Хроническая неспособность так называемых «демократических сил» создать многократно проанонсированную коалицию выдвигает естественный вопрос об их профессионализме. Более того, есть все основания утверждать, что нынешний политический режим Украины таким профессионализмом и не отличается.

Одним из направлений иллюстрации непрофессионализма является отношение к вопросам энергетической стратегии государства. Учитывая ситуацию в нефтегазовой сфере, в угольной отрасли, стратегическое видение и умение спланировать свои шаги являются не просто важными — жизненно необходимыми. Однако нынешние власти предпочитают «выруливать» из проблем исключительно в ручном режиме, что фактически равносильно тому, что страна невольно становится инструментом чужих энергетических стратегий.

В конце зимы 2006 года правительство рассмотрело «доработанные» стратегические направления государственной политики в энергетике. Уже тогда стали очевидными хронические недостатки власти: отсутствие прозрачного процесса разработки и утверждения Энергетической стратегии, формальная, а не реальная формулировка цели и задач энергетической политики, противоречия внутри провластной команды. Как следствие, общество, политикум и бизнес не понимают, куда двигается украинская энергетика, каковы критерии ее успешного развития и как власти планируют избежать подчинения национальной экономики внешним игрокам.

Чтобы обеспечить адекватный ответ на энергетические вызовы и добиться выполнимость стратегических задач, западные правительства практикуют создание экспертных групп, в которые приглашаются представители различных отраслей, партий, общественных организаций, одним словом – цвет национальной элиты. В украинском случае Стратегия разрабатывается узкой группой чиновников с ярко выраженной клановой ориентацией. В начале ноября 2005 года Кабмин впервые негативно оценил Стратегию и отправил ее на доработку. Затем процедура повторилась еще раз в конце года. Из этого следует простой вывод: документ возвращают непосредственным исполнителям, не заинтересованным корректировать выполненную ими же работу. Опыт индустриально развитых стран показывает, что идейная основа для разработки стратегии должна формироваться в ходе дискуссии и диалога. Именно поэтому можно прогнозировать, что кулуарно подготовленному проекту Стратегии суждена короткая жизнь предвыборного действа. Если судить по заявлениям представителей Кабмина, ответственных за разработку энергетической стратегии, то все они стремятся к тому, чтобы этот документ удовлетворял запросам всех политических партий, «независимо от политического цвета, состава парламента или названия правительства". На практике это оборачивается тем, что в документе, во-первых, отсутствуют четкие меры по преодолению кризиса, и, во-вторых, эти меры представляются бессистемно и противоречиво. Фактически Украина, хотя и подвергается жесткому энергетическому прессу извне, остается единственной из европейских стран, которая на сегодняшний день не имеет утвержденной энергетической стратегии.

А пока власть «играет» в разработку энергетической Стратегии без решения остаются насущные проблемы энергетической безопасности Украины. Реально Украина имеет недопустимый высокий уровень энергетической и политической зависимости. Так, 80% нефти и 75% природного газа поставляются в Украину фактически из одного региона. По мировым стандартам, этот показатель не должен превышать 30%. Кроме того, Украина имеет один из самых больших показателей энергоемкости ВВП.

Впрочем, без внятной и приемлемой для общества энергетической стратегии страна не только не способна решить проблемы, но и не может распорядиться имеющимися национальными богатствами. В настоящее время Украина имеет запасы угля в размере 117 миллиардов тонн, однако добыча его убыточна. Кроме того, в Украине есть уникальные месторождения урана, однако ядерное топливо закупается заграницей. Также в нашей стране есть очень большие возможности увеличить добычу собственной нефти и природного газа, но ничего кроме злоупотреблений в этой сфере не увеличивается. Наша газотранспортная система загружена по условиям 2006 года на 70%, а нефтетранспортная - только на 50%, добиться 100%-й загрузки – власти не в состоянии. Возможности в поставках электроэнергии также не реализуются: на данный момент украинские электрические сети загружены только на 16%. Соответственно не имеет видения завтрашнего дня атомная отрасль. На сегодняшний день 52% электроэнергии в Украине вырабатывается на атомных станциях. В то же время, до 2010 года нам необходимо решить задачу остановки или продления сроков эксплуатации атомных блоков в связи с их физическим и моральным износом.

Из всего сказанного следует непреложный вывод, Украине нужно или менять власть, или смирится с недружественным поглощением других, более расторопных энергетических игроков.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2634