– Юрий Алексеевич, действительно ли в школах существует проблема насилия над детьми?
– К сожалению, одна из самых острых проблем в школах, детских садах, интернатах – это насилие по отношению к детям либо со стороны самих детей, либо со стороны учителей, руководителей, а также технического персонала. С каждым днем количество таких жалоб увеличивается.
Любое насилие над ребенком – физическое или психологическое – запрещено законом. Государство гарантирует детям защиту от физического, психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, небрежного, грубого обращения, любых форм эксплуатации со стороны родителей, опекунов, учителей, других лиц. За жизнь и здоровье ребенка в школе (детском саду) ответственность несет руководитель учреждения.
Вместе с тем приходится констатировать, что система работы учебных заведений, а особенно интернатных, построена по принципу сокрытия фактов и круговой поруки. Поэтому нередко конфликтные ситуации решить очень сложно. В моей практике есть неединичные случаи, когда взрослые пытались сделать виноватым ребенка, переложить свою вину на него. На подобные жалобы мы, безусловно, реагируем, но подчеркну – крайне трудно, вновь не травмируя ребенка, установить истину, если конфликт в учебном заведении пытаются скрыть или отрицать. К примеру, в Черкасской области после конфликта с директором школы 12-летний ученик покончил с собой. Расследование подтвердило конфликт учителей с ребенком в учреждении и вину директора. Взрослые будут наказаны, но ребенка уже не вернешь.
Общество должно стать категорически нетерпимым к жестокому обращению с детьми. Последствия любого из видов насилия для ребенка разрушительны: у него формируется чувство неполноценности, развивается депрессия, возникают попытки покончить жизнь самоубийством. Как говорил выдающийся педагог Януш Корчак: «Чувство бессилия воспитывает уважение к силе. Мы на собственном примере учим презирать то, что слабое. Плохая школа, удручающие прогнозы».
– Существует ли какая-то статистика?
– Согласно данным исследования, проведенного в 2012 году, каждый десятый ребенок жалуется на жестокость со стороны родителей, каждый двенадцатый – страдает от оскорблений одноклассников, двадцатый – учителей. Отмечу, дети определяют, что наиболее конфликтное окружение – школьное, а потом – семейное.
– Как изменить ситуацию?
– Более трети опрошенных детей не получают информацию от родителей о своих правах быть защищенными от насилия. А ведь ребенок, который не знает своих прав, более уязвим во внешнем мире. Поэтому, во-первых, родители и учителя должны ознакомить детей с их правами, и главное – научить ими пользоваться. Кроме того, нужно, чтобы школа и семья перестали перекладывать друг на друга ответственность, и вспомнили, что учебные заведения созданы для детей, а не наоборот.
На наш взгляд, давно требует разработки и внедрения цикл учебных материалов для педагогических, медицинских, социальных работников по ненасильственным методам воспитания или влияния на детей. И кто поспорит, что проблемные вопросы должны решаться в школе с наименьшими негативными последствиями для ребенка, а в конфликтах между детьми именно учитель должен быть медиатором, который должен примирить конфликтующие стороны? Мы уже обратились в Минобразования с предложением о внедрении программы школьных служб разрешения конфликтов (медиации) во всех школах Украины. Эта программа успела себя успешно зарекомендовать в некоторых регионах Украины, и школьная медиация в отдельных школах является обязательной формой работы с детьми.
– Что это такое – медиация?
– В некоторых школах нашей страны действуют школьные службы решения конфликтов, то есть школьная медиация. Цель таких программ – развитие у школьников навыков урегулирования конфликтов ненасильственным путем. Это когда школьники-медиаторы проводят встречи с ровесниками, находящимися в состоянии конфликта, и помогают им уладить спор с учетом интересов всех сторон. Медиация предусматривает поддержку со стороны педагогического коллектива. Обычно координатором этой программы становится кто-то из заинтересованных педагогов, или же эту функцию может выполнять школьный психолог, социальный педагог или завуч по воспитательной работе.
Как показывает практика, школьная медиация позволяет формировать у школьников навыки сотрудничества, строить эффективную систему решения конфликтных ситуаций в школе, создавать безопасную здоровую среду в школьных коллективах. На мой взгляд, эта программа эффективна для решения проблемы насилия в школах. Как пример, по данным управления образования г. Белая Церковь Киевской области, благодаря действующим в школах города службам разрешения конфликтов в течение двух лет произошло снижение количества драк среди учащихся на 80% и уменьшение количества случаев временного отстранения школьников от учебы на 75%. Это реальный результат.
– Но ведь люди этих профессий уже есть в штате учебных заведений.
– Оно так, и не так. И психолог, и социальный педагог в школе не должны быть просто формальными работниками согласно штатному расписанию, как это часто бывает сегодня. Нам известны факты, когда эти специалисты в школе якобы были, но на самом деле работали секретарями директоров или вообще просто числились. Но именно от качества работы и уровня профессионализма этих работников зависит решение многих проблем нематериального характера, и в частности вопросов психического здоровья детей в школе.
– Вы говорите, что дети попадают в конфликтное окружение не только вне дома, но и в семье. Насколько угрожающа ситуация? С чем это связано?
– Так и есть. В семье часто нарушаются права ребенка. По данным представительства ЮНИСЕФ в Украине, 40% родителей считают возможным, и даже необходимым, применение физического наказания к своим детям как основного метода воспитания. В то же время, допуская унижение и физическое наказание своих детей, родители очень активно реагируют на случаи насильственных действий со стороны третьих лиц (учителя, одноклассника) в отношении своего ребенка. А часто сами выступают нарушителями прав ребенка, не осознавая этого.
В большой мере причина проблем в семье – отсутствие либо дефицит общения мамы и папы с ребенком? Дети пытаются заполнить эту пустоту телевиденьем, Интернетом, компьютерными играми, черпая не всегда полезную информацию. Без родительской любви, внимания ребенок растет капризным, плаксивым, неуравновешенным, уязвимым, психически нездоровым. Недавнее исследование подтверждает, что общение детей с родителями на беспокоящие их темы, о жизненных проблемах, интересах происходит довольно редко: 72% детей общаются с родителями не более часа в будний день, и 55% – не более часа в выходной день. Взрослые должны серьезно задуматься над этим. Пересмотреть правила своего общения с ребенком, подумать об организации его досуга.
– Но досуг не так просто обеспечить. В больших городах это еще решаемо, хотя чаще всего интересные кружки платные. А в маленьких населенных пунктах детям вообще некуда пойти вне школы.
– Да, проблема действительно существует, и на протяжении последних лет нет существенной позитивной динамики относительно увеличения количества детей, занятых в кружках, секциях, музыкальных, спортивных школах и пр.. По результатам исследования, 70% детей хотят заниматься внешкольным образованием. Однако на сегодняшний день только 40% детей реализуют право на развитие своих способностей в кружках, секциях, разного вида и направления клубах, центрах.
Запрос детей на кружки, секции, школы для творческого, спортивного развития в значительной степени превышает имеющееся предложение. Например, запрос на секцию фотографирования в семь раз превышает реальную практику посещения, кулинарии – более чем в два раза. Спортивную секцию, вокальные кружки, занятия по игре на музыкальных инструментах хотели бы посещать почти в два раза больше детей, чем сейчас посещают. Кроме того, для одних детей посещение внешкольных учреждений недоступно из-за стоимости услуг, для других – просто невозможно, поскольку в городах или селах, где они живут, их просто не существует.
С целью развития системы внешкольного образования, учреждений культуры и творчества, на которые возложены функции по поиску и поддержке талантливой, одаренной молодежи Президент Украины объявил следующий 2013 год Годом детского творчества. И я убежден, что государство должно не только обеспечить возможность заниматься во внешкольных учреждениях всем детям, которые этого желают, но и мотивировать других детей к такой деятельности, создать все условия для реализации творческого потенциала ребенка. Уверен, что 2013 год будет знаковым в этом вопросе.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом