«Freedom House» проводит тренинги активистов центральноазиатских правозащитных НПО по проведению акций гражданского неповиновения для совершения государственных переворотов в наших странах, рассказывалось в статье «Подъем переворотом», опубликованной в одном из последних номеров «МЕГАПОЛИСА». Однако наряду с гражданскими проводится подготовка акций неповиновения и среди военнослужащих этих стран, чтобы вышеупомянутые перевороты прошли гладко. Тренинги по неповиновению приказам проводят на курсах переподготовки военнослужащих стран СНГ, в частности, в американо-германском Центре им. Маршалла в германских Альпах. Об этом рассказывается в статье Алекса Лантье: «Не такой уж тихий американец: на что нацелился Си Джей Чиверс?», опубликованной 11 июля Центром независимых СМИ района залива Сан-Франциско – Indymedia. Знаменитый роман Грэма Грина «Тихий американец – наш человек в Гаване» вышел много лет назад, как видно из приведенного ниже текста статьи, с тех пор многое переменилось, сообщает газета "Мегаполис" (Казахстан).

За последние недели в «Нью-Йорк таймс» излился поток статей об изобилующих энергоносителях в бывших советских Центральноазиатских республиках – Туркменистане и Казахстане. Они сосредоточиваются на персоне нового президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова и казахстанского президента Назарбаева. Привлекает внимание авторская строка под статьями, где вписано имя корреспондента «Нью-Йорк таймс» в Москве Си Джей Чиверса.

Изучение армейской и журналисткой карьеры Чиверса дает возможность проникнуть в сознание тех кадров, которые обрабатывают и организуют общественное мнение для всевозможных выкрутасов внешней политики США.

Чиверс закончил в 1987 году Корнеллский университет и вступил в корпус морской пехоты. Его подразделение сражалось в войне в Персидском заливе в 1990-91 годах, а затем, как сообщается, вернулось в США для полицейских операций в Лос-Анджелесе после беспорядков 1992 года, вспыхнувших после избиения водителя Родни Кинга. Затем он отправился в школу журналистики при Колумбийском университете, и в 1996 году был принят на работу в отдел полицейской хроники и новостей организованной преступности в Providence Journal в Род-Айленде.

В 1999 году карьера Чиверса круто пошла вверх, когда он поступил в криминальный отдел «Нью-Йорк таймс». То было время, когда при мэре Нью-Йорка Рудольфе Джулиани полиция была важным элементом городской администрации. После событий 11 сентября 2001 года он был с войсками США в Афганистане, а затем в 2003 году в Ираке.

Будучи в Ираке, он писал статьи с лейтмотивом, что войска США, возможно, находят несуществующее оружие массового поражения (ОМП), использованное администрацией Буша для оправдания вторжения в Ирак: к примеру, «Воздушнодесантники нашли в Киркуке подозрительные боеголовки и части ракет», опубликованной 23 апреля 2003 года – и таковые, что можно описать лишь как политически подходящие свидетельства зверств, чинимых Саддамом Хусейном, к примеру, «Зверства – огромное захоронение найдено в северном Ираке» от 18 апреля 2003 года.

После описаний событий в Ираке его карьера совершила еще один крупный скачок – его назначили московским корреспондентом «Нью-Йорк таймс». Вскоре он набил руку на восхвалении поддерживаемых США «цветных революций» в бывших советских республиках: в 2003 году розовой революции в Грузии, в 2004 году – оранжевой революции в Украине и в 2006 году неудавшейся джинсовой революции в Беларуси.

Взять один из примеров. 27 декабря 2004 года он написал статью («Прозападный лидер, похоже, победил на выборах»), где подвергался нападкам пророссийский премьер Виктор Янукович за привлечение поддержки олигархов, которые заправляют Украиной. Он также обвинял Януковича в совершении крупномасштабного надувательства во время выборов. Статья по существу обвиняла российского президента Владимира Путина в поддержке кандидата, виновного в коррупции, отметая в то же время «маленький, но горячо дискутирующийся на Западе аргумент» – получает ли его соперник Виктор Ющенко помощь от США.

Тот факт, что Ющенко был избран при поддержке газовой олигархи и миллиардерши Юлии Тимошенко, которую он позже назначил премьер-министром, не заботил Чиверса. Не сообщил он и о финансировании, которое фактически закачивалось в «оранжевую революцию» оперативниками из государственного департамента США.

17 января 2005 года Чиверс также опубликовал рассказ внутреннего информатора о том, как высший украинской генералитет и представители разведывательных служб сотрудничали, чтобы предотвратить разгром правительством оранжевой революции. В статье, озаглавленной «Обходные каналы: разгром предотвращен; как высокопоставленные украинские шпионы изменили курс страны», не упомянуты никакие источники США. Неясно, от кого Чиверс получил такую детальную информацию о деятельности украинского аппарата военного шпионажа.

В Беларуси в 2006 году он называл ориентированное на Россию правительство «полицейским государством» и «советским анахронизмом» и выражал надежду, что поддерживаемый США кандидат Александр Миленкевич сможет привнести «гражданское общество» и «права человека». Попытка совершить джинсовую революцию, однако, провалилась. Повсеместно было признано, что действующий президент Александр Лукашенко одержал победу на выборах, и несколько сот выступающих за Миленковича демонстрантов в Минске были быстро арестованы полицией.

Попытки Чиверса написать что-нибудь о неудавшейся 24 марта 2005 года «тюльпановой революции» в Кыргызстане, пожалуй, еще более красноречивы. За целый месяц с 18 марта по 14 апреля он ничего не отправил для «Таймс», хотя обычно слал по статье каждые два или три дня. Авторская строка под его первой крупной статьей после «тюльпановой революции», критика от 18 мая узбекского президента Ислама Каримова свидетельствовала, что он в Оше, штаб-квартире, поддерживаемой США кыргызской оппозиции. Можно только догадываться, что делал там Чиверс.

Самая откровенная статья Чиверса касательно цветных революций, вероятно, вышла 12 июля 2005 года, где критиковалось подавление Каримовым мятежа в Андижане. («Применение суровых мер в Узбекистане вновь открывает долго длящийся спор о военной помощи США»). Он интервьюировал офицеров армии США, которые наладили связи с узбекскими военными и были в ярости, оттого что те не послушались рекомендаций США стоять в стороне во время восстания.

Он процитировал генерал-лейтенанта Уолтера Шарпа: «Мы провели определенную подготовку (грузинских) военных перед революцией роз, и когда дело дошло до парламентских выборов и демонстраций, военные сказали: «Мы не собираемся подавлять народ…» «Это было главным фактором, что военные поняли, в чем была их роль». Иными словами, «ключевым фактором» было то, что армия США приказала грузинской армии поддержать «революцию».

Чиверс отметил, что военное сотрудничество США с военными из бывших советских республик часто проходило на пунктах подготовки наподобие Европейского центра исследований по безопасности Джорджа Маршалла – германо-американского учреждения, основанного после распада СССР. Чиверс проинформировал своих читателей, что центр находится в знаменитом курортном городе Гармиш-Партенкирхене в германских Альпах. Было ли это совпадением или нет, но подпись под статьей гласила, что материал отправлен из Гармиш-Партенкирхена.

Интерес «Таймс» в бывших советских Центральноазиатских республиках и особенно последние статьи Чиверса о Казахстане и Туркменистане вышли в критический момент. Правящая элита США, расстроенная ведением бушевской администрацией войны в Ираке, рассматривает частичный вывод войск из Ирака и одновременно ищет театры, где войска США могли бы быть развернуты с большей выгодой. Недавние предложения увеличить уровень войск США в Афганистане – южных воротах в Центральную Азию – надо рассматривать в этом свете.

Хотя Чиверс обычно и не высказывается чересчур подробно о том, что на кону, это нетрудно узнать тем, кто имеет доступ в Интернет. Согласно докладу Энергетического департамента США за 2005 год, ныне действующие нефтяные месторождения Казахстана содержат от 26 до 34 млрд баррелей нефти стоимостью в 1,8 – 2,4 триллиона долл. в нынешних ценах. В Туркменистане – одни из крупнейших в мире газовых месторождений, по данным Экономической комиссии ООН по Европе, содержащие около 101 триллиона кубических футов стоимостью свыше 1 триллиона долларов в нынешних ценах.

Нефть и газ не единственные приманки. Регион – один из главных в мире производителей хлопка и рай для горнодобывающих компаний (крупные месторождения свинца, цинка, меди, титана, бокситов, золота и серебра среди прочего, перечисленного в справочнике ЦРУ). Он находится вдоль путей экспорта афганского героина в Европу стоимостью в десятки миллиардов долларов в год.

Регион также первостепенной военной и стратегической значимости. Он расположен неподалеку от многих самых значимых российских военных баз, располагавшихся в южноцентральной России и Центральной Азии в советскую эпоху, чтобы заставить возможные атакующие ракеты США пролетать самое длинное расстояние.

Это также сцена для масштабного соперничества между всеми мировыми державами за контроль над трубопроводными маршрутами экспорта центральноазиатских нефти и газа на мировой рынок. Россия контролирует трубопроводную систему, построенную в советскую эпоху, США и Европа заинтересованы в прокладке трубопроводных маршрутов на запад через Кавказ или Афганистан. Центральная Азия крайне важна и для Китая, который надеется использовать ее как «мост» в Восточной Африке и Персидском заливе, а также и как источник нефти и рынок экспорта.

Сами по себе статьи Чиверса очень странные произведения. Его последняя статья о Бердымухаммедове («Увидеть личные черты нового туркменского лидера», от 5 июля) – отчаянная попытка найти позитив. Он признает, что новый президент «сидит на культе» личности, унаследованном через неправые выборы от недавно ушедшего президента Сапармурада Ниязова, которого он описывает как «безумца, садиста и вора». Он интервьюирует нескольких туркмен на улицах, которые говорят о своей ненависти и недоверии к режиму.

Чиверс не был обескуражен: «В этой неопределенности каждый отмечает знаки. Некоторые из них многообещающие, а другие нет». Он описывает Бердымухаммедова как «компетентного бюрократа». Он ссылается на решение Бердымухаммедова восстановить десятилетнее обучение (Ниязов отменил по-следние три класса после распада СССР) и приводит краткий комментарий Эвана Фейгбаума, заместителя помощника государственного секретаря по Южной и Центральной Азии: «По большей части траектория положительная».

Неискушенного читателя статьи следует простить за вопрос, что же такого нашел Чиверс в новом туркменском лидере? Возможно, это было заявление Бердымухаммедова от 5 июля, о котором Чиверс не упомянул, в поддержку плана газопровода из Туркменистана на юг через контролируемый США Афганистан.

Забота Чиверса о туркменском президенте не распространяется, однако, на казахстанского президента Назарбаева.

Чиверс разворачивает свою критику против центральноазиатского президента, чья политика в области энергетики теперь отклоняется от США в сторону России. 12 мая Назарбаев подписал соглашение с Россией о продолжении экспорта всего казахстанского газа по российским газопроводам и очистным сооружениям в обмен на обещание России увеличить его транспортировку и объем очистки. Назарбаев также недавно подписал соглашение, предоставляющее России доступ к казахстанским месторождениям урана, по мере того как Россия создает новый ядерно-энергетический комплекс Атомэнергопром.


 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1798