28 октября 2011 г. в FATF принято решение о выведении Украины из «серого списка». Дальнейший мониторинг ситуации будет продолжен Комитетом Совета Европы «Монивел». Об этом в комментарии ForUm’у заявил заместитель председателя правления НБУ Игорь Соркин.

Это связано с тем, что Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансирования терроризма» (вступил в силу в августе 2010 г.) устранил ранее выявленные FATF несоответствия в украинском законодательстве, добавил представитель НБУ.

Он напомнил, что в 2009 г. Комитет Совета Европы «Монивел» утвердил перечень несоответствий законодательства Украины международным стандартам, в том числе, в отношении идентификации клиентов, отсутствия требования по особому вниманию к финансовым операциям так называемых «публичных деятелей» (физлиц, которые выполняли определенные публичные функции в иностранных государствах – Ред.) и пр.

«В связи с отсутствием в Украине прогресса по устранению данных недостатков, в начале 2010 года FATF было принято решение о включении Украины в так называемый «серый список» стран, мониторинг за которыми осуществлялся непосредственно FATF», - пояснил Соркин.

Замглавы НБУ также уточнил, что с целью выполнения норм указанного Закона Нацбанк своим постановлением № 22 от 31.01. 2011 г. внес изменения в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга. В частности, в действующую с 2003 г. форму анкеты клиента банка – физического лица в соответствии с нормами Закона были добавлены две новые позиции: о принадлежности его к «публичным деятелям», а также о наличии «контролера» данного лица. Других существенных изменений в анкету не вносилось. Как и раньше, обязанность по заполнению анкеты возложена на банки, а не на клиентов, подчеркнул Соркин.

Оба документа – указанный Закон и постановление НБУ № 22, а также информация по их практическому применению предоставлялись в 2011 г. для анализа экспертам FATF, и были восприняты положительно, резюмировал Соркин.

Как сообщалось ранее, Национальный банк объяснил введение требования о предъявлении физическими лицами паспортов при валютообменных операциях выполнением рекомендаций Международной организации по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF).

В НБУ также подчеркнули, что информация, получаемая банками при идентификации клиентов-физлиц, осуществляющих валютообменные операции, является банковской тайной, имеет ограниченный доступ и может быть раскрыта третьим лицам лишь по решению суда или в иных предусмотренных законодательством случаях.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2036