Этим, вполне естественным вопросом, задались в прошлый четверг все те украинцы, которые не поленились 26 марта прийти на избирательные участки, отстоять многочасовые очереди, и все-таки поставить галочку напротив понравившейся им партии или блока. Просто так получилось, что мало кто из нас тогда, в оставшиеся дни до выборов, отчетливо понимал, за кого именно он голосует, и кому, говоря пафосно, но без преувеличений, отдает в руки судьбу страны. В вихре политической рекламы самого разного пошиба от глаз электората по большей части скрылись имена тех, кто 25 мая ставил свою подпись под присягой народного депутата. Люди голосовали за лидеров партий, а тех, кто стоял за их спинами, разглядеть не получалось. Теперь же такая редкая возможность нам представилась: на первое заседание новой Верховной Рады пожаловали все 450 народных избранников. Кто они? Чьи интересы будут представлять и защищать в парламенте - свои или народные?
Может показаться, что наличие в нынешнем парламенте всего пяти фракций в значительной мере упрощает задачу определения целей пришедших под купол на Грушевского людей. Однако, это утверждение верно лишь отчасти. Причем, эта часть настолько мала, что она потеряла свою значимость в тот первый день, когда новоиспеченные депутаты вошли под своды законодательного храма. Еще по дороге к зданию парламента лица большинства депутатов были нарочито сосредоточенные и серьезные, на лице каждого из них читался немой вопрос: что меня ждет там, и как меня примут новые друзья по сути и враги по определению? Даже у тех, для которых эта каденция была второй или третьей по счету, сводило скулы: напряжение от неизвестного пока будущего порядком действовало на нервы. Но, уже попав в Верховную Раду, многие расслабились и принялись беззастенчиво лобызаться с теми, кого еще во время предвыборной кампании обильно поливали грязью. Причем, что интересно, быстрее всего общий язык нашли депутаты-бизнесмены из, казалось бы, партий – заклятых врагов: видимо, бизнес-интересы могут встать выше партийной символики.
Все эти депутатские рекогносцировки как бы говорили, что поначалу нардепы намерены прощупать почву (на это может уйти около года), а уж затем приниматься за активную деятельность. Законодательную или все же лоббистско-бизнесовую – покажет время. Но уже сейчас можно постараться спрогнозировать, чем именно займется каждая из новосконструированных парламентских фракций.
Зыбкий «региональный» монолит
Только неискушенному в парламентской жизни человеку может показаться, что 186 бойцов Партии регионов представляют собой единый, монолитный коллектив. Что-что, а уж определение «донецкие» им уже явно не подходит. Хотя бы потому, что в проходной части списка оказалась масса представителей других областей – от Николаевской до Киевской, а, стало быть, и интересы у них могут коренным образом отличаться от донецких. Эксперты говорят, что лидеру фракции «Регионы Украины» Виктору Януковичу придется приложить немало усилий, дабы заставить разношерстную компанию, набранную впопыхах перед выборами, покорно слушаться каждого взмаха «дирижерской палочки» главного «регионала». Уже сейчас политологи выделяют в «региональном» ансамбле четыре центра влияния, которые, естественно, будут стараться перетягивать на себя одеяло при продвижении законов. Из-за этого у Партии регионов в парламенте, говорят, могут случаться такие себе междусобойчики. Кстати, если Януковичу не удастся скоординировать действия упомянутых центров влияния в самое ближайшее время, этой разрозненностью вполне могут воспользоваться враги фракции. Например, тому же БЮТу будет намного легче склонить на свою сторону определенную часть «бело-голубых», чтобы решить какой-либо, нужный тимошенковцам вопрос. Пожалуй, в этом и состоит опасность для «регионалов», которой подвергалась та же «Наша Украина» прошлого созыва, когда определенная группка «помаранчевых» наотрез отказывалась голосовать за проект закона, лоббируемый коллегами по фракции.
Очень интересно будет понаблюдать за тем, как «регионалы» собираются претворять в жизнь два главных предвыборных лозунга: предоставление русскому языку статуса второго государственного и федерализацию Украины. С первым вроде бы все более-менее понятно – наткнувшись на жесткое сопротивление Президента, бело-голубые не станут ратовать за полную «русификацию» страны, ограничившись регионами, где они имеют наибольший политический вес. Что и происходит в данное время на юго-востоке Украины. Согласитесь, странно было бы видеть на парламентской трибуне Кушнарева или Азарова, страстно доказывающих депутатскому корпусу необходимость введения в русского языка в Львовской или Тернопольской области. Что же до федерализации, то, похоже, эту затею «регионалы» забросят до следующих парламентских выборов.
Забавно, кстати, что Регионы стали первыми, кто спровоцировал конфликт в Раде, который чуть было не закончился рукоприкладством. Если бело-голубые способны так легко воспламениться при решении вопроса о перенесении заседания на другой день, легко представить, что может случиться, если будет решаться куда более важный вопрос. Ринат Ахметов уже предупредил коллег, что занимался боксом, да и остальные «регионалы» в числе которых есть бывшие спортсмены (Эльбрус Тадеев, например) и телохранители, если будет надо, с готовностью обнажат шпаги. Посему уже сейчас можно говорить о том, что избежать потасовок в Раде вряд ли удастся.
Синдром «маминой юбки»
Глядя со стороны на представителей парламентской фракции БЮТ, кажется, что «белое братство» связано невидимыми нитями со своей владычицей – Юлией Тимошенко. Даже отойдя в сторонку от своих партнеров по фракции, депутат-бютовец, особенно если он в политике человек новый, в своем комментарии по тому или иному поводу постарается не отклониться от линии партии. Показателен пример с подкупом тимошенковцев представителями Регионов, о котором поведала общественности Леди Ю. Теперь, похоже, ни один «сердечный» нардеп не осмелится поболтать с коллегой из другой фракции без того, чтобы не испросить письменного разрешения у Юлии Владимировны. Те же нашеукраинцы шутят, что после каждого совещания Тимошенко будет на детекторе лжи проверять своих партайгеноссе. Да и от драк тимошенковцы уж точно постараются уклонится – ведь традиционно БЮТ силен на словах, а не на деле. А слово молвить там есть кому – журналисты Шевченко и Ляшко, политологи Выдрин и Полохало - эти товарищи, если нужно, подсобят замешкавшимся соратникам.
Кстати, о делах. Понятно, что первоначальной задачей БЮТ является отнюдь не решение социальных вопросов или лишение депутатов неприкосновенности и льгот, о чем Тимошенко сотоварищи так много рассуждали перед выборами. Первое время усилия «сердечников» в большей степени будут направлены на продвижение кандидатуры ЮВТ на пост премьера. Лишь решив эту задачу, бютовцы смогут заняться лоббированием собственных политических и экономических интересов.
Однако, все планы бизнесменов-тимошенковцев могут быть нарушены, если их лидер не станет главой Кабмина, а уйдет в жесткую оппозицию. Тогда парламентский БЮТ может постигнуть участь его киевсоветовского прототипа: оказавшись в оппозиции к мэру Киева Черновецкому, бизнес-крыло БЮТ предпочло покинуть фракцию горсовета и переместиться поближе к власти. В этом случае от развала фракцию не спасет даже пресловутый императивный мандат: ради такого случая другие фракции, возможно, предпочтут не поднимать бучу насчет лишения депутатского мандата сбежавших парламентариев.
Фракция власти
Это только первое время «Наша Украина» тосковала о том, что не взяла первое место на выборах. Теперь же, фактически став держателем «золотой акции» в парламенте, «нашеукраинцы» не спешат совершать серьезных телодвижений в том же процессе создания парламентской коалиции. Похоже, что и сокращение численности фракции также пошло на руку соратникам гаранта – сейчас в ее составе не осталось господ вроде Костенко и Плюща, которые любили слегка помутить воду и поосуждать действия своих соратников. Фракция четко разбита на политиков-бизнесменов и политиков-шоуменов. Задача первых (Порошенко, Мартыненко, Жвания, Третьяков и т.д.) – продолжать делить неподеленное, задача вторых – любыми способами прикрывать первых. Наверное, именно затем в проходную часть списка НСНУ включили тех же Руслану и Ольгу Герасимьюк. Как законодатели и бизнесмены они явно никакие, а вот отвлекающий маневр совершить (станцевать перед трибуной, «толкнуть» чувственную речь) – это самое оно.
Социальное или социалистическое?
Роль 33 «богатырей» фракции СПУ в новом парламенте до сих пор не понятна. За много лет пребывания у кормила законодательной власти социалисты так и не удосужились сделать чего-то поистине значимого для страны. Единственное «достижение» СПУ – переполненная изъянами и недоделками политреформа. Которую еще не факт, что не отменят. В остальном же фракция, возглавляемая неоднократным кандидатом в Президенты, спикеры и премьер-министры Александром Морозом не реализовала ни одного более-менее значимого социального проекта: бесплатного образования, медицины, достойных пенсий, зарплат и стипендий как не было, так и нет. Похоже, что и в этот раз социалисты появились в парламенте, чтобы отбывать номер. Конечно, они изредка будут предпринимать какие-нибудь активные действия, вроде критики Президента или премьер-министра за безобразия и бесчинства в топливной сфере или оборонной политики. Ну и задача-максимум у них есть – постараться рассадить своих однопартийцев в Кабмине и комитетах Верховной Рады. А вот большего им, по всей видимости, не дано. Да они уже и не рвутся.
Экипаж разбитого корыта
Явные гости на парламентском празднике жизни – коммунисты. Чудом перемахнув проходной барьер, представители КПУ озадаченно чешут лбы, дивясь, что ж это они делают в самом логове новейшей украинской буржуазии. Ведь куда ни плюнь в парламенте – попадешь в бизнесмена. Или потенциального кандидата в бизнесмены. Вроде бы и почва для классовой борьбы благодатная, да бороться некому. 21 коммунист не самого юного возраста вряд ли сможет противостоять физически крепким «регионалам» или «нашеукраинцам» в потасовке у парламентской трибуны. Отобрав у «красных» накануне минувших выборов всю социальную риторику, их лишили последней забавы – блокирования трибуны. Сейчас Петр Симоненко сотоварищи молятся об одном: как бы привалиться к чьему мощному плечу и с этих позиций безжалостно критиковать «преступну владу». Похоже, это их единственный шанс продлить свое политическое долголетие. Впрочем, и тот весьма призрачный.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом