Германия не только унаследовала жесткую линию Финляндии по отношению к странам-претендентам на вступление в ЕС, но и более четко ее определила

Председательство Германии в ЕС означает для Украины переформатирование отношений с Брюсселем в рамках политики соседства. В то же время, провозгласив одним из приоритетов своего председательства в ЕС энергетическую политику, Берлин намерен добиться заключения нового соглашения о партнерстве между ЕС и Россией. Напомним, что Германия является одним из главных экономических партнеров России, в том числе в газовой сфере. Между тем в самом ЕС намечается риск обострения отношений между странами «старой Европы» и новыми членами ЕС из бывшего советского блока - в частности Польшей, которая считается союзницей Украины.

С января нынешнего года и до конца июня в ЕС председательствует Германия. Официальный Берлин среди основных приоритетов своего председательства в ЕС выделил работу над принятием Конституции ЕС, усиление сотрудничества со странами бывшего СССР, решение проблем энергобезопасности и экологии, а также заключение нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией.

Одной из главных задач ЕС в нынешнем году федеральный канцлер Германии Ангела Меркель назвала укрепление связей со странами-соседями, в настоящее время не являющимися кандидатами на вступление в Евросоюз. По ее словам, Объединенная Европа «не может позволить себе равнодушно относиться к «дуге нестабильности», простирающейся от Беларуси до Северной Африки, проходящей через Украину, Молдову, Западные Балканы и Ближний Восток».

«Если ЕС не возьмет на себя ответственность и не направит близлежащие регионы на путь к экономическому процветанию и достойному государственному управлению, он рискует жестоко поплатиться», - сказала канцлер.

Вместе с тем, как известно, Ангела Меркель является сторонницей более жесткого подхода к контролю за выполнением государствами, претендующими на членство в ЕС, взятых на себя евроинтеграционных обязательств. Это совпадает с позицией главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. При этом главный упор делается на борьбу с коррупцией, проведение судебной реформы и улучшение инвестиционного и бизнес-климата - проблемы, которые, в принципе, общие для государств, подписавших с ЕС «планы действий».

Декларации о политике соседства прозвучали на фоне причисления Украины к «дуге нестабильности». Это свидетельствует о том, что кредит доверия ЕС к украинскому государству, где так и не проведены базовые реформы и отсутствует единый механизм принятия политических решений, исчерпан

Ни один из политиков ЕС и Германии сейчас не высказывается за сворачивание процесса приема в ЕС новых стран. Тем не менее нынешняя официальная позиция Брюсселя такова, что взаимоотношения между Украиной и ЕС должны строиться на основе нового Коммюнике политики соседства. Об этом еще в минувшем году сообщил первый секретарь представительства Еврокомиссии в Украине Дирк Шюбель. При этом он отметил, что данное Коммюнике представляет собой «набор инструментов, с помощью которых страны-соседи смогут приближаться к ЕС быстрее и лучше».

В Коммюнике излагается перечень мероприятий программы соседства. Они касаются приведения к евростандартам тарифной политики и регуляторного законодательства, санитарных и ветеринарных норм. Речь также идет о совершенствовании мер по защите интеллектуальной собственности, визовых процедур, о взаимодействии Украины и ЕС по линии ВТО и ОБСЕ. Кроме того, предполагается активное участие стран-соседей ЕС в разрешении региональных конфликтов.

Энергетические приоритеты председательства Германии в ЕС в настоящее время в основном связаны с заключением нового соглашения о стратегическом партнерстве между Евросоюзом и Россией. Предполагается, что составной частью соглашения ЕС - Россия должно стать получение доступа к российским энергоносителям (прежде всего - к газу). В качестве одного из вариантов рассматривается участие в освоении российских месторождений. Россия в обмен рассчитывает получить более тесный доступ к конечному рынку сбыта газа, приобретя пакеты акций в немецких коммунальных предприятиях.

Однако начало этих переговоров блокируется Польшей. Варшава протестует против российских санкций на ее сельскохозяйственную продукцию, а также против строительства Североевропейского газопровода (СЕГ), который, согласно проекту, должен пройти через польскую акваторию Балтийского моря. В этом вопросе Польша действует как стратегический партнер Украины. Не секрет, что проект СЕГ направлен на уменьшение зависимости России от украинской газотранспортной сети.

Однако, по мнению немецкого политолога Александра Рара, Польша рискует лишиться, во-первых, поддержки ЕС в других вопросах, а во-вторых - крупных евросоюзовских, в том числе и немецких, дотаций на развитие собственной экономики. «Варшава по-прежнему зависит от крупных дотаций со стороны Европейского Союза. Германия в этом году готова была выдать дополнительные суммы для поддержки польской экономики. За что, кстати, госпожу Меркель внутри страны достаточно сильно критиковали. Теперь же Польша не может ожидать, что ей пойдут навстречу в ключевых вопросах, раз она блокирует решение такой стратегической проблемы», - заявил Александр Рар в комментариях для немецких СМИ.

Что же касается энергетических вопросов, то о Евроазиатском нефтетранспортном коридоре, который долгое время считался «козырной картой» Украины в ее диалоге с ЕС, Ангела Меркель вообще не упомянула. Во-первых, реверс нефтепровода Одесса - Броды сохранен еще на два года. Во-вторых, для Германии на первый план выходят газовые вопросы. Еще в мае 2006 года немецкая компания E.ON Ruhrgas начала переговоры с «Газпромом» относительно приобретения доли в Южно-Русском газовом месторождении. Взамен россияне рассчитывают на приобретение миноритарных пакетов акций в торгово-распределительных предприятиях E.ON Ruhrgas Group в Германии. По словам главы российского «Газпрома» Алексея Миллера, целью российского газового концерна является «добраться до каждой плиты в Германии». Это и неудивительно: концерну E.ON Ruhrgas принадлежит 6,8% акций «Газпрома» и он на 28% зависит от поставок газа из России. Как говорится, своя рубашка к телу ближе.

ГЛАВНОЕ

Германия не только унаследовала жесткую линию Финляндии по отношению к странам-претендентам на вступление в ЕС, но и более четко ее определила. Стоит обратить внимание, что декларации о политике соседства прозвучали на фоне причисления Украины к «дуге нестабильности». Это свидетельствует о том, что кредит доверия ЕС к украинскому государству, где так и не проведены базовые реформы и отсутствует единый механизм принятия политических решений, исчерпан. Так что ссылки посла Германии в Украине Райнхада Шефферса на невозможность рассмотрения инициатив по перспективам вступления Украины в ЕС из-за внутренних проблем в Союзе верны лишь отчасти.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2048