресловутый "золотой миллиард". Однако когда рефери в Германии спокойно и хладнокровно "убивали" национальные команды США и Австралии, стало ясно, что черта между судейскими любимчиками и изгоями проходит в несколько другом измерении.

Оказалось, что по одну ее сторону очутились молодые футбольные державы, а по другую — представители мировой футбольной элиты, имеющие куда более весомое представительство в комитетах ФИФА, нежели новички. Однако на этом двойные стандарты судейства в Германии не были исчерпаны. В играх с хозяевами мирового первенства изгоями футбольного правосудия уже ощущали себя игроки сборной любой страны.

Не берусь сказать, дошло ли бы дело в четвертьфинальной игре немцев с аргентинцами до пенальти, если бы судейство в той игре было объективным. И вовсе не случайно тренер итальянцев Марчелло Липпи уже даже готовил своих подопечных к необъективному судейству в игре с бундестимом. О каких принципах "фэйр плэй" в частности и идеалах спорта в целом в данном случае может идти речь?

Что касается самой игры, то минувший мундиаль был, пожалуй, первым в истории мировых чемпионатов, на котором мы не увидели не только принципиально новых тактических схем, не только, по большому счету, команд — сенсаций первенства, но даже и новых звезд. Ведущие футболисты всех без исключения сборных давно уже играют в европейских клубах. Разве что некоторые из них благодаря мундиалю получили приглашения из более известных команд. А вместо тренеров-революционеров в вопросах тактики футбола (Феола, Шен, Рамсей, Михелс, Лобановский, Жаке) в Германии мы увидели лишь тренеров-харизматиков (Суарес, Доменек, Хиддинк, Блохин, Сколлари). Последние нисколько не продвинули вперед тренерское искусство, и у них нечему учиться, ведь харизму перенять невозможно.

При таких обстоятельствах наиболее успешно выступили на мундиале сборные со своей устоявшейся, традиционной игрой, не раз приносившей им высокие результаты в прошлом. Так, как играли в Германии итальянцы, немцы и португальцы, их сборные играли и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. Только французы изменили свою традиционную игру, когда на смену футбольным романтикам стиля Платини, Тигана и Жиресса пришли прагматичные атлеты стиля Виейра, Макелеле и Тюрама. В Германии мы увидели умело отреставрированную Доменеком сборную Франции образца 1998—2000 годов. Копия отличалась от оригинала лишь мощной игрой по краям великолепно подготовленных физически универсалов Рибери и Малуда. И французы не стали чемпионами только благодаря регламенту соревнований.

Их лица после серии одиннадцатиметровых в матче с итальянцами не выражали отчаяния, плакал один Тюрам. Скорее, они не могли понять, как так могло случиться, что их соперник, которого они не выпускали за центр поля большую часть матча, стал сильнейшей командой на планете.

И во всем мире давно уже говорят, что послематчевая "футбольная лотерея" — не тот способ, при помощи которого на четыре года должна определяться сильнейшая сборная на Земле. Но ФИФА не хочет лишних хлопот, и все остается по-прежнему.

То же можно сказать и об организаторах мундиаля. Календарь соревнований, на мой взгляд, был составлен таким образом, чтобы Франц Беккенбауэр мог посмотреть все матчи первенства, а не так, чтобы команды-соперницы имели одинаковое время для восстановления сил перед играми между собой...

И все же чемпионы мира — итальянцы — заслуживают самых добрых слов. Им удалось покорить мировую вершину, как говорится, на зубах, вопреки футбольному гранд-скандалу на их родине, в результате которого будущее большинства из них оказалось под большим вопросом.

Сборная же Германии обязана своим третьим местом скорее родным стенам, чем своей истинной силе. Кроме стабильных судейских симпатий, немцы получили приз лучшему молодому игроку мундиаля. Им стал, как известно, Лукаш Подольски. Для того чтобы оценить объективность данного решения, достаточно сравнить трансфертную стоимость Подольски и его главного конкурента в борьбе за этот приз португальца Криштиану Роналду…

Третье место для сборной Германии — это, увы, сегодня суперрезультат, которого она смогла достичь благодаря не только уровню своей игры, но и гостеприимности своих соотечественников — организаторов первенства... У немцев, при их впечатляющей командной игре, явно ощущался дефицит футбольных звезд. Только один Михаэль Баллак соответствовал этому определению. А ведь еще какой-то десяток лет назад в бундестиме были не отдельные звезды, а целые созвездия исполнителей высочайшего класса, что и позволяло немцам становиться чемпионами и вице-чемпионами мира вдали от родных стен. Но все течет, все меняется…

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1788