Сейчас, по прошествии двух с половиной месяцев со дня проведения внеочередных выборов в Верховную Раду, есть повод утверждать, что задуманная Президентом Виктором Ющенко перезагрузка политической системы Украины широко анонсируемых главой государства результатов не дала. Более того, новый алгоритм политических отношений в парламенте (когда главенствующую роль в законодательном процессе играли бы фракции, а не ситуативные группы «по интересам»), о котором так пекся Гарант, на деле оказался недееспособным.

Напомним, что формальным поводом для Президента разогнать Верховную Раду пятого созыва стало нарушение Конституции в части формирования парламентского большинства. В апреле 2007 года Виктор Ющенко «подловил» антикризисную коалицию в составе Партии регионов, КПУ и СПУ на том, что на определенном этапе большинство увеличилось за счет депутатов-перебежчиков из демократических фракций. Использовав в качестве аргумента к роспуску парламента норму Основного закона, в которой говорится, что коалицию могут формировать фракции политических партий, а не отдельные депутаты, глава государства, по сути, предотвратил очень опасный для себя процесс, результатом которого могло стать создание большинства в 300 депутатских голосов. Известно, что такая коалиция может с легкостью преодолевать любые президентские вето, и, что главное, ставить вопрос о недоверии главе государства. Политическая интрига Виктору Ющенко удалась. Своим указом о роспуске ВР он не только обезоружил парламентское большинство, но и фактически подготовил почву для реванша демократических сил за проигрыш (в первую очередь пропрезидентской «Нашей Украины») на парламентских выборах 2006 года и провал процесса создания демкоалиции летом прошлого года. Одновременно гарант обезопасил себя от все возраставшего влияния правительства Виктора Януковича, которое, благодаря конституционным изменениям образца 2004 года, получило более широкие полномочия, сузив таковые Президента. Подчеркиваем: всю эту кампанию по разгону и переизбранию парламента и переназначению Кабмина Ющенко оправдывал возможностью переформатировать систему в первую очередь законодательной ветви власти. То есть, не допустить в будущем ситуативных союзов в Верховной Раде, сделать парламент максимально прозрачным, когда любому рядовому гражданину ясно: вот – коалиция, а вот – оппозиция. Первая служит поддержкой исполнительной ветви власти в лице избранного ею правительства. А вторая осуществляет рациональный контроль над деятельностью большинства и Кабинета министров. Однако события коалициады, спикериады, и, затем, премьериады показали, что эффект получился кардинально противоположным ожидаемому Президентом.

Применив в минувший вторник «ручную» систему голосования, парламентская коалиция избрала премьер-министром Юлию Тимошенко. Это событие было вполне ожидаемо, причем, как коалиционерами, так и представителями оппозиции и членами не определившейся со своим парламентским статусом фракции Блока Литвина. Конечно, риск очередного провала кандидатуры Тимошенко витал в парламентском воздухе до, и, особенно, во время поименного голосования. Ведь если в стане БЮТ все как один поддерживали своего лидера, то с их коалиционным сателлитом в лице фракции НУ-НС было не все так однозначно. Всех представителей демкоалиции мучил вопрос: не окажется ли в составе оранжевой фракции «предателя», хватит ли голосов для избрания ЮВТ премьером?

Главная же интрига «18 декабря» заключалась в другом: сможет ли коалиция в тот же день избрать правительство. Причем, и премьерство Тимошенко, и формирование ее Кабмина были взаимосвязанными вопросами, положительное решение которых зависело не от воли большинства, а от Президента. Взаимосвязанность эта заключалась в обоюдных уступках, на которые должны были пойти Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. С одной стороны, только глава государства мог обеспечить леди Ю результативное голосование. С другой - только от Тимошенко зависело, пойдет ли БЮТ на перераспределение некоторых правительственных и ведомственных постов в пользу Банковой. Как показали вторничные события в парламенте, компромисс был найден. Президент пролоббировал нужных ему министров, после чего, как считает политолог Владимир Фесенко, был отдан приказ «сомневающимся» ну-нсовцам (Петевка, Криль, Плющ и Ехануров) голосовать за Тимошенко. Та же, в свою очередь, получила премьерский пост и подчиненных. Хотя в отношении назначения последних были определенные опасения. Они основывались на противоречивости некоторых кандидатур, предложенных в персональный состав Кабмина с трех сторон: гаранта (Ехануров, Кремень, Онищук и Огрызко), НУ-НС (Мельник, Продан) и БЮТ (Васадзе). Естественно, что больше всего споров вызвали предложения главы государства. Высказывались предположения, что Виктор Ющенко внес таких кандидатов как Кремень и Огрызко специально для того, чтобы создать напряжение как внутри фракции НУ-НС, которая заметно отошла от президентского фарватера, так и в коалиции в целом. Известно, например, что на посту министра иностранных дел видел себя Борис Тарасюк. Однако, его открытое противостояние с главой Секретариата Президента Виктором Балогой предопределило министерскую судьбу лидера РУХа.

Судя по тому, что Президент довольно неактивно формулировал свою позицию в отношении будущего премьерства Тимошенко, можно предположить, что указанные выше предположения имели под собой почву. Повторимся: создание этой нервозности было продиктовано Банковой с единственной целью – заполучить определенные посты в правительстве с тем, чтобы обеспечить противовес вероятному усилению политических позиций Юлии Тимошенко. Сейчас, когда персональный состав Кабинета министров утвержден, можно сказать, что данная цель достигнута. Уже сейчас отчетливо видны направления, по которым Тимошенко будет соревноваться в силе влияния с Ющенко, и наоборот. Взять, например, сферу топлива и энергетики. Первоначально планировалось, что ТЭК будет контролировать БЮТ – посредством «своего» министра и «своих» же руководителей НАК «Нефтегаз» и НАЭК «Энергоатом». Но в результате достигнутого между Тимошенко и Ющенко компромисса, министерство топлива и энергетики возглавил Юрий Продан, который до назначения на этот пост работал замом главы СП по топливным вопросам. Естественно, ЮВТ следовало создать противовес Продану, чтобы предотвратить узурпацию Президентом данной отрасли и не дать гаранту поставить своих представителей у руля «Нефтегаза» и «Энергоатома». Функцию противовеса в данной плоскости будет выполнять первый вице-премьер Александр Турчинов. Он подтвердил, что в его полномочия будет входить кураторство над экономическим (читай – топливным), финансовым и силовым блоками Кабмина. Кстати, о последнем – тот же Турчинов призван противостоять главе Минобороны Юрию Еханурову. Им уже будет на чем схлестнуться: как известно, Тимошенко заявила, что переход на контрактную армию возможен уже в 2008 году. Тогда как Президент настроен произвести эту реформу в конце 2009 – начале 2010 года. Еще одно интересное противостояние намечается на внешнеполитическом направлении деятельности правительства. Так, вице-премьер по вопросам евроинтеграции Григорий Немыря возьмет под контроль деятельность главы МИД Владимира Огрызко. Антагонистических тем у этих персон будет множество: не секрет, что Огрызко придерживается принципа сохранения дружественных отношений с Россией, тогда как Юлия Тимошенко, если судить из ее риторики в качестве премьера, настроена попортить нервы нашим северо-восточным соседям по энергетическим и не только вопросам. Однако, главное чем займутся Немыря и Огрызко в недалеком уже будущем – создание положительного международного имиджа своих покровителей накануне президентских выборов 2010 года.

Не все в порядке и с оказавшимися в оппозиции Партией регионов и КПУ. Эти две политические силы, похоже, еще находятся в состоянии шока от осознания того, что им пришлось сложить властные полномочия. Отсюда – несогласованность в деятельности бывших союзников по антикризисной коалиции. Есть позиции, вокруг которых регионалы и коммунисты склонны объединить усилия. Но есть и вопросы, которые разъединяют экс-сателлитов.

К первому определенно можно отнести противостояние парламентскому большинству. И ПР, и КПУ объявили, что готовы быть конструктивной оппозицией. Кроме того, Виктор Янукович вчера сообщил, что меньшинство способно сформировать профессиональное теневое правительство, которое возьмет на себя задачу контролировать и предлагать адекватную альтернативу решениям действующего Кабмина Тимошенко. Также не стоит забывать о том, что оппозиция продолжает вести бои за развал коалиции. Причем, в этом плане в руках у представителей меньшинства оказалось весьма действенное оружие – равное с коалицией представительство в ЦИК. Оппозиционеры узрели возможность развалить нынешнее большинство и создать на его основе широкую коалицию. Она заключается в том, чтобы не дать Центризбиркому в срок, отведенный законодательством, зарегистрировать новых депутатов от БЮТ и НУ-НС, которые придут взамен ушедшим в правительство. На данный момент коалиция де-факто не имеет достаточного количества голосов, чтобы принимать какие-либо решения. Задача регионалов и коммунистов – продлить это состояние как можно дольше. Сделать это можно, просто не создав кворума на заседании ЦИК, на которое по тем или иным причинам могут не явиться представители от ПР и КПУ. Представитель Центризбиркома Михаил Охендовский подтвердил, что у комиссии есть законный месяц на рассмотрение и регистрацию новых депутатов. Похоже, что это время оппозиционеры будут использовать, чтобы разрушить парламентскую коалицию.

Тем временем, наметилась проблема с выдвижением единой кандидатуры от оппозиции на пост первого вице-спикера парламента. Предложение депутатов большинства отдать второй по важности пост в Верховной Раде привел к отчуждению в рядах оппозиционеров. Так, если первоначально считалось, что у меньшинства есть единый кандидат на эту должность (коммунист Адам Мартынюк), но как только стало известно, что Тимошенко не сдержала своего обещания отдать одного из вице-премьеров оппозиции, борьба вокруг кресла первого зама Арсения Яценюка обострилась. Сначала отдельные депутаты от фракции ПР, а затем и ее лидер Виктор Янукович, заявили, что конкуренцию Мартынюку может составить Раиса Богатырева. Естественно, что такой шаг возмутил коммунистов, что грозило расколом в едва созданной оппозиции. Потом страсти улеглись, и Петр Симоненко подчеркнул, что кандидатуру Богатыревой КПУ будет рассматривать только в том случае, если не получит поддержки Мартынюк. Таким образом, душевного равновесия нет и в стане оппозиции.

Наиболее красноречиво подтверждает тезис о провале попытки Виктора Ющенко переформатировать политическую систему позиция фракции Блока Литвина. Не определившись с парламентским статусом, литвиновцы фактически нивелировали главную идею Президента о создании такой Верховной Рады, где бы правили бал не ситуативные группы, объединяющие голоса для лоббирования выгодных им законопроектов, а коалиционные и оппозиционные фракции, к которым можно было бы предъявить претензии как по сути содержания проектов законов, так и по процедуре их принятия. Естественно, что броуновское движение в Раде выгодно многим сторонам, в том числе и гаранту. А стало быть, декларируемый принцип приближения к демократии вновь отложен в долгий ящик. Ради удовлетворения властных интересов и амбиций.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3484