![Шлагбаум опускается](https://for-ua.com/static/images/previews/18/184825-2.jpg)
Разумеется, разница между Францией и Германией не только в отношении к тем или иным словам. В германском консульстве в Москве прием документов на визу ведут не по записи и, однако же, без очередей. Во французском – записываться надо загодя, набирая заветный номер исключительно с городского телефона по платному звонку. Причем минута стоит 69 рублей, а общий сбор от звонка должен составить не менее 138 рублей (еще один консульский сбор?). И, однако же, – очередь! На тех, кто в ней стоит, назначенное вам лично время – к примеру, 10.48 – не производит никакого впечатления.
Зато французы могут дать немцам фору по части доверия к выезжающим россиянам. Для них достаточно простого подтверждения того, что гостиничный номер забронирован. Немцы же требуют подтверждения оплаты каждого гостиничного дня, и чтобы еще у вас на кредитке при этом деньги оставались. Представьте себе картину: российский консульский работник в Германии требует у законопослушного бюргера Карла-Хайнца, выезжающего в Россию, распечатку его личного банковского счета, иначе, мол, не видать ему визы. Куда после этого пойдет бюргер – в банк или к адвокату?
То, что стоимость шенгенской визы ни для «отдельных категорий» россиян, ни для всех прочих, не изменилась (35 евро) – истинная правда. С другой стороны, после «упрощающих» сочинских соглашений у вас появилось куда больше шансов получить не годовой или полугодовой, а всего лишь трехмесячный «шенген». К тому же немцы теперь решительно настаивают на том, что если уж вам сподобилось получить «шенген» в их консульстве, то и летите-ка вы прямиком в Германию. Подтекст таков: мы, немцы, не желаем нести ответственность за перемещения русских в шенгенском пространстве. Другие, по правде говоря, тоже не желают, но, слава Богу, пока не так строги. Как ни крути, получается, с визовым режимом стало проще, а вот с взаимным доверием – сложнее. Почему?
Поговорим начистоту. Почему европейцы вообще пошли на соглашения с Россией? Напомним, в Сочи в пакете подписаны соглашения об упрощении визового режима и о реадмиссии. Совершенно очевидно, что для Брюсселя решающее значение имел именно второй документ как гарантия того, что отныне все нелегалы или лица без гражданства, прибывшие в ЕС через Россию, будут депортированы обратно за российский же счет. Россия пошла на явную уступку Брюсселю, не получив взамен никаких гарантий для своих граждан.
У проблемы есть и другой, не менее важный аспект. У нас многие все еще по наивности полагают, что визовый вопрос целиком относится к компетенции если не посольств, то хотя бы МИД заинтересованных стран. В крайнем случае – правительств. На самом деле это вопрос самой большой политики. С начала 1990-х годов, когда военно-политическая конфигурация Старого Света стала стремительно меняться, руководство ЕС рассматривает визовый вопрос исключительно в политическом контексте. Отменяя визы, Брюссель выдает политический аванс. Являетесь ли вы представителем богатого и стабильного общества или – бедного, коррумпированного и криминогенного – решающей роли не играет. Главное – геополитический вектор развития вашей страны. Именно по этой причине граждане таких небогатых и далеко не свободных от коррупции стран, как Болгария и Румыния, получили право на безвизовый въезд в шенгенское пространство задолго до официального принятия этих стран в ЕС. По этой же причине сразу же после победы на президентских выборах на Украине Виктор Ющенко в одностороннем порядке отменил въездные визы для граждан стран ЕС, США, Канады и Японии. Запад получил красноречивый сигнал о геополитическом выборе Украины, впоследствии усиленный разговорами о вступлении в НАТО. И хотя «симметричного ответа» из Брюсселя пока нет, Киев в любом случае получит его гораздо раньше Москвы – не сомневайтесь. А нам, горемычным, вечно идущим по миру своим особым российским путем, так и придется маяться по посольствам.
Финнам все труднее ездить в Россию
Самый большой поток североевропейских туристов в Россию идет из Финляндии. Ежегодно на восток отправляются более 200 тыс. финнов. Однако жители Суоми начиная с 1990-х годов сталкиваются со все большими сложностями для получения права съездить в нашу страну. До 2002 года финны могли ездить в нашу страну без виз морем, на круизных теплоходах по Сайменскому каналу и Финскому заливу. Пассажирам круизников, заходивших в Выборг и Петербург, прямо в порту выдавали разрешение на посещение российской территории. Но это послабление было отменено в августе 2002 года, поскольку отдельные страны ЕС отказывались действовать так же в отношении пассажиров наших круизных судов. Несколько крупных компаний, планировавших регулярные заходы в Выборг и Петербург, отменили тогда свои рейсы. Потери для российского бюджета составили, по приблизительным оценкам, около 50 млн. долларов. Алексей СМИРНОВ, Стокгольм |
Самые проблемные – посольства ФРГ и Франции
Прошлогодние рамочные соглашения между Евросоюзом и Россией по визовым вопросам не сильно сказались на работе посольств стран, входящих в шенгенскую зону. Причем, по практически единодушному мнению российских туроператоров, сложнее всего получить визу в Германию. Анатолий ПОМОРЦЕВ, Алексей АНДРЕЕВ |
Бельгийцев в Москве раздражают анализы на СПИД
Бельгийские и люксембургские бизнесмены ожидают, что вступление в силу соглашения об упрощенном визовом режиме между Евросоюзом и Россией снимет проблемы, с которыми они еще сталкиваются, получая российскую визу. «Собственно, и сегодня особых трудностей у этой категории путешественников нет, – сказал «НИ» генеральный советник Бельгийско-Люксембургской торговой палаты по России и Белоруссии Аркадий Арьянофф. – Правда, многие считают унизительной и затратной по времени процедуру сдачи анализа на СПИД, повторяющуюся каждый раз при получении многократной визы. Громоздкая и бюрократическая процедура регистрации иностранцев в России. Она отнимает много времени и непонятно зачем, если у человека уже есть виза». Александр МИНЕЕВ, Брюссель |
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом