Благодаря публикации «Зеркала недели» достоянием общественности стал еще один эпизод весьма сомнительной деятельности министра охраны окружающей среды Г.Филипчука, изрядно надоевшего своей риторикой о мнимой борьбе с коррупцией в сфере недропользования. Поражает цинизм, с которым он одним росчерком пера забирает у подведомственной ему организации ГП«Полтаванефтегазгеология» лицензию на одно из наиболее перспективных нефтегазовых месторождений – Сахалинское, в открытие и освоение которого вложены десятки миллионов бюджетных денег, и совершенно безосновательно передает ее малоизвестной приватной структуре.
Естественно, что в таких условиях, как подчеркивает директор ГП«Полтаванефтегазгеология» Г.Сикалов, трудно ожидать динамичного развития потенциала нефтегазодобычи в Украине.
Это журналистское расследование направлено на анализ подходов Минприроды к лицензированию разведки и добычи углеводородов на украинском морском шельфе, т.к. согласно заключениям отечественных и зарубежных специалистов именно на море сосредоточены основные нефтегазовые ресурсы - как минимум 1,6 млрд. тон условного топлива.
Одна треть морских запасов нефти и газа приходится на мелководье, где уже не одно десятилетие работает государственная компания ГАО«Черноморнефтегаз». В условиях искусственно заниженных тарифов на газ для населения и коммунальной сферы, которым поставляется практически весь добытый компанией газ, основным источником финансирования деятельности ГАО«Черноморнефтегаз» являются бюджетные средства, выделяемые в рамках государственных программ, и в меньшей мере – привлекаемые под залог ее имущества кредитные ресурсы.
Очевидно, что госчиновники, по определению, обязаны особенно бережно относиться к рациональному расходованию бюджетных средств. Однако, это, наверное, не касается руководителей Минприроды. По самому предмету своей деятельности они подобны двуликому Янусу: с одной стороны - ответственны за чистоту среды нашего обитания, с другой – должны способствовать нанесению наиболее ощутимого ущерба природе – появлению в результате недропользования карьеров и отвалов на месте лесов и лугов. У нынешнего министра вообще правая рука не ведает, что делает левая.
Несколько лет назад ГАО«Черноморнефтегаз» получило от Минприроды лицензию на разведку участка недр в западной акватории Черного моря, в результате чего было открыто едва ли не самое перспективное газовое месторождение – Одесское. Пробуренные скважины уже дали хорошие дебеты газа. В правительственных отчетах появились оптимистичные данные о достижении в сжатые сроки ежегодной добычи 1 млрд. куб газа. Вероятно поэтому, министр Г.Филипчук голосовал в декабре за одобрение проекта бюджета на 2009 г., в котором, несмотря на общее резкое сокращение инвестиционной составляющей, было выделено 500 млн. грн. на освоение в первую очередь Одесского месторождения. Однако это не помешало министру буквально через два месяца инициировать проект решения о создании ботанического заповедника общегосударственного значения «Филофорного поля Зернова», частично захватывающего территорию Одесского месторождения, а также полностью покрывающего Архангельское месторождение, лицензию на промышленную разработку которого Минприроды выдало накануне ГАО«Черноморнефтегаз». В результате такого решения будут не только пущены на ветер сотни миллионов бюджетных средств, вложенных в открытие и освоение указанных месторождений, а потребуются и огромные суммы на консервацию уже пробуренных скважин, а затем и обустройство заповедника. Или для госчиновника главное – генерация любых потоков бюджетных средств, распорядителем которых в итоге будет его министерство или подведомственные организации?
Еще более интересна ситуация с регулированием Минприроды доступа к глубоководному шельфу. Напомню, что согласно многочисленным правительственным программам освоения шельфа, лицензии в мелководной части почти монопольно закрепляются за НАК «Нефтегаз Украины» или его дочерними компаниями. Для разведки и разработки глубоководного шельфа должны привлекаться ведущие западные компании.
Как известно, по итогам открытого конкурса, который готовился и проводился в 2004-2007 гг. четырьмя составами украинского правительства под руководством В. Януковича – дважды, Ю. Тимошенко и Ю. Еханурова, была оформлена единственная в истории Украины лицензия на освоение глубоководного участка шельфа. Эта лицензия была выдана Минприроды компании «Венко» 20 декабря 2007 г. Напомню, что на этот момент министерство возглавил Г. Филипчук.
Далее, проанализировав вместе с Минтопэнерго, Минэкономики, Минфином и другими ведомствами представленную инвестором программу работ на 2007 г., Минприроды письмом от 29.12.2007 г. №14074/29/10-07 предлагает Кабинету Министров Украины утвердить годовую программу работ на 2007 г.
Когда Премьер-министр Украины по итогам совещания от 13.03.2008 г. поручает Минприроды, Минэкономики, Минтопэнерго, Минфину, Минюсту срочно «подать с учетом национальных интересов предложения относительно стратегии действий Правительства по освоению Прикерченского участка недр континентального шельфа Чорного моря», Минприроды своим письмом от 31.03.08 г. №4121/00/10-08 сообщает о совместной позиции указанных министерств о целесообразности принятия мер для ускорения выполнения компанией «Венко» поисковых работ на лицензионном участке и об отсутствии оснований для разрыва соглашения о разделе углеводородов. Документ смотрите по ссылкам. страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5, страница 6.
Затем последовало протокольное поручение Кабинета Министров Украины от 02.04.2008 г. министрам Филипчуку Г.Г. и Онищуку М.В. детально проанализировать вопросы обоснованности и правовых оснований принятия решений, связанных с заключением указанного соглашения и состояния его исполнения. Документ по ссылке.
И снова своим письмом от 05.04.2008 г. №4280/29/10-08 Министр Г. Филипчук извещает Кабинет Министров, что нарушений законодательства во время подготовки и проведения конкурса, которые могли бы стать основанием для аннулирования или пересмотра его результатов, не выявлено. Документ смотрите по ссылкам. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5.
Далее после серии вышесказанных положительных заключений, Министр предпринимает очень «неординарное» решение и, ссылаясь на п. 5 указанного выше протокольного поручения Кабинета Министров, обращается к Генеральному прокурору А.Медведько (письмо от 15.04.2008 г. №4926/08/10-08) с просьбой подготовить предписание об аннулировании специального разрешения на пользование недрами компании «Венко».
Сразу возникает вопрос – в каком из двух писем Министр Г. Филипчук излагал свою действительную позицию – в адрес Кабинета Министров или Генерального прокурора, а как все-таки правильно поступать - содействовать реализации первого проекта освоения глубоководного шельфа или, невзирая на законодательство и взятые правительством договорные обязательства, аннулировать лицензию, лишая тем самым соглашение с «Венко» предмета деятельности.
Показательной стала реакция Генеральной прокуратуры. Она не только не поддержала ходатайство Минприроды, а после принятия министром Г. Филипчуком приказа №226 от 25.04.08 г. об аннулировании специального разрешения на пользование недрами, выданного компании «Венко», направил Минприроды протест в связи с незаконностью этого приказа и вынудил министерство аннулировать его.
Однако по состоянию на средину 2008 года ситуация вокруг первого пилотного проекта на Прикерченском участке приобрело, благодаря усилиями министра Г.Филипчука, такую острую политическую окраску и стало одним из предметов политического противостояния президента и премьер-министра, что дискуссия о значении проекта для освоения глубоководного шельфа и диверсификации источников поставки газа в Украину отошла на второй план.
Чем вызваны такие непоследовательные действия Министра Г. Филипчука в связи с выдачей и аннулированием лицензии компании «Венко» до конца не известно. Хорошо, предположим, что не понравился сам инвестор – частная офшорная компания Венко, продавшая часть доли участия другим компаниям, контролируемым украинскими и российскими олигархами.
Ну а чем же тогда не устроил Минприроды один из мировых лидеров нефтегазодобывающей отрасли – компания «Шеврон»? Еще в средине ноября 2007 года компания обратилась в Кабинет Министров (письмо от 15.11.2007 г. – смотрите по ссылкам. Страница 1, страница 2.) с просьбой вынести на конкурс выбранный ею по результатам 18 месячного детального изучения глубоководного шельфа Чорного моря участок недр. При этом «Шеврон» попросил не просто «отдать» ему эту площадь, а обратился с инициативой проведения открытого конкурса на право ее разработки.
Напомним, что, согласно украинскому законодательству, правительство должно представить заявителю аргументированный ответ в течении трех месяцев после получения запроса. Почему же Минприроды, которому Кабинет Министров своим поручением от 10.12.2007г №49743/1/1-7 (документ смотрите по ссылке) предложил сформулировать общую позицию шести министерств, уже полтора года не дает четкого ответа инвестору – «да» или «нет». Это тем более странно, поскольку все пять других ведомств – Минтопэнерго, Минэкономики, Минфин, Минюст и ГНАУ заявили о готовности в рамках своей компетенции организовать и провести работы по оценке экономической эффективности выбранной площади и изучения прочих аспектов для определения выгодных для государства условий последующего конкурса, а не высказались против его организации и проведения. Почему же такими дйствиями министр Г.Филипчук фактически опустил шлагбаум перед одним из мировых лидеров, желающих работать на глубоководном шельфе Черного моря? Очередной вопрос, ответ на который теряется в коридорах Минприроды.
Может, с оглядкой на позицию России американские компании нежелательны на украинском шельфе. Тогда, просто по определению, Минприроды должно было бы активно поддержать проект совместного освоения Скифской площади глубоководного шельфа Черного моря силами НАК«Нефтегаз Украины» и австрийского концерна ОМВ. Состав инициаторов проекта ну более чем подходящий – с одной стороны – национальная украинская компания, с другой европейская, тоже государственная, а не частная. К тому же представляет нейтральную Австрию, никаких потенциальных обвинений в продвижении НАТО к нашим берегам. К тому же, ОМВ одна из немногих мировых компаний с действительно огромным опытом работы на глубоководном шельфе.
Однако и здесь не заладилось. Советники Министра, вероятно, «Астапов Лойерс», которые по определению лучшие специалисты во всех сферах человеческих знаний, убедили его, что в «цивилизованных» странах на конкурс на основе соглашений о разделе продукции выставляют блоки 80-100 кв. км и поэтому Скифскую площадь надо раздробить на 30 мелких участков - ровненьких прямоугольников без какой-либо привязки к месторасположению потенциальных структур. Что и было оперативно сделано в начале сентября, когда Кабинет Министров своим постановлением от 03.09.2008 г. нормативно закрепил указанную «блестящую» инициативу Минприроды.
И неважно, что предложенные НАК«Нефтегаз Украины» и ОМВ координаты участка определялись в результате целого комплекса совместных подготовительных работ, обработки всего комплекса существующей у сторон геологической и другой информации. При этом ОМВ использовала свой многолетий опыт разработки нефтегазовых месторождений в болгарском и румынском секторах черноморского шельфа. Не важно также, что ГАО«Черноморнефтегаз», НАК«Нефтегаз Украины» и концерн ОМВ еще 13.07.2005г. подписали соглашение о совместном освоении и разработке Скифской площади, а Правительство в начале 2006г. поддержало инициативу НАК«Нефтегаз Украины» и ОМВ и внесло Скифскую площадь в перечень участков недр, которые могут разрабатываться на основе соглашений о разделе продукции.
Результат, к сожалению, предсказуемый. Еще одна нереализованная на годы возможность освоения украинского глубоководного шельфа, еще один наглядный пример ведущим европейским энергетическим компаниям, что в Украине они, несмотря на евроинтеграционную риторику правительства, персоны «нон-грата».
(продолжение следует…)
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом