На днях курс может допрыгнуть до 13-14, но стабилизируется на 9,5. Станок включили...
Во вторник торги на межбанке закончились продажей доллара по 9,28. Продажа Нацбанком очередных 100 млн долларов из своих резервов не помогла: прибавив очередные 30 копеек, курс показал, что мы накануне нового 19 декабря, когда торги достигли исторического максимума в 10,50, а наличный курс достигал 11—13 гривен. Произошло то, о чем говорили в начале февраля, когда Кабмин заявил о выполнении январского бюджета, а его оппоненты — о включенном печатном станке.
Правда, в совете Нацбанка заявили, что «несанкционированного печатания денег не было», пишет «Сегодня».
Но и санкционированного более чем достаточно: общее рефинансирование банков за последние месяцы составило 102 млрд гривен (плюс 21% к имевшейся денежной массе, которая до кризиса оценивалась в 480 млрд). Часть этой суммы уже попала в наличный оборот через выдачу банками депозитов и кредитов, часть вернулась в Нацбанк в обмен на доллары, проданные на межбанке. А часть свеженапечатанной гривны идет на зарплаты бюджетникам и другие социальные выплаты тем самым путем, об опасности которого говорили при принятии бюджета-2009 — в него заложили обязанность Нацбанка выкупать выпущенные правительством облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). И вот за неделю с 16 по 23 февраля (как раз когда начал валится курс) количество ОВГЗ в собственности НБУ выросло на 1,8 млрд грн. Видимо, так выполняется февральский бюджет. И, видимо, именно поэтому гривня слабеет не по дням, а по часам.
Другие факторы тоже никто не отменял — слабый экспорт и массовый вывод населением денег из банков.
Ряд специалистов рост курса доллара связывали с активизацией «Нафтогаза», которому до 7 марта нужно заплатить «Газпрому» полмиллиарда «зеленых». Однако в НБУ это опровергают. Первый замглавы НБУ Анатолий Шаповалов заявил: «Один вышел и сказал, что среднегодовой курс будет 8,6, а другой (замглавы Нацбанка Александр Савченко. — ред.) заявил, что государство не несет ответственности за валютные депозиты. Устроили шоу в Верховной Раде, внеочередное слушание НБУ. А когда мы каждый день слышим с экранов телевизоров, что Нацбанк — это преступники и коррупционеры, то кто же после этого будет нести средства в банки?!».







