Секретариат президента создает альтернативу Министерству юстиции.

Война полномочий между главой государства и Кабинетом Министров переходит в судебную стадию. После подачи сразу нескольких административных исков со стороны правительства, Секретариат президента намерен существенно усилить свою юридическую мощь, планируя создать отдельный департамент, который возьмет на себя все судебные дела, заменив тем самым Минюст. Координировать деятельность нового отдела будет нынешний заместитель руководителя Секретариата Игорь Пукшин. Более подробно об особенностях перегруппировки юридических сил в президентском лагере чиновник рассказал «ДЕЛУ».

– Кто будет возглавлять новую юридическую службу в Секретариате президента? Информация о том, что, возможно, ее возглавите вы, соответствует действительности?

– Нет, я остаюсь заместителем главы Секретариата президента, и начальник нового ведомства будет в моем подчинении. Новая служба будет иметь статус самостоятельного подразделения Секретариата. Конкретных кандидатур на пост его руководителя пока нет. Решение о назначении будет принимать непосредственно Виктор Балога.

– Не будет ли зона ответственности службы пересекаться с полномочиями Минюста? Вы будете согласовывать процесс создания юридического департамента?

– Нет. Все в рамках закона. Уже выдан соответствующий указ президента, который регулирует этот вопрос. Таким образом, нет необходимости что-то еще согласовывать. Это решение президента в рамках его полномочий. Раньше он обязал Министерство юстиции представлять его интересы в судах, а сегодня эта компетенция возлагается на департамент в Секретариате. И это касается не только известных исков со стороны правительства, но и других исков к президенту. Мы были вынуждены создать эту службу, чтобы избежать возможного судебного абсурда. Ведь до этого интересы и президента и правительства в судах представляло Министерство юстиции. Получается, что истец и ответчик выступают в одном лице. Соответственно мы заранее понимали, в чью пользу будут выноситься решения в этих делах.

– Какие источники финансирования предусмотрены на функционирование юридической службы Секретариата президента? Сколько специалистов будет обеспечивать работу службы?

– Финансирование новой службы будет осуществляться в пределах тех бюджетных средств, которые сегодня предусмотрены на содержание Секретариата. Что касается штата сотрудников, то, предварительно могу сказать, что это семь юристов. Уже в процессе работы посмотрим, есть ли необходимость расширяться. Большая часть из них уже сегодня работает у нас. Остальных пригласим на условиях конкурса.

– Можно считать сам факт создания отдельной юридической службы признанием того, что Секретариат готовится к серьезной судебной войне с Кабинетом Министров?

– Войны нет, и не будет. А что касается административных исков, поданных правительством, то, на мой взгляд, мягко говоря, они юридически неграмотны по своей сути. По Конституции президент назначает лицо на должность главы районной администрации и увольняет его на основе представления Кабмина. В обосновании правительственного иска указывается, что министр Кабинета Министров обратился к главе Секретариата об отзыве такого представления. Но правительство является коллективным органом. То есть, Кабмин обязан принять соответствующее решение на своем заседании. Этого не было. Президент не может принимать кадровое решение на основе обращения технического персонала.

– На днях глава государства высказал свое неудовлетворение тем, что правительство вот уже полгода работает без утвержденной парламентом программы. В своем комментарии вы намекнули, что в таких условиях возникает вопрос о легитимности некоторых решений исполнительной власти.

– Я высказал тезис, что сомневаюсь в легитимности решений, которые принимает Кабмин. Ведь в соответствии с Конституцией, премьер-министр осуществляет свои полномочия на основе конкретной программы деятельности правительства, которая утверждается Верховной Радой.

Правительство принимает определенные нормативные акты, принимает постановления. Но эти постановления должны диктоваться определенными приоритетами в конкретных сферах деятельности исполнительной власти. А когда этого нет, то собственно и возникает вопрос о легитимности тех или иных решений. Но это не значит, что Секретариат ставит под сомнение легитимность правительства как такового.

– Когда будет подано представление в Конституционный Суд со стороны президента относительно обоснования статьи Основного закона, в которой идет речь об «ответственности» правительства перед президентом? Это была ваша идея разработать такое обращение?

– Статья 113 Конституции Украины предусматривает, что правительство в равной степени несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Разумеется, речь идет о политической ответственности, т.е. о вопросе доверия правительству. Конституция устанавливает механизм такой ответственности, а именно: в соответствии со ст. 87 Основного Закона, парламент вправе рассмотреть вопрос об ответственности правительства и принять резолюцию недоверия.

Таким образом, если Кабинет Министров несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом, при этом Конституция указывает на право парламента выразить недоверие правительству, то вполне логично предположить, что и президент обладает таким же правом. Иначе норма об ответственности Кабинета Министров перед президентом лишена смысла. Полагаю, этот вопрос может быть разрешен Конституционным Судом.

Источник: Газета "ДЕЛО" / Городчук Ярема

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2023