На минувшей неделе, второй, кстати, с момента всенародного волеизъявления, четко обозначились особенности построения парламентской коалиции. По всему похоже, что Виктор Ющенко, для которого внеочередные выборы могли стать (но не стали – ввиду откровенно неважного результата «Нашей Украины – Народной самообороны») эдакой гарантией того, что после 2009 года он останется в кресле главы государства, намерен выжать все возможное из ситуации, когда роль ведущего построителя коалиции и правительства принадлежит БЮТ. А именно – гарант, по всей видимости, желает использовать созданную демократическую коалицию в роли щита, прикрываясь которым, можно элегантно, не запачкавшись в дрязгах между парламентским большинством и меньшинством, переложив большую часть ответственности на коалиционное правительство, обеспечить благоприятный старт собственной, второй по счету, президентской кампании.

Чем был занят Виктор Ющенко? Вначале он дал пяти политическим силам, прошедшим в парламент, поручение – начать предварительные консультации о формировании парламентского большинства. Позже гарант обозначил: конкретные предложения по созданию коалиции должны лечь на стол главе государства не позднее 15 октября. Между двумя этими заявлениями прошла неделя, в течение которой Виктор Андреевич не раз обращался к представителям тех же пяти политических сил, и, особенно, к НУ-НС и БЮТ, призывая их как можно скорее сформировать демократическое большинство, желающих – присоединится, а остальных, надо полагать, - безропотно отойти в оппозицию. Которой гарант пообещал «гарантувати усі належні умови для конструктивної діяльності». С одной стороны, такая активность Президента объяснима – Ющенко, как глава государства, печется судьбой новоизбранного парламента и всеми фибрами души желает, чтобы новая Рада как можно быстрее приняла присягу и заработала. С другой стороны, своими постоянными вмешательствами в консультационный процесс между политическими силами гарант вносил определенный сумбур в работу специально созданных групп, затягивая, тем самым, время, отпущенное на подготовку предложений по созданию коалиции. Зачем ему это?

Чтобы ответить на этот вопрос, заметим, что если бы Блок Юлии Тимошенко не набрал 30 с лишним процентов голосов избирателей, то о формировании помаранчевого или, как теперь модно говорить, демократического большинства не было и речи. Не секрет, что глава президентского Секретариата Виктор Балога, идя на подписание известного пуще-водицкого соглашения между БЮТ и тогда еще «Нашей Украиной» рисковал многим. И прежде всего, потерей влияния пропрезидентской силы. Особенно в случае, если по результатам досрочных выборов в парламент (а о том, что такие выборы возможны, тогда уже знали не только на Банковой, но и в БЮТ) «Наша Украина» не сможет обогнать блок Тимошенко. Но Балоге, похоже, удалось убедить Президента в перспективах похода на выборы НУ - договор о сотрудничестве в парламенте с БЮТ и распределении должностей в правительстве по принципу 50/50 был подписан. Естественно, глава СП надеялся, что включив в избирательную кампанию самого Виктора Ющенко, который, напомним, отстранился от НУ в 2006, блоку будет по силам обогнать БЮТ (к тому же это было бы прекрасной тренировкой перед президентскими выборами). Однако, результаты избирательной кампании показали, что НУ-НС, даже с Президентом на знаменах, не смог выполнить главную задачу – обогнать БЮТ, получить, соответственно, определяющее право диктовать условия при формировании большинства и настаивать на том, чтобы распределение постов в правительстве начиналось с кандидатуры представителя пропрезидентского блока. Известно, что в «предвыборные» планы Банковой не входила передача поста премьер-министра Юлии Тимошенко. Даже несмотря на явное превосходство БЮТ перед НУ-НС, о котором говорили социологические опросы, ни один из представителей мегаблока не называл напрямую фамилию будущего премьера. Когда же стало ясно, что «Тимошенко не избежать», в рядах ну-нсовцев пошли разговоры о создании коалиции с Партией регионов. На днях в СМИ даже всплыла фамилия главного раскольника – им стал экс-премьер Юрий Ехануров, об антипатиях которого к ЮВТ широко известно. Но Юлии Владимировне удалось, по крайней мере, на неопределенный срок, усмирить раскольнические настроения помаранчевых. Для этого ей достаточно было напомнить НУ-НС о подписанных в Пуще-Водице соглашениях, и прозрачно намекнуть Виктору Ющенко, что если его блок пойдет на союз с ПР, то Тимошенко уйдет в оппозицию начнет президентскую кампанию.

Намек был воспринят молниеносно: в своих официальных заявлениях гарант принялся напоминать, что «переможець виборів – помаранчева коаліція. Вона має всі підстави формувати парламентську більшість і пропонувати Президентові кандидатуру прем’єра». Заметьте: Президент акцентировал внимание не на БЮТ, а на «помаранчевой» (то есть, цвета своего партийного знамени) коалиции. То есть, формально признал, что без БЮТ ни о какой победе демократических сил не было бы и речи. Ведь решившись на отдельное от блока Тимошенко плавание, пропрезидентский блок скоро бы распался на фрагменты, часть которых бы стало звеном ПР, а остальные, не присоединившиеся к БЮТ, были бы обречены на аморфное межфракционное плавание. Однако, в то же время, Президент все время фокусирует внимание электората на том, что ведущим звеном коалиции все же будут помаранчевые. И если не все, то хотя бы он – Виктор Ющенко, который наверняка пойдет на выборы главы государства под своим излюбленным цветом. Вот почему его вмешательство в процесс предварительных парламентских консультаций так мозолило глаз. По сути, тут главными спикерами должны быть Тимошенко и Луценко, но Виктор Андреевич упорно тянул одеяло на себя, и подчеркивал, что он «оставляет под своим постоянным контролем ход парламентских консультацій». Достаточно вспомнить заявление, которое Президент сделал 8 октября, после совещания с лидерами пяти прошедших в парламент партий и блоков. «На підставі заяв учасників зустрічі, схвально відзначаю, що пропозиції Президента України, які стосуються схвалення нового Закону України «Про Кабінет Міністрів України», забезпечення єдиного керівництва силовими і відповідними правоохоронними органами з боку Глави держави, скасування депутатської недоторканності і привілеїв, вжиття першочергових кроків у сфері економічних реформ, боротьбиз корупцією і судової реформи, а також підготовки нової редакції Конституції України, отримали політичну підтримку», - сказал Ющенко.

Стоп! Вы слышали, чтобы кто-то из присутствующих на встрече политиков поддержал намерения Президента? Напротив. Регионалы, как известно, наотрез отказались изменять закон о Кабмине. Представители БЮТ сообщили, что не все президентские изменения к закону о деятельности правительства нашли у них положительный отклик. Если быть точнее, то за целых шесть (!) поправок Ющенко бютовцы отказались бы проголосовать. Представители Блока Литвина вообще отказались предоставлять Ющенко документы о формировании коалиции, которые гарант затребовал со всех пяти политических сил. ««Мне кажется, что проблема не в нас, а в том, чтобы, наконец-то, стало понятно, что думает НУ-НС. Потому что Луценко говорит одно, Президент - другое», - прокомментировал решение блока его член Олег Зарубинский. А лидер коммунистов Петр Симоненко заявил, что никаких президентских инициатив не поддерживал. Тогда зачем глава государства сообщает такую заведомо неправдивую информацию?

Впрочем, так или иначе коалиция создана. Договор о коалиции в понедельник вечером скрепили подписями Юлия Тимошенко, Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко. Начинается «вторая серия Марлезонского балета». Однако, Виктору Ющенко впредь надо бы быть осторожнее. И поменьше соваться в деятельность коалиции. Ведь, похоже, Президент все более вживается в роль не арбитра, который, априори, должен стоять над процессом, а очень заинтересованного лица. Со стороны это напоминает дурную привычку президентов отечественных футбольных клубов самостоятельно, не прислушиваясь к мнению тренеров, вносить коррективы в игру команд.

Практика показывает, что до добра такое вот внешнее вмешательство не приводило – коллектив показывает плачевный по большей мере результат. Так стоит ли гаранту так очевидно и гласно навязывать свое мнение политикам - «тренерам» коалиции? Вряд ли. Ведь Юлии Тимошенко ничто не мешает сбежать в оппозицию. Где она будет делать все возможное, чтобы уже через два года очутиться в кресле главы государства. И тогда Президент не только лишится своего щита - демократической коалиции – которым он намерен прикрываться от критики со стороны будущей оппозиции. Он, к тому же, рискует оказаться на этом самом щите и потерять даже призрачные шансы на успех в президентской кампании-2009.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2127