9 января в Украине случилось крайне долгожданное и долгообещанное действо – дело об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе начал рассматривать суд.

Процесс, впрочем, вышел недолгим: коллегия Судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Киева после окончания второго перерыва, вызванного проблемами, возникшими в связи с малой площадью судебного зала, приняла решение перенести рассмотрение дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе на 11.00 23 января.

Председательствующая в судебном процессе судья Ирина Григорьева приняла такое решение в связи с тем, что во время перерыва подсудимому Николаю Протасову стало плохо, и ему была вызвана скорая помощь, которая поставила подсудимому диагноз: гипертонический криз. С учетом позиции сторон-участниц судебного процесса о невозможности продолжать рассмотрение дела в отсутствие в судебном зале Протасова, коллегия судей приняла решение перенести рассмотрение дела.

В то же время адвокаты Мирославы и Леси Гонгадзе не могут дать ответ, оправданно ли суд перенес рассмотрение дела об убийстве журналиста на две недели из-за болезни подозреваемого Николая Протасова.

«Я очень удивлена, что на такой срок перенесено слушание дела. Сделали бы перерыв на три дня. А с первого раза на две недели – я удивлена…», - сказала адвокат Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко.

В свою очередь адвокат Леси Гонгадзе Андрей Федур, комментируя перенесение рассмотрения дела, сказал: «Оправдано или нет, вряд ли мы дадим ответ, потому что не имеем данных, в каком лечении этот человек нуждается».

В то же время он выразил свое удовлетворение тем, что на сегодня «конвой вызывает скорую обвиняемому. По-видимому, что-то в этой стране изменилось. Но относительно срока, по-видимому, в процессе пошло что-то не так… Скорее всего, в зал попали журналисты…».

С журналистами вообще вышло нехорошо. После первого объявленного в процессе 45-минутного перерыва журналисты прорвались через кордон конвоя, охраняющего в судебном зале подсудимых, в зал, чтобы присутствовать на  слушании дела.

На требование конвоя покинуть помещение журналисты ответили отказом, мотивируя это тем, что судебное заседание является открытым, а потому каждый представитель СМИ, который явился сегодня в Апелляционный суд, в соответствии с действующим законодательством, имеет право присутствовать на судебном заседании.


Судья Григорьева свое постановление об объявлении перерыва в процессе мотивировала тем, что в зале «сложилась напряженная обстановка, и в таких условиях работать невозможно».

Она также объяснила, что «суд работает в тех условиях, какие ему созданы». Судья имела в виду размер зала, который слишком мал даже для сторон - участниц судебного процесса.

Судья также объяснила, что в других залах либо нет совещательной комнаты для судей, либо нет условий для содержания подсудимых. В то же время она пообещала, когда суд «дойдет до стадии досудебного следствия, тогда будем решать вопрос с залом».

Напомним, 8 августа 2005 года пресс-служба Генпрокуратуры сообщила, что Генеральная прокуратура Украины завершила расследование по уголовному делу относительно обвинения Валерия Костенко, Николая Протасова, Александра Поповича по п.“i” ст.93 и ч.3 ст.166 Уголовного кодекса Украины в редакции 1960 года, которая выделена из уголовного дела №60-1241 по факту преднамеренного убийства журналиста Г.Гонгадзе.

23 ноября Генпрокуратура направила в Верховный Суд Украины для определения подсудности это уголовное дело по обвинению трех лиц, которое выделено из уголовного дела об убийстве журналиста Г.Гонгадзе. 28 ноября ВСУ передал дело председателю Апелляционного суда Киева.

19 декабря 2005 года во время предварительного досудебного рассмотрения дела председательствующая в судебном процессе судья Апелляционного суда Киева Ирина Григорьева отклонила два ходатайства адвоката матери убитого журналиста Леси Гонгадзе Андрея Федура, которые касались направления дела на доследование из-за того, что, по убеждению адвоката, не установлены заказчики и организаторы убийства журналиста. Второе ходатайство касалось изменения меры пресечения из подписки о невыезде на содержание под стражей третьему обвиняемому Поповичу. Кроме того, суд не удовлетворил жалобу Федура на признание неправомерными действий заместителя генпрокурора Виталия Щоткина, по распоряжению которого отмеченное дело было передано в Верховный Суд для определения подсудности.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4737