Снова садясь за клавиатуру компьютера, чтобы в -надцатый раз написать о формировании коалиции демократических сил, я ловлю себя на мысли, что что-то подобное уже происходило в весьма недавней истории, летоисчислением которой стала «оранжевая революция». Причем, и имена участников коалиционного дерибана (а иначе эту псевдодемократическую процедуру дележа портфелей уже и не назовешь), и их действия вызывают, похоже, не только у меня, но и у большинства украинцев ощущения, что где-то мы все это уже видели.

А ведь действительно, все это мы уже наблюдали! И достаточно недавно – всего лишь год с небольшим назад. Если быть еще точнее – в январе 2005 года, когда Виктор Ющенко получил-таки президентский жезл, а вместе с ним – исключительное право на формирование главного исполнительного органа власти в стране – Кабинета Министров. Именно тогда дорвавшаяся до власти оппозиция столкнулась с первой, по-настоящему сложной задачей: как поделить между собой власть так, чтобы и себе вдоволь полномочий отхватить, и у союзников по Майдану не было поводов кричать на всю Украину об ущемлении прав на место у кормила. На поверку оказалось, что завалить прежний правящий режим – это только «цветочки». А что делать со страной, большинство населения которой вполне справедливо ожидало от победившей политической силы перемен к лучшему, экс-оппозиционеры, по-видимому, не знали.

На манеже все те же

Тогда, в смутном январе 2005 года, грызня за властные кабинеты была почти такой же жестокой (если не жестче), чем сейчас. Многие из нас этого не замечали, так как все еще пребывали в эйфории от отгремевшей концертами и фейерверками всего пару месяцев назад революции. Большинству украинцев тогда казалось, что медлительность, с которой победившие взялись за распределение поводьев власти, вполне оправдана: старый режим оставил после себя массу негатива, и вот теперь революционеры решают, кто и на какой участок работы пойдет, чтобы расчищать накопившиеся за годы правления Кучмы завалы. А на самом деле происходило то же, что и сейчас: Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Александр Мороз отчаянно боролись между собой за пост премьера. Что интересно - методы претенденты на должность главы Кабинета Министров использовали аналогичные нынешним. И Тимошенко, и Мороз, и даже Ющенко действовали двумя путями: официальным и теневым. Публично герои «революции» раскланивались друг перед другом, заверяли в вечной дружбе и отвешивали комплименты: мол, только вы Юлия Владимировна (Александр Александрович, Петр Алексеевич) – лучшая кандидатура на пост премьера. А неофициально, через подручные парторганизации в регионах и через отстраненных от власти политиков те же «друзья» грызли друг другу глотки, приводя кучу доводов, почему Тимошенко или Мороз недостойны кресла главы правительства. Не отставал и Президент, который формально прочил пост премьера Юлии Тимошенко, но через своих людей вбрасывал информацию о том, что главой Кабмина вполне могут стать «нашеукраинцы» Анатолий Кинах или Петр Порошенко. Улавливаете связь с нынешними событиями?

Естественно, что эти тычки локтями нервировали остальных участников дележа, которые вполне обоснованно полагали, что за несколько часов стояния на сцене Майдана им должны отвалить какое-нибудь тепленькое местечко на Грушевского или на Банковой. Страна до последнего момента не знала, кто же встанет во главе Кабмина, а назначение Тимошенко, которое Виктор Ющенко подписал, пребывая на трапе улетающего в Москву самолета, красноречиво свидетельствовало: что-то в структуре новой власти не так.

Негласное (а иногда и чересчур гласное) противостояние союзников по революции в процессе дележа власти уже тогда сигнализировало о будущих «негараздах», которые в полной мере проявились лишь после парламентских выборов 2006 года. Что любопытно: методы борьбы за ключевые посты в исполнительной и законодательной власти у фактически выигравших выборы представителей оранжевых сил мало чем отличаются от тех, которые они применяли год назад.

Топчась по демократии

Стандартная фраза «а как хорошо все начиналось» вряд ли подойдет для описания начала процесса сколачивания парламентской коалиции. Все потому, что с первых же дней Виктор Ющенко дал понять: Юлию Тимошенко на посту премьера не желает видеть не только он, но и его пресловутое окружение. Даже несмотря на то, что БЮТ обошел в парламентской гонке пропрезидентскую «Нашу Украину», и, по всем канонам демократического жанра, именно Юлия Тимошенко имела право (при условии создания коалиции) первой выбирать пост. Но «нашеукраинцы» уперлись: пусть премьером будет кто угодно, но не Тимошенко. Кандидатура Юлии Владимировны и стала тем камнем преткновения, из-за которого, по сути, никак не разрешится вопрос – так будет ли сформирована «помаранчевая коалиция»?

Конечно, участники переговоров до поры до времени скрывали истинную причину, по которой пробуксовывал будущий парламентский союз. Но уж слишком быстро лопнуло терпение у тех, кому хотелось получить заслуженное. Сначала представители БЮТ, а затем и социалисты начали намекать, что коалицию не хотят конструировать именно «нашеукраинцы», у которых волею судьбы оказалась в руках «золотая акция». Когда намеков оказалось недостаточно, члены упомянутых партий заявили во всеуслышание: процесс тормозит «Наша Украина». Вернее, те ее представители, у которых с Тимошенко остались старые счеты времен ее первого премьерствования. Коалицианты от БЮТ и СПУ пошли еще дальше – обратились к Президенту Ющенко, чтобы он взял на себя роль арбитра в коалиционном процессе. Ющенко с радостью согласился – и в этом была его первая, и, возможно, главная ошибка. Получилось так, что, поддавшись на уговоры Тимошенко и Мороза, гарант ввязался в противоречивый процесс и противопоставил себя людям, благодаря которым он оказался у власти – тем самым, которых в народе зовут «любыми друзями». Загнанный в угол Ющенко попробовал было умыть руки, но было поздно. Его заявления о том, что коалиция – не детский сад, а коалицианты – взрослые люди и сами должны разобраться в своих амбициях, было достаточно слабым оправданием. Тем временем Тимошенко, взяв в ситуативные союзники Мороза, изобрела еще один трюк: из штаба БЮТ начали распространяться слухи, что «Наша Украина» тайно договаривается о создании коалиции с Партией регионов. «Нашеукраинцы» попробовали было опровергнуть эти сведения, что получилось крайне неубедительно: с одной стороны, Роман Безсмертный заявлял, что никаких переговоров с ПР не было и нет, а с другой, Юрий Ехануров не исключал возможность такого союза.

С тех пор прошло полтора месяца, а коалицианты, похоже, не продвинулись ни на шаг. Единственным «достижением» стал скроенный с горем пополам 100-страничный Меморандум о создании коалиции демократических сил, но вряд ли прописанные в нем истины стоят дороже бумаги, на которой они напечатаны. Ведь главный вопрос – о распределении должностей – так и не решен. Более того, он остался главным инструментом для спекуляции абсолютно всех участников создания коалиции. Чего хотя бы стоит интрига с назначением на пост спикера Александра Мороза: по соглашению сторон, должности в правительстве и Верховной Раде должны делиться по очереди начинает БЮТ, продолжает «Наша Украина», заканчивает СПУ. Но в том то и закавыка, что социалисты, учуяв, что их могут оставить без ключевых постов, мертвой хваткой вцепились в должность спикера, которая, по их мнению, должна отойти Морозу. Аргументация представителей СПУ проста: БЮТ получает премьера, у «НУ» есть пост президента, а СПУ нужен спикер. И социалистов уже не колышет, что своим требованием они нарушают оговоренный порядок кадрового распределения. А упираются они потому, что Ющенко имел глупость (как это было в 2005) оговориться, предположив, что было бы справедливым, если бы спикером стал социалист. И ведь надо же было такому случиться, что параллельно начали звучать предположения о том, что спикерский пост уготован либо Юрию Еханурову либо Петру Порошенко! Социалисты взвыли, и потребовали от Ющенко объяснений. Гарант пробормотал что-то невнятное о принципах демократии и снова призвал разбираться с коалицией без него. Чем спровоцировал очередные недоразумения в лагере коалициантов.

Кто-кто на коалиционном суку сидит?

Парадоксально, но нынешним коалиционным коллапсом страна обязана опять же Президенту. Выход «Нашей Украины» из переговорного процесса – реакция на президентское высказывание относительно возможного назначения председателем ВРУ Александра Мороза. «Нашеукраинцы» негодуют – какой Мороз, когда наш выбор – Ехануров или Порошенко! Поняв, что терять больше нечего, Сан Саныч вылил на «союзников» ушат помоев, обвинив пропрезидентскую структуру во всех смертных грехах. Снова в речи лидера СПУ прозвучали намеки на создание коалиции НУ-ПР, но Мороз не заикнулся о главном: что, используя его, «Наша Украина» вновь отодвинула вопрос о назначении Юлии Тимошенко премьером на неопределенный срок. А последующий цирк с собранием участников коалиции на пять минут и демонстративный разбег в разные стороны говорит об одном: с «помаранчевой коалицией» как-то не складывается. Подтверждением тому могут служить слова Романа Безсмертного, который сказал, что «Наша Украина» не исключает возможности ведения переговоров о создании коалиции со всеми победителями парламентских выборов. Подвох в словах экс-вице-премьера заметили? Ведь победителей выборов не двое или трое, победитель – один. Партия регионов. То есть, Безсмертный по сути подтвердил возможность создания помаранчево-бело-голубой коалиции. И все это в конечном итоге, похоже, делается ради того, чтобы только не допустить Тимошенко к власти. Даже ценой роспуска Верховной Рады.

Честно говоря, от всех этих коалиционных перипетий уже тошнит. Увлекшись схваткой за портфели, политиканы упустили из виду то обстоятельство, что Украина уже балансирует на краю пропасти. О чем там опять кричат политики? О создании широкой коалиции? Боже, дай силы, чтобы все это пережить!

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3470